"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 Мая: история праздника

Праздник весны и труда — это не только выходные в тёплые весенние дни, но и сохранение памяти об исторических событиях

Фото: omsklib.ru
Фото: omsklib.ru

Это праздник, который современным россиянам достался "в наследство" от СССР, от бабушек и дедушек, которые ходили в этот день на всенародные демонстрации и шествия. Времена изменились, но по-прежнему 1 мая многие люди выходят на городские улицы и площади с плакатами и лозунгами.

Предпосылки этого праздника возникли в середине XIX столетия, когда австралийские трудящиеся 21 апреля 1856 года вышли на демонстрацию с требованием установить восьмичасовой рабочий день. С того времени в Австралии  праздник начали отмечать ежегодно, и примеру австралийских рабочих стали следовать канадские и американские анархистские объединения.

В американском Чикаго, который находится в штате Иллинойс, праздник, посвящённый трудящимся, возник с осложнениями. Но благодаря именно чикагским рабочим он стал распространяться во многих странах мира.

В 1886 году рабочими была организована массовая протестная акция, суть которой заключалась в требовании сделать трудовой день восьмичасовым, так как работать по пятнадцать часов в сутки было невозможно. В этом митинге приняли участие 40 тысяч рабочих.

Расстрел участников демонстрации в Чикаго. Фото: observator.tv

Тем не менее, правительство США и не думало идти на уступки митингующим: в результате множество участников протестной акции были расстреляны полицейскими. После митинга в Чикаго начались увольнения трудящихся: так, например, с завода McCormick Harvesting Machine Company было уволено полторы тысячи человек. Был организован ещё один митинг, который разогнали полицейские при помощи вооружённых битами отрядов из "Агентства Пинкертона", созданного разведчиком и сыщиком Аланом Пинкертоном. Многие были ранены, а четыре человека лишились жизней.

Это вызвало волну возмущения в объединениях анархистов — они распространили листовки среди трудящихся, призывая их на митинг на площади Хеймаркет (что в переводе означает "Сенной рынок"). Митинг состоялся 4 мая 1886 с большими потерями, хотя демонстрация была мирной, с участием женщин и детей. Мэр города вышел посмотреть на неё. Но когда он ушёл, полицейские отряды потребовали прекратить митинг, и в этот момент кто-то бросил бомбу. От взрыва погиб полицейский, и тогда полиция открыла огонь по участникам демонстрации.

Взрыв на площади Хеймаркет во время демонстрации. Фото: gb.makemefeed.com

В результате перестрелки многие погибли. После этого со стороны властей начались расследования, судебные процессы, провокации и казни всех тех, на кого падали подозрения. Однако впоследствии правительство вынуждено было извиниться перед обвиняемыми и признать невиновность восьми осуждённых анархистов, четверо из которых казнили.

Несмотря на насильственные действия правительства, трудящиеся каждое 1 мая продолжали выходить на демонстрации, помня о самом первом митинге, и часто сталкивались с полицейскими. Так Первомай стал называться Днём Труда, и на Конгрессе II Интернационала в Париже в 1889 году празднику дали название Всемирный День солидарности трудящихся.
Памятник пострадавшим на Хеймаркете демонстрантам на кладбище Forest Home. Фото: historicaldis.ru

Коммунисты Российской Империи, следуя примеру американских рабочих, впервые отметили 1 Мая в 1890 году в Варшаве, когда 10 тысяч рабочих приняли участие в массовой забастовке. Так этот праздник начал постепенно проникать в сознание российских рабочих.   

Представители российского пролетариата начали отмечать этот праздник в 1897 году: он поначалу носил характер народных гуляний.

Такое понятие, как маёвка, до 1917 года обозначало неофициальные собрания рабочих, среди которых бродили революционные настроения. Маёвки сначала представляли собой дружеские и семейные выезды на природу для встречи весны, пикники, связанные с наступлением тёплых майских дней. Сама традиция проведения маёвок уходит корнями в глубокую древность, когда почитатели античной богини Майи (в честь которой и назван последний месяц весны) устраивали празднества, посвящённые плодородию и земледельческому труду.

Фото: egor-23.livejournal.com

В Российской Империи маёвки рабочих в первый раз состоялись в 1891 году в Санкт-Петербурге и в 1895 — в Москве. Как только маёвки начали приобретать политический оттенок, царская полиция стала принимать меры по их пресечению.  

В мае 1901 года рабочие из нескольких петербургских предприятий, в том числе из Обуховского сталелитейного завода, где действовали тайные — народнические, социал-демократические и иные кружки, вышли на открытую демонстрацию в Александровском селе Шлиссельбургского уезда. Участники митинга, выступавшие с антиправительственными лозунгами, требовали улучшения условий труда и сокращения рабочего дня до 8 часов, к ним присоединились пролетарии с других предприятий — Императорской Карточной фабрики и Александровского завода. В ходе этой забастовки рабочие столкнулись с полицией и отрядами матросов, которые охраняли завод: они начали стрелять по участникам демонстрации, у которых не было огнестрельного оружия, они отбивались подручными средствами. В результате протестующие отступили и забаррикадировались на Карточной фабрике и продолжали сопротивляться. Из Санкт-Петербурга прибыли роты Омского полка для восстановления порядка. В ходе этого столкновения погибло несколько рабочих, многие получили ранения, однако после этого многие требования об улучшениях условий труда, выдвинутые на демонстрации, были удовлетворены. 37 организаторов забастовки были арестованы, восемь оправданы, а остальные приговорены к тюремному заключению и каторжным работам. Но выступление рабочих Обуховского завода послужило примером для трудящихся остальных предприятий, и в течение месяца в Петербурге проходили забастовки. Впоследствии митинг обуховцев, который прошёл 7 мая 1901 года, получил название Обуховская оборона, и в Санкт-Петербурге есть проспект, название которого посвящено этому событию: Проспект Обуховской Обороны.

"Обуховская оборона". Советский плакат. 1964 г., издательство "Просвещение". Фото: habartorg.ru

В 1912 — 1914 годах российские рабочие стали регулярно выходить на шествия и демонстрации, а в 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, 1 Мая приобрёл официальный характер и назывался сначала "день Интернационала", а затем "День международной солидарности трудящихся". С 1918 года 1 Мая сделали выходным, а с 1928 года ЦИК Совета народных комиссаров СССР объявило и 2 мая нерабочим днём в память о праздниках в честь Дня Интернационала.

Праздник 1 Мая нашёл отражение в искусстве: в том числе такие знаменитые поэты, как Демьян Бедный, Владимир Маяковский и Сергей Есенин посвящали этому событию свои стихотворения.

"Я видел праздник, праздник мая —
И поражён.
Готов был сгибнуть, обнимая
Всех дев и жён.
<…>
Ну как тут в сердце гимн не высечь,
Не впасть как в дрожь?
Гуляли, пели сорок тысяч
И пили тож".
 
Это строки из произведения Сергея Есенина "1 мая", написанного им в 1925 году.

А. Дейнека. "Стахановцы". Фото: izocenter.ru

В Советском Союзе официальный праздник 1 Мая массово отмечался всей страной: участники демонстраций под музыку, носящую политическую окраску, организовывали шествия с лозунгами, флагами, плакатами и цветами. Члены советского правительства произносили с трибун приветственные речи. Последняя официальная первомайская демонстрация прошла в 1990 году, а в 1992 году этот день стал носить название "Праздник весны и труда".

Несмотря на то, что и до сих пор разные политические партии и объединения проводят демонстрации на улицах и площадях с более или менее острыми социально-политическими лозунгами, идея праздника размывается и поэтому отдаляется от первоначального смысла. Первомай, перенесённый в реалии современной российской жизни, носит иной характер, нежели в СССР — это, прежде всего, всеобщая радость от встречи весны, народные гуляния, культурные мероприятия, уличные фестивали и возможность выехать на природу, а политика отходит на второй план в сознании большинства.

Фото: molbulak.ru

Кроме того, часто на Первое Мая деятели искусства проводят такие мероприятия, как монстрации — художественные акции, участники которых выходят на улицы с абсурдными лозунгами, несущими символический смысл, и транспарантами. Монстрации — это импровизации, способ выстраивания диалога с окружающей действительностью посредством перенесения искусства в общественное пространство.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть