"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Андрей Вознесенский – будет!

Сегодня мог бы отметить 90-летие один из ведущих поэтов-"шестидесятников".

Андрей Вознесенский. Фото: m.sports.ru
Андрей Вознесенский. Фото: m.sports.ru

12 мая 1933 года в Москве родился Андрей Андреевич Вознесенский: поэт, публицист, художник и архитектор, один из тройки знаменитых мужчин-"шестидесятников", чье имя навсегда осталось "через запятую" с именами Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского. Андрей Вознесенский скончался 1 июня 2010 года и в том же году посмертно получил вторую для него высшую государственную награду: премию Правительства РФ.

Предыдущую Госпремию СССР Андрей Вознесенский снискал в 1978 году. Ну, и "разнос", который устроил всем творческим шестидесятникам в Кремле Никита Хрущев 7 марта 1963 года, как показало время, тоже можно считать высшей наградой. Этот факт вписан в историю.


Фото: picturehistory.livejournal.com

Андрей Вознесенский происходил от предков из духовного сословия, что видно по фамилии, из интеллигентной и образованной семьи, и сам получил прекрасное образование. В 1957 году он окончил Московский архитектурный институт, где учился у выдающегося советского архитектора Леонида Павлова, автора проектов многих зданий научно-исследовательских институтов и соавтора проектов трех станций московского метро: "Нагатинской", "Добрынинской" и "Серпуховской". Об Андрее Вознесенском-архитекторе, по гамбургскому счету, широкой публике ничего не известно. Однако способности к рисованию и взгляд художника всегда были с ним и в его поэзии. Недаром на рубеже тысячелетий Андрей Вознесенский разработал собственный жанр видеом, о чем говорил так: "Дух светлый ли, аномальный ли является нашему сознанию в виде видения. В новых работах, которые называю "ВИДУХИ", я пытаюсь постичь духовное через видео. В случае портретов человеческих судеб называю их - ВИДЕОМЫ. Пригодились архитектурные навыки". На взгляд начитанного обывателя (я о себе), то были броские картинки, отображающие словесные каламбуры. В девяностые годы видеомы Вознесенского активно печатались в самой разной периодике, не только литературной. Мне особенно запомнились две. Страшная "Тьмать": черное колесо на красном фоне, по ободу которого идут эти буквы, сливаясь в слово то ли "тьма", то ли "мать". И забавная: "ХХ век, покедова!". На фото были кеды, зашнурованные на две дырочки – получалась римская цифра ХХ. Кеды, на взгляд поэта, были не обувью, а идеологией уходящего века, объединяли и спорт, и аскезу, и простоту бытия, и некие ментальные искания. И еще получила огромную известность видеома, объединяющая Сергея Есенина и Айседору Дункан.


Фото: gvshost.wordpress.com

Больше видеом Вознесенского можно посмотреть здесь.

Об Андрее Вознесенском-человеке рассказал постоянный автор "Ревизора.ru" Евгений Попов три года назад в скорбную 10-ю годовщину смерти своего старшего товарища. К уникальным воспоминаниям о личном знакомстве с поэтом добавлять "из открытых источников" ничего не хочется. Но в честь юбилея Андрея Андреевича приведем одно из самых известных его стихотворений, строчкой из которого озаглавлена эта статья: "Осень в Сигулде". Оно всегда актуально, даже когда на дворе, как сейчас, царит весна, а не осень. Ибо высокая поэзия всегда актуальна. И да – Андрей Вознесенский будет!
 
Свисаю с вагонной площадки,
прощайте,
 
прощай, моё лето,
пора мне,
на даче стучат топорами,
мой дом забивают дощатый,
прощайте,
 
леса мои сбросили кроны,
пусты они и грустны,
как ящик с аккордеона,
а музыку — унесли,
 
мы — люди,
мы тоже порожни,
уходим мы,
так уж положено,
из стен,
матерей
и из женщин,
и этот порядок извечен,
 
прощай, моя мама,
у окон
ты станешь прозрачно, как кокон,
наверно, умаялась за день,
присядем,
друзья и враги, бывайте,
гуд бай,
из меня сейчас
со свистом вы выбегаете
и я ухожу из вас,
 
о родина, попрощаемся,
буду звезда, ветла,
не плачу, не попрошайка,
спасибо, жизнь, что была,
 
на стрельбищах
в 10 баллов
я пробовал выбить 100,
спасибо, что ошибался,
но трижды спасибо, что
 
в прозрачные мои лопатки
вошла гениальность, как
в резиновую перчатку
красный мужской кулак,
 
"Андрей Вознесенский" — будет,
побыть бы не словом, не бульдиком,
ещё на щеке твоей душной —
"Андрюшкой",
  
спасибо, что в рощах осенних
ты встретилась, что-то спросила
и пса волокла за ошейник,
а он упирался,
спасибо,
 
я ожил, спасибо за осень,
что ты меня мне объяснила,
хозяйка будила нас в восемь,
а в праздники сипло басила
пластинка блатного пошиба,
спасибо,
 
но вот ты уходишь, уходишь,
как поезд отходит, уходишь...
из пор моих полых уходишь,
мы врозь друг из друга уходим,
чем нам этот дом неугоден?
 
Ты рядом и где-то далёко,
почти что у Владивостока,
 
я знаю, что мы повторимся
в друзьях и подругах, в травинках,
нас этот заменит и тот —
"природа боится пустот",
 
спасибо за сдутые кроны,
на смену придут миллионы,
за ваши законы — спасибо,
 
но женщина мчится по склонам,
как огненный лист за вагоном...
 
Спасите!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть