Фото: Издательство "Редакция Елены Шубиной"
Александр Генис – выдающийся журналист, писатель, литературовед, уже долгие годы знакомящий русских читателей с различными пластами культур многих эпох и народов. Такую тягу к абсолютно разным культурным веяниям, пожалуй, можно объяснить биографией писателя.
Генис родился в 1953 году в Рязани. Однако провёл он здесь слишком мало времени – через два года семье будущего культуролога пришлось переехать в Ригу из-за проблем отца на работе. Здесь Александр вырос, – он до сих пор считает Ригу своей родиной – выучился и поступил на филологический факультет Латвийского университета, который окончил в 1976 году. Тем не менее спустя год Генису снова пришлось переехать – на сей раз в Соединённые Штаты. Второй родиной для писателя стал Нью-Йорк, где он и провёл вторую половину своей жизни.
Сейчас Генис участвует в еженедельной программе на радио “Свобода”, ведёт персональные рубрики в “Новой газете” и журнале “Эсквайр”, блог на сайте “Сноб”, а также сотрудничает с журналом “Иностранная литература”.
“Картинки с выставки” – книга, необычная во всех отношениях. Первое, что бросается в глаза, – название, отсылка к циклу фортепианных пьес Модеста Мусоргского. Наверное, это самое красноречивое описание, какое только мог дать сам автор своему детищу: Генис будто и сам написал цикл мелодий-впечатлений после посещения лучших музеев мира.
Книгу составляют три части: “Персоны”, “Вернисажи”, “Фантики”. Каждая из них включает несколько коротких глав, отзывов-размышлений, ярких впечатлений искусствоведа и одновременно простого зрителя Гениса. “Персоны” предлагают читателю множество интересных фактов из жизни и творчества таких корифеев живописи разных эпох, как Эдвард Мунк, Фу Баоши, Анри Матисс, Эндрю Уайет, Рене Магритт, Густав Климт… “Вернисажи” знакомят с целыми направлениями и течениями в изобразительном искусстве и их оценкой нашими современниками – итальянским футуризмом, восприятием мусульманской культуры, большими и малыми голландцами. “Фантики” же посвящены знаменитым полотнам Брюллова, Репина, Шишкина, Саврасова и других русских художников и объясняют их значение для нации.
Однако не стоит думать, что “Картинки с выставки” – очередная подборка научно-популярных текстов по истории искусства. Отличительной особенностью книги является постоянное присутствие на её страницах автора – как обычного человека. Это не только путеводитель по миру живописи, это ещё и в какой-то степени личный дневник, в котором можно встретить реальных друзей писателя, отсылки к фактам его биографии, параллели, проведённые Генисом исключительно как простым, неискушённым созерцателем (чего только стоит соотнесение “Игроков в карты” Сезанна со студенческой партией в преферанс). В самом деле, едва заметные автобиографические детали очень похожи на тему-интермедию у Мусоргского.
Да и манера автора рассказывать о мировых шедеврах просто, ёмко и понятно любому читателю, каким бы ни был объём его культурного багажа, очень привлекает и заслуживает уважения. Генис и сам прекрасно понимает ценителей искусства, сталкивающихся с ним с разных позиций осведомлённости, заявляя: “Я пишу лишь о том искусстве, которое радует и меняет меня. Критерий прост: если, покидая выставку слегка очумелым, вы видите мир немного иным, значит художник достиг цели. (Главное тут – не попасть под машину)”.
“Картинки с выставки” – разносторонняя и увлекательная книга, которая будет интересна как искушённому знатоку, так и едва разбирающемуся в изобразительном искусстве читателю, ведь, затрагивая известные всем факты о художниках и их эпохах, автор предлагает и множество фактов, знакомых далеко не каждому и оставляющих богатую пищу для размышлений.