БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Чарльз Диккенс, самый сентиментальный из английских писателей

Сегодня 210 лет со дня рождения классика.

Чарльз Диккенс. Фото: Википедия/Общественное достояние
Чарльз Диккенс. Фото: Википедия/Общественное достояние

Чарльз Диккенс, начинавший свой творческий путь с работы репортером, был признан самым популярным англоязычным писателем при жизни. Земных лет ему было отмерено не так уж много, всего 58: 1812 – 1870. Но написано за этот срок много даже по меркам "многословной" литературы XIX века: около двадцати произведений крупной формы и сборники рассказов.

Творчество Диккенса относят к жанру реалистическому за правдивое отражение жизни лондонского дна и пороков аристократии и прочих представителей респектабельных кругов. Однако, как ни удивительно, именно в этих "жизненных" романах прорастало пышным цветом сентиментальное и даже сказочное начало. Благодаря чудесному вмешательству Провидения все "униженные и оскорбленные" в конце романов Диккенса получали по заслугам. Их плохие мучители и угнетатели – тоже. Подобный прием наблюдается в самых прославленных книгах романиста: "Приключениях Оливера Твиста", "Николасе Никльби", "Дэвиде Копперфилде", "Лавке древностей","Холодном доме", "Повести о двух городах",  "Больших надеждах"… Даже в сатирических "Посмертных записках Пиквикского клуба", хоть клуб и почил в бозе, но неправедный судебный процесс о нарушении брачного обещания завершился к удовлетворению мистера Пиквика – и миллионов его читателей. Эта установка на торжество справедливости стала одной из мировых литературных традиций.  


Дом, где родился Диккенс. Фото: Википедия / Austriantraveler - собственная работа

Юноша, полное имя которого было Чарльз Джон Хаффем Диккенс, родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута Лэндпорте в многодетной семье, где был вторым по старшинству среди чад. Его отец-чиновник был переведен в Лондон, но жизнь в столице оказалась Джону Диккенсу не по средствам, отчего отец в 1824 году попал в долговую тюрьму, а Чарльз – на фабрику по производству ваксы. Бедность, нужда, тяжкие для самолюбия посещения отца в тюрьме, труд несовершеннолетних были знакомы юному Диккенсу не понаслышке. Даже когда отцовские дела выправились благодаря полученному наследству (чудесное спасение тоже имело место в его жизни), мать настояла, чтобы Чарльз продолжал работать на производстве. Биографы считают, что этот факт повлиял на то, что всю дальнейшую жизнь отношения с женщинами у Диккенса не складывались…

Впрочем, "вакса" все же не затянулась очень надолго. Диккенсу удалось получить образование и устроиться в адвокатскую контору "Эллис и Блэкмор" младшим клерком на 13 шиллингов в неделю. То есть жизнь, быт и мечты мелких письмоводителей он тоже прочувствовал на своей шкуре. Однако же на этом месте службы будущий писатель освоил стенографию, в силу чего смог работать свободным репортёром; приходу его в газетное дело поспособствовал дальний родственник Томас Чарлтон. Стенографирование судебных процессов дало Диккенсу бесценный опыт для написания "Пиквикского клуба", полностью построенного на судебной тяжбе; а наблюдение и фиксация прочих сторон жизни небогатых и незнатных англичан привела к созданию литературного дебюта – "Очерков Боза", бытописательных заметок о мелкой буржуазии. Они вышли из печати в 1836 году. Первые произведения Диккенса приходили к читателю через газеты. Благодаря этому он сперва стал известным репортером, а затем на эту популярность наложилась слава писателя. Очень удачно получилось.


Портрет Диккенса работы художника Фрэнсиса Александера, 1842 год. Фото: Википедия / Общественное достояние

Таким образом, Чарльз Диккенс ввел в романы практически все, чему сам был свидетелем – или непосредственным участником. Биографы нашли в женских образах его романов отражение девушек и женщин, с кем писатель был связан, кого любил, порой и безответно. Так, Дора в автопсихологическом романе "Дэвид Копперфилд" – это Мэри Биднелл, дочь директора банка, первая любовь Диккенса. Флора в романе "Крошка Доррит" – она же, постаревшая и побитая жизнью, написавшая бывшему кавалеру письмо в надежде возродить прежние чувства. Диккенс отреагировал на это послание с писательской жестокостью – вывел юношескую любовь в книге в неприглядном виде. А добропорядочные британские семьи с их "скелетами в шкафах" и взаимным непониманием супругов, безусловно, имели прототипом брак Чарльза Диккенса и Кэтрин Томсон Хогарт, в котором родилось 10 детей, но счастья не было. Недаром в 1858 году Диккенс развелся с женой. В зрелые годы он полюбил 18-летнюю актрису Эллен Тернан. На этой молодой особе писатель так и не женился, но снял для нее квартиру, обеспечивал ее финансово и включил в свое завещание.

При такой реалистичной "подложке" лучших романов Диккенса выглядит слегка удивительным его тяга к счастливым финалам, в которых обязательно появляется благородный, здравомыслящий, состоятельный человек, внимающий во все перипетии и "берущий сторону" слабых и нуждающихся в защите. Но, возможно, с такими примерами Диккенсу тоже приходилось встречаться в жизни. И, конечно, вера в превосходство добра для художественной прозы важнее житейского опыта и достоверности. Недаром женские и детские образы из книг Диккенса считаются едва ли не самыми нежными и душевными в мировой литературе. Ход со "спасением" сироты, то есть оказанием ему помощи в социализации и введением во взрослую жизнь, тоже придуманный и постоянно используемый Диккенсом, пришелся по вкусу многим другим авторам. Роман Бориса Акунина из "Фандорианы" "Любовник смерти" назван самим автором "диккенсианский детектив" – Эраст Фандорин и Маса не только разгадали тайну клуба самоубийц и установили душегуба, но и "подобрали, обогрели" хитровского беспризорника Сеньку Скорика. Через несколько лет он, в романе "Чёрный город", Сенька станет первым в России кинопродюсером Мсье Симоном…

Особняком в творчестве Диккенса стоит последний, незавершенный его роман – "Тайна Эдвина Друда". Это детектив. Как детективщика русский читатель Диккенса практически не знает. Англичане же в курсе того, что до романа писатель создал детективную повесть "Пойман с поличным" с сюжетом весьма изворотливым (для своего времени, конечно) – тот, кого пытались убить, сам выследил своего убийцу. Впрочем, загадочность "Эдвина Друда" прежде всего в том, что он остался недописанным наполовину, если не больше. Работу над ним прервал (вместе с жизнью писателя) внезапный инсульт 9 июня 1870 года. До того момента в газетах, по диккенсовской традиции, успело выйти лишь три выпуска романа. В них появились главные герои: обаятельный шалопай Эдвин Друд, его невеста Роза, его дядя опиоман Джон Джаспер, мрачно и безнадежно любящий эту же девушку, брат и сестра Невил и Елена Ландлес, прибывшие в Англию из Индии, добрейшей души стряпчий Грюджиус, опекун Розы, и его клерк Баззард, и кафедральный собор Клойстергэма, в стенах которого со средних веков было заведено хоронить мертвецов. С первых страниц романа было понятно, насколько дядя ненавидит племянника и как сильно желает от него избавиться – во имя Розы; также он изучил устройство склепов в стенах собора. Так что, когда Эдвин Друд пропал, читатель сразу получил указание на то, что его тело спрятано в одном из средневековых каменных мешков… Оставалось, казалось бы, лишь уличить преступника – при юноше было кольцо, о котором не знал Джаспер, и оно должно было указать на его погубителя. Но роман прервался на том, что в Клойстергэме появился загадочный тип Дик Дэчери, собирающий сведения о Друде и его дяде. А Диккенс скончался, оставив литературе одну из крупнейших загадок.


Обложка первого издания "Тайны Эдвина Друда" с иллюстрациями, одобренными Диккенсом. Фото: Википедия / Общественное достояние.

Судя по написанным частям романа, один типично диккенсовский персонаж, благородный Грюджиус, в нем точно был. Он помог Розе скрыться от Джаспера, который стал преследовать девушку своими признаниями, чуть только пропал Эдвин. Что планировалось дальше, можно только гадать (гадают до сих пор). Сам Диккенс говорил своему старшему сыну, что Эдвин Друд погиб, но "светлые силы" книги выведут убийцу на чистую воду. Эта реплика была ответом на появившиеся у публики еще при чтении романа в газетах предположения, будто бы Эдвин спасся, скрылся, переоделся в Дэчери и стал собирать улики против дяди.

Вскоре после смерти Диккенса огромную статью «Ключи к „Тайне Эдвина Друда“» написал Дж. К. Уолтерс. Он предположил, что Эдвин все же мертв, а по следам убийцы идет переодетая Елена Ланднес, так как ее брата обвиняют в убийстве юноши. Но публика на этом не успокоилась. В 1914 году Диккенсовское общество подвергло Джона Джаспера "суду". Процесс широко освещался в прессе. Одним из присяжных был Бернард Шоу. К процессу привлекли артистов в костюмах персонажей. Разбирательство шло много часов; его участники пришли к выводу, что Джаспер точно виновен в умышленном убийстве, а вот со всеми остальными загадками такой однозначности добиться не удалось. Они будоражили умы писателей на протяжении полутора столетий. Роман анализировали, к примеру, соотечественники Диккенса Дэн Симмонс в книге "Друд, или человек в чёрном", где подлинная биография Диккенса смешивалась с судьбой героев "Эдвина Друда", и Мэтью Перл в работе "Последний Диккенс". Россияне не отставали от англичан. Известная мастерица остросюжетного жанра Анна Малышева развивала эту тему в романе "Любовь холоднее смерти" – начинающей писательнице поручили дописать "Тайну Эдвина Друда", она принялась за дело и обнаружила в первоисточнике огромное количество свидетельств, что юноша жив… Однако детектив Малышевой не довел "Эдвина Друда" до счастливого финала, потому что для нее важнее была современная история. Литератор Ирина Смаржевская написала большую статью "Кто такой мистер Дэчери", по версии которой, преступление тоже должна была раскрывать женщина – не кто иная, как Роза. И буквально год назад в журнале "Иностранная литература" появилась статья Нины Дмитриевой "О «Тайне Эдвина Друда»", в свою очередь, доказывающая, что смерть Эдвина невозможна для данной художественной реальности…

В чем же сила притягательности романов Диккенса для сегодняшнего читателя, а его незавершенного текста – для писателей?.. С позиций сегодняшнего дня они кажутся наивными, уж не сентиментальными, а слащавыми. А злоключения диккенсовских персонажей на фоне тех бед, что принес в мире ХХ век, можно оценить фразой: "Нам бы их проблемы!.." И все же мы не перестаем читать эту милую атмосферную классику и сопереживать ее героям. Возможно, секрет как раз в сентиментальности, в обнаженности апелляций писателя к тому лучшему, что есть в каждой самой загрубелой человеческой душе?..
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

БАМ отмечает 50 лет
Шекспир в контексте
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть