Жозе Сарамаго “История осады Лиссабона”
Фото: citygu.ru
На фоне эксцентричного поведения Боба Дилана, так и хочется воскликнуть, что нобелевские лауреаты нынче пошли не те. В былые времена они отличались более объяснимой реакцией на присуждение награды, и более глубоким осмыслением проблем современности, как, например, лауреат 98-го года португалец Жозе Сарамаго. Его роман “История осады Лиссабона”, опубликованный более четверти века назад, вышел на русском языке в ноябре 2016-го и сразу же стал одной из самых обсуждаемых интеллектуальных новинок этой осени.
Частица “не” производит впечатление незначительной, но на самом деле она обладает мощным потенциалом. Фокусы с превращением любви в нелюбовь, а счастья в несчастье далеко не предел её возможностей. Пожилой корректор Раймундо Силва, руководствуясь неясными мотивами, добавляет частицу “не” в ключевой эпизод исторической книге об осаде Лиссабона. В результате резко меняется и мировая (португальская столица отвоёвана у мавров без помощи крестоносцев), и личная история.
Сарамаго создал очередную “притчу, подкреплённую воображением, состраданием и иронией” (с такой формулировкой он получил Нобелевскую премию). “История осады Лиссабона” чем-то похожа его другие произведения – “Перебои в смерти”, “Слепота”, “Евангелие от Иисуса”, и в то же время сильно от них отличается. Продираться сквозь вычурный текст будет непросто, но, с переворачиванием последней страницы придёт понимание, что усилия оказались ненапрасными.
Ханья Янагихара “Маленькая жизнь”
Фото: corpus.ru
В книге “Маленькая жизнь” американской писательницы Ханьи Янагихары каждый найдёт что-то своё: историю о призрачности границ между дружбой и любовью, повествование о преодолении себя и своего прошлого, брутальный гей-роман с обилием крови и жести… Количество различных мнений совпадает с количеством читателей. Общим знаменателем всех точек зрения выступает лишь признание книги эмоциональной, психологичной, тяжёлой и душераздирающей.
Начавшись как история о крепкой мужской дружбе, “Маленькая жизнь” постепенно сосредотачивается вокруг центрального персонажа – Джуда. Комфортное настоящее оказывается лишь маленьким островком посреди мрачной бездны прошлого. Каждое погружении в неё шокирует сильнее любого откровения под хештегом #янебоюсьсказать. Боли ради боли и страдания ради страдания в романе нет. Они необходимы для того, чтобы навести читателя на вопросы, которые иначе бы и не возникли. Наверное, поэтому “Маленькая жизнь” породила столько споров и дискуссий. После прочтения книги невозможно молчать – хочется искать ответы, спорить, дискутировать…
Обсуждать “Маленькую жизнь” на ярмарке “Non/fictio№” будут не только заинтересованные читатели. 4 декабря в дискуссии по поводу книги выскажут мнения критики (Анна Наринская, Варвара Бабицкая) и переводчики (Александра Борисенко, Виктор Сонькин).
Александра Литвина “История старой квартиры”
Фото: livelib.ru
Детская программа ярмарки обеспечит нескучными занятиями и малышей, и подростков, и их родителей: интерактивные спектакли, инсталляции, выставки, настольные игры, мастер-классы, круглые столы, встречи с писателями… Отдельный блок посвящён тому, как “творить свою историю и отвечать за неё” Среди множества исторических изданий для детей и подростков стоит отметить новую книгу писателя Александры Литвиной и иллюстратора Анны Десницкой “История старой квартиры”.
Современному ребёнку наше недавнее прошлое – советская эпоха – часто кажется не менее чуждым и далёким, чем, к примеру, Древний Египет. Не каждый родитель сумеет доходчиво разъяснить ставшие непонятными реалии. Книга “История старой квартиры” легко справится с этой задачей. Текст и изображения, взаимно дополняя друг друга, через истории квартиры рассказывают историю обитавшей там семьи, а в ней отражается история всей России.
Люди, мебель, одежда, книги, игры – все живые и неживые обитатели квартиры создают яркий и волнующий образ прошлого, совсем непохожий на скучный набор фактов из учебника истории. Книга не просто расширяет горизонты, но и пробуждает исследовательский интерес, ведь каждой квартире есть, о чём рассказать.
Светлана Кесоян “Торт. Кулинарный детектив” (Издательство “Альпина Паблишер”)
Фото: ozon.ru
После долгих блужданий среди стендов с интеллектуальной литературой неминуемо возникнет желание развеяться, и тут на помощь придёт кулинарный детектив Светланы Кесоян “Торт” Страшное убийство сводит следователя-хипстера, мечтающего об открытие собственного ресторана на берегу моря, и концепт-шефа московского ресторана (по совместительству – главную подозреваемую). Может быть, в искусстве расследования преступлений этой парочке далеко до знаменитого сыщика Ниро Вульфа, но в плане гастрономии они способны составить детективу-гурману достойную конкуренцию.
Книга не по случайности оказалась на ярмарке интеллектуальной литературы: дочитав до последней страницы, можно не только узнать ответ на традиционный детективный вопрос: “Кто убийца?”, но и значительно расширить свои кулинарные познания. Ресторанный критик Светлана Кесоян сделала свой дебютный роман “Торт” многослойным: помимо криминальной истории (и любовной линии – куда же без неё?) под яркой обложкой скрываются путеводитель по ресторанам Москвы и сборник изысканных кулинарных рецептов. Все слои щедро пропитаны кремом лёгкого, затягивающего стиля и украшены розочками тонкой иронии.
Возможно, получившееся блюдо не очень “калорийно” в интеллектуальном плане, зато обеспечит нескучное времяпрепровождение и подскажет, куда отправиться поужинать или что приготовить дома после посещения ярмарки “Non/fictio№”