© Официальная страница премии Филотова в социальной сети "Facebook"Финал всероссийского литературного конкурса Филатов-фест, приуроченный к 70-летию Леонида Филатова, прошёл в театре "Содружество актёров Таганки". Об опасности трамваев, переполненных старушками, о том, какую одежду стоит дарить любимой женщине, о призраке Жукова в деревенском доме и о победителях конкурса рассказал порталу "Ревизор.ru" Александр Скуба.
Само по себе место проведения Филатов-феста – легендарная "Таганка" – заявка на высокий уровень. Для любого молодого поэта большая честь выйти на эту сцену. Устроители конкурса решили создать интригу для авторов и зрителей, не устанавливая очередности выступающих. Вместо этого ведущий вечера Александр Антипов – получивший приз зрительских симпатий на прошлогоднем Филатов-фесте, вытягивал из шляпы винные пробки с номерами конкурсантов.
Воля жребия определила, что первой на сцену должна выйти Майка Лунёвская из Тамбова. Она посоветовала зрителям обходиться без личных местоимений, так как подобная форма эскапизма может помочь разглядеть в жизни нечто большее, чем наши мечты и страхи. "Потому что одним – огонь, и немногим – зёрна".
Александр Савицких из Белгорода вновь показал лёгкое отношение к жизни, рассказав о том, что и кого любят солдаты, ждущие дембеля, а также – для чего любимой женщине стоит подарить колготки.
Своё умение писать как иронические, так и серьёзные стихи продемонстрировала Стефания Данилова из Северной столицы. Она по-питерски посетовала на неуклонное снижение грамотности окружающих. Её лирическая героиня не видит себя рядом с молодыми людьми, которые говорят "звОнит" вместо "звонИт", а грамотный герой грёз ранимой филологической девы не обращает на неё внимания, заставляя несчастную задуматься об отравлении… йогуртом. Совсем иначе звучит зарисовка Стефании "Бабушка и Альцгеймер", в которой случайно увиденный в Сети ролик о грустной судьбе пожилой женщины незаметно пробивает временные грани и накладывается на восприятие автором собственной жизни, делая лейтмотивом происходящего возглас: "Да светится имя твоё!".
Созвучно звучит стихотворение Натальи Денисовой из Краснодара "Мама мыла Рому". В нём автор рассказывает о жизни своего персонажа с младенчества до трагической гибели в Чечне. По мнению Натальи, герои – это люди, "уходящие корнями в космос". Неслучайно, Ромин чай "остывал в меркуриевой кружке", проезжающие машины тревожили лунную пыль, а дома были "словно кометы, воздухом пойманные за хвост". Обволакивающий голос Натальи погружал зрителя в медитативное состояние, в котором легко принять самые необычные метафоры.
Москвичка Евгения Ульянкина поделилась со зрителями своими сокровенными воспоминаниями из детства. В её стихах чувствуется теплое отношение к жизни, местам, где "тайком собирали бабушкину клубнику" и домашним питомцам. Именно им, собакам Жулику и Дусе, Евгения посвятила серьёзное стихотворение о взрослении и расставании с любимыми.
О проблеме личностного роста и разрозненности молодого поколения рассуждала Алёна Бударина из Тольятти в пронзительном монологе о жизни в провинции, написанном в необычной форме. Стихотворение Алёны было обращено одновременно и к конкретному человеку, и ко всему поколению 90-х. Извечный вопрос: "Что делать?", а также вопросы: "Как?" и "Зачем?" рождают массу взаимоисключающих ответов, абсорбируясь в башлачевских черных дырах. Остается перебирать цитаты из Янки Дягилевой и Егора Летова и надеяться на то, что мы есть, поэтому всё пройдёт. Честно, жестко, но не безысходно.
Другой взгляд у Рины Ивановой из Москвы, сделавшей эпиграфом для своего выступления цитату из Даниила Хармса: "А бабушки всё падали и падали". Рина мастерски описала простые житейские ситуации в ироническом ключе, вызвав в зале взрыв хохота и бурю оваций. В центре её внимания оказался трамвай, в котором яблоку негде было упасть от количества старушек, спешащих по своим делам. Каждое освободившееся место вызывает бой среди почтенных дам, каждое грубое слово – десяток еще более грубых слов. Комический эффект усиливает удачная авторская аллитерация: Жужжит от боли улей: / Кругом одни бабули. / И булькают баулы / Уболтанной еды".
Тему сюрреализма в поэзии продолжила Юлия Экономова из Королёва, поведавшая о странных ночах в деревенском доме. Его жители ложатся спать, предварительно выпив сто грамм водки, иначе к ним "призрак Жукова приходит, / Есть казённые харчи". Другое стихотворение Юлии, "Страна глухих", написанное по мотивам одноименного фильма, сопровождалось сурдопереводом – крайне необычная авторская находка.
Вопрос эмиграции и расставаний подняла Надежда Князева из Арзамасова. Один друг уезжает в Хайфу, другой – в Питер, оставляя чувство недосказанности и утраты. Что остаётся? "Молчать. Сжать тоску в пружину. / Светить маяком в пути / Вослед уходящим спинам, / Зияя дырой в груди". В свою очередь, расставание с родным городом в стихах Надежды рифмуется с молчаливым расставанием с близким другом. Он не будет уговаривать остаться, утыкаться в плечо, а лишь заварит чай, оставив "братских объятий короткий ожог".
Евгений Дьяконов озадачил публику философскими вопросами, бескомпромиссно обличив малодушие, свойственное порой человеку. Его лирический герой пытается "отыскать динозавра", вгрызаясь в гранит науки и рассуждая о превратностях судьбы. Евгений говорит, что главное в человеке – твёрдая позиция. Он уважает "тех, кто за" и "тех, кто точно против". Самое страшное для него – это человек, говорящий: "мне всё равно".
Атаковала публику мощными потоками энергии, обрамлённой чередой ярких образов, Алёна Синица. Её стихотворение "Мой папа прошел Афган" прозвучало подлинным гимном силе и мужеству: "Мой папа прошел Афган / Дурной головой под бинты / Он видел насквозь туман, / Он словом срывал болты". Автор, вне зависимости от того, говорит ли она о серьёзных вещах или же шутит, всегда наполнена жизнелюбием. Поэтому она и "географ, который не пропил глобус", и "Анна Каренина, севшая в поезд". Каждое слово – в точку, каждая интонация – в сердце, каждый образ – в подкорку мозга.
Разные жанры, разная подача, очень разные люди. Организатор конкурса, актёр и поэт Влад Маленко говорит о своём детище: "Мы собрали всех. У нас нет западников и славянофилов. У нас есть люди с "горячими носами". И в ареопаге, и среди участников, и среди публики. Есть русский язык. И этот контекст люди считывают. Профессионалы считывают. К нам идут люди. Разные. Официоза нет. Есть продолжение Таганки. И поэтому мы не боимся ошибаться. Все честно. Поскольку год юбилейный, в смысле 70-летия Мастера, то и ответственности больше. А в остальном мы веселые и как ни в чем небывало продолжаем жить и любить".
После выступлений конкурсантов жюри подвело итоги. Финалистов оценивали: Влад Маленко, писатель Игорь Волгин, музыкант Евгений Маргулис, актёры Владимир Завикторин, Андрей Белый и Михаил Довженко, писатель Катерина Троепольская, а также поэты Алексей Тараканов, Иван Купреянов, Андрей Родионов, Александр Вулых и Данила Файзов. Объявлял победителей Игорь Волгин. Итак – барабанная дробь – победу в конкурсе одержала Алёна Синица, а приз зрительских симпатий достался Стефании Даниловой.
Организаторы Филатов-Феста вот уже во второй раз доказали, что современная поэзия может быть востребованной и яркой. Им удалось устроить масштабную мистерию на подмостках легендарного театра, собрав самобытных авторов, объединенных любовью к живому слову.