Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Герхарт Гауптман без захода солнца

Немецкий драматург-нобелиат литературной значимостью может поспорить с Бертольдом Брехтом.

Герхарт Гауптман. 1914 год. Фото Николы Першайда / Википедия
Герхарт Гауптман. 1914 год. Фото Николы Першайда / Википедия

Сегодня, 15 ноября 2022 года, исполнилось 160 лет со дня рождения Герхарта Гауптмана, немецкого драматурга, лауреата Нобелевской премии за 1912 год. Пьеса этого автора "Перед заходом солнца" – одна из излюбленных постановок для театров всего мира. Со стороны Гауптман может показаться создателем единственного произведения. Это далеко не так.

Герхарт Иоганн Роберт Гауптман (1862 —1946) родился в Нижней Силезии в семье владельца сельской гостиницы и был младшим из его четырех детей. Уже в детстве мальчика считали фантазёром. Как большинство фантазеров, Герхарт плохо учился и в школе, и в реальном училище города Бреслау (ныне польский Вроцлав) и не принимал суровые училищные порядки, так что его оставили на второй год. Однако же в Бреслау Герхарту нравилось: он мог ходить в театр. А все попытки родни приобщить его к крестьянскому труду оказались тщетными. В итоге Гауптман окончил Йенский университет и получил "дополнительное образование" в Италии. Совершенно непрактичное – но очень важное для литературного труда, которому юноша решил посвятить свою жизнь.

В Бреслау же будущий писатель Герхарт Гауптман познакомился с художником Йозефом Блоком. Их дружба оказалась на всю жизнь, до тех пор, как гонимый нацистами еврей Блок умрет в 1843 году. В те же черные годы немец Гауптман переживет что-то вроде творческой смерти: перестанет писать на современные темы, уйдет в воспоминания, в античность, в символы (поэма "Великий сон" – метафора неприятия нацизма) … Однако он переживет гитлеровский режим, хоть и ненадолго, всего на год. Именно Гауптмана после падения Рейха изберут почётным председателем организации демократической интеллигенции "Культурбунд".

Гауптман-писатель сформировался не сразу (а кто сразу формируется из литераторов?..). Первые его вещи, драма "Тиверий" и поэма "Удел прометидов", были собранием всех романтических шаблонов, связанных с представлениями об античности из XIX столетия. Но вскоре Гауптман стал писать как "натуралист". В этом духе написаны ранняя повесть "Стрелочник Тиль" и драма "Перед восходом Солнца", которой была суждена долгая жизнь – в том смысле, что в конце жизни драматург напишет ее "продолжение" "Перед заходом Солнца". Оба пьесы вызвали фурор в литературных кругах во время своего появления. Очень уж дерзок казался их реализм. Хотя на ранних этапах творчества Гауптмана считали учеником Ибсена. А потом, с развитием натурализма в его творчестве, стали называть последователем Золя.


Почтовая марка Советской зоны Германии, посвящённая Г. Гауптману, 1948 год. Фото: Википедия

Биографы полагают, что как самостоятельный драматург Гауптман начался со второй пьесы "Праздник мира" 1889 года, манифеста сознательного натурализма автора, попытки создания собственного драматического стиля. Но это – в исторической перспективе. А в то время критика признала Гауптмана только после инсенировки двух следующих пьес: драмы "Одинокие" 1890 года и комедии "Наш товарищ Крамптон" 1891 года. Между прочим, её называют едва ли не самой смешной пьесой новейшей немецкой литературы. Но в России этот текст вряд ли знают, по крайней мере, широко.

"Натурализм" Гауптмана сказался в его драматической поэме "Ткачи" о бедных силезских рабочих и рассказах на ту же "народную" тему. У него был выдающийся талант, доступный не каждому писателю: характеризовать персонажей посредством оттенков речи, что позволило автору развивать психологическую драматургию и прозу. В общем, со своими правдивыми жизненными картинками Гауптман встал во главе современной ему немецкой драмы. И вот когда он достиг абсолютного успеха… реализм ему надоел. И драматург стал чередовать пьесы реалистического содержания со сказочными, фантастическими историями. Из народной жизни взяты фарсы "Бобровая шуба", "Красный петух", "Шлук и Яу", "Роза Бернт"; из прошлого – историческая драма "Флориан Гайер", а из психологии замученного жизнью ребенка из ночлежки – трогательная сказка "Ганнеле", обличающая реальную жизнь в трагическом несоответствии с идеалами.

Кстати, с Гауптманом произошла совершенно мистическая история. В 1912 году он написал роман-катастрофу "Атлантида". И тут в ночь с 14 на 15 апреля затонул корабль "Титаник" – а в романе было много перекличек с этой трагедией. По книге даже успели снять немой фильм в Дании, который годом позже вызвал скандал. После этого, впечатлённый возможностями нового вида искусства — кинематографа, Гауптман написал несколько сценариев. Но больше ни один из них не дождался экранизации.

Наряду с "прозаическими" драмами Гауптман сочинял и стихотворные, в основном на материале фольклора, сказок и преданий: "Потонувший колокол", "Бедный Генрих". В дальнейшем критики скажут, что основной чертой творчества Гауптмана было сочетание натуралистических приёмов, близости к жизни и сочувствия человеческим страданиям с глубоким идеализмом и верой в дух человеческий, способный на многое, если не на все (в возвышенном смысле).


Сцена из спектакля "Перед заходом солнца". Фото: Официальный сайт Малого театра

Об этой человеческой способности самому вершить свою жизнь и добиваться счастья и гласит главная для нас пьеса Гауптмана "Перед заходом солнца". В ней 70-летний тайный коммерции советник Маттиас вознамеривается жениться на 18-летней сироте Инкен. Но большая семья советника и его дети от недавно умершей "старой" жены резко против мезальянса (и передела наследства, что ясно из текста). Противостояние отца, детей и тех лиц, кого отпрыски привлекли на свою сторону, ширится и доходит до того, что старик с возлюбленной пускаются в бега, а потом он кончает с собой. Его оппоненты же в финале пьесы уверяют публику в своих лучших намерениях. Так что наивным идеалистом Герхарт Гауптман не был. Он понимал, что мир не даст человеку свободы в достижении даже собственной реализации. Но все же верил в лучшие стороны человеческой природы… И потому эта пьеса до сих пор идет на сценах всех театров мира – и будет идти, нет сомнений, пока жив род людской.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть