Герхарт Гауптман. 1914 год. Фото Николы Першайда / Википедия
Герхарт Иоганн Роберт Гауптман (1862 —1946) родился в Нижней Силезии в семье владельца сельской гостиницы и был младшим из его четырех детей. Уже в детстве мальчика считали фантазёром. Как большинство фантазеров, Герхарт плохо учился и в школе, и в реальном училище города Бреслау (ныне польский Вроцлав) и не принимал суровые училищные порядки, так что его оставили на второй год. Однако же в Бреслау Герхарту нравилось: он мог ходить в театр. А все попытки родни приобщить его к крестьянскому труду оказались тщетными. В итоге Гауптман окончил Йенский университет и получил "дополнительное образование" в Италии. Совершенно непрактичное – но очень важное для литературного труда, которому юноша решил посвятить свою жизнь.
В Бреслау же будущий писатель Герхарт Гауптман познакомился с художником Йозефом Блоком. Их дружба оказалась на всю жизнь, до тех пор, как гонимый нацистами еврей Блок умрет в 1843 году. В те же черные годы немец Гауптман переживет что-то вроде творческой смерти: перестанет писать на современные темы, уйдет в воспоминания, в античность, в символы (поэма "Великий сон" – метафора неприятия нацизма) … Однако он переживет гитлеровский режим, хоть и ненадолго, всего на год. Именно Гауптмана после падения Рейха изберут почётным председателем организации демократической интеллигенции "Культурбунд".
Гауптман-писатель сформировался не сразу (а кто сразу формируется из литераторов?..). Первые его вещи, драма "Тиверий" и поэма "Удел прометидов", были собранием всех романтических шаблонов, связанных с представлениями об античности из XIX столетия. Но вскоре Гауптман стал писать как "натуралист". В этом духе написаны ранняя повесть "Стрелочник Тиль" и драма "Перед восходом Солнца", которой была суждена долгая жизнь – в том смысле, что в конце жизни драматург напишет ее "продолжение" "Перед заходом Солнца". Оба пьесы вызвали фурор в литературных кругах во время своего появления. Очень уж дерзок казался их реализм. Хотя на ранних этапах творчества Гауптмана считали учеником Ибсена. А потом, с развитием натурализма в его творчестве, стали называть последователем Золя.
Почтовая марка Советской зоны Германии, посвящённая Г. Гауптману, 1948 год. Фото: Википедия
Биографы полагают, что как самостоятельный драматург Гауптман начался со второй пьесы "Праздник мира" 1889 года, манифеста сознательного натурализма автора, попытки создания собственного драматического стиля. Но это – в исторической перспективе. А в то время критика признала Гауптмана только после инсенировки двух следующих пьес: драмы "Одинокие" 1890 года и комедии "Наш товарищ Крамптон" 1891 года. Между прочим, её называют едва ли не самой смешной пьесой новейшей немецкой литературы. Но в России этот текст вряд ли знают, по крайней мере, широко.
"Натурализм" Гауптмана сказался в его драматической поэме "Ткачи" о бедных силезских рабочих и рассказах на ту же "народную" тему. У него был выдающийся талант, доступный не каждому писателю: характеризовать персонажей посредством оттенков речи, что позволило автору развивать психологическую драматургию и прозу. В общем, со своими правдивыми жизненными картинками Гауптман встал во главе современной ему немецкой драмы. И вот когда он достиг абсолютного успеха… реализм ему надоел. И драматург стал чередовать пьесы реалистического содержания со сказочными, фантастическими историями. Из народной жизни взяты фарсы "Бобровая шуба", "Красный петух", "Шлук и Яу", "Роза Бернт"; из прошлого – историческая драма "Флориан Гайер", а из психологии замученного жизнью ребенка из ночлежки – трогательная сказка "Ганнеле", обличающая реальную жизнь в трагическом несоответствии с идеалами.
Кстати, с Гауптманом произошла совершенно мистическая история. В 1912 году он написал роман-катастрофу "Атлантида". И тут в ночь с 14 на 15 апреля затонул корабль "Титаник" – а в романе было много перекличек с этой трагедией. По книге даже успели снять немой фильм в Дании, который годом позже вызвал скандал. После этого, впечатлённый возможностями нового вида искусства — кинематографа, Гауптман написал несколько сценариев. Но больше ни один из них не дождался экранизации.
Наряду с "прозаическими" драмами Гауптман сочинял и стихотворные, в основном на материале фольклора, сказок и преданий: "Потонувший колокол", "Бедный Генрих". В дальнейшем критики скажут, что основной чертой творчества Гауптмана было сочетание натуралистических приёмов, близости к жизни и сочувствия человеческим страданиям с глубоким идеализмом и верой в дух человеческий, способный на многое, если не на все (в возвышенном смысле).
Сцена из спектакля "Перед заходом солнца". Фото: Официальный сайт Малого театра
Об этой человеческой способности самому вершить свою жизнь и добиваться счастья и гласит главная для нас пьеса Гауптмана "Перед заходом солнца". В ней 70-летний тайный коммерции советник Маттиас вознамеривается жениться на 18-летней сироте Инкен. Но большая семья советника и его дети от недавно умершей "старой" жены резко против мезальянса (и передела наследства, что ясно из текста). Противостояние отца, детей и тех лиц, кого отпрыски привлекли на свою сторону, ширится и доходит до того, что старик с возлюбленной пускаются в бега, а потом он кончает с собой. Его оппоненты же в финале пьесы уверяют публику в своих лучших намерениях. Так что наивным идеалистом Герхарт Гауптман не был. Он понимал, что мир не даст человеку свободы в достижении даже собственной реализации. Но все же верил в лучшие стороны человеческой природы… И потому эта пьеса до сих пор идет на сценах всех театров мира – и будет идти, нет сомнений, пока жив род людской.