"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Химки" как знак качества

"Ревизор.ru" принял участие в "кузнице кадров" молодых писателей.

Участники фестиваля "Молодой Пушкин". Все фото из архива этого фестиваля предоставлены А. Тимофеевым.
Участники фестиваля "Молодой Пушкин". Все фото из архива этого фестиваля предоставлены А. Тимофеевым.

В начале июня прошел уже ставший традиционным Литературный форум Союза писателей России "в Химках", ориентированный на молодых писателей. В программе форума этого года было опробовано несколько новых форматов, таких, как фестиваль "Молодой Пушкин" или полноценный День критики. К последнему мероприятию некоторое отношение имел автор этих строк… Впрочем, обо всем по порядку.

Организаторами Литературного форума Союза писателей России, в просторечии "Химки", являются Совет молодых литераторов Союза писателей России и Московский государственный институт культуры. На базе этого учебного заведения, дислоцированного, правильно, в городе Химки, проходила большая часть обучающих и дискуссионных мероприятий. Партнерами молодежного проекта выступают Издательский совет РПЦ, Культурный фронт России, издательства "Вече" и "СТиХИ", толстые литературные журналы, библиотеки Москвы и Московской области. В этом году форум получил поддержку в виде гранта Российского Фонда культуры. Руководитель проекта на протяжении всех шести лет его существования – Андрей Николаевич Тимофеев, глава Совета молодых литераторов и преподаватель Московского института культуры. Именно он рассказал "Ревизору.ru" об особенностях нынешнего мероприятия и о той организационной работе, что ему предшествовала.


Андрей Тимофеев. Фото из архива "Химок". 

Однако начали мы с Тимофеевым с другого: с глобальной цели, который служит Литературный форум Союза писателей России. Что это – литературная учеба, пополнение организации свежими кадрами, или нечто третье?..

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое Союз писателей России, - сказал Андрей. –  Для меня это – организация, объединяющая всех профессиональных писателей, которые разделяют наши ценности, вне зависимости от личных конфликтов, принадлежности к иным организациям и т.д. А наши ценности – это профессионализм и традиция русской литературы во всей ее глубине и полноте. Лично я Союз писателей России вижу как организацию, которая объединяет всех, за исключением графоманов и русофобов. Это два единственных ограничения. В остальном же каждый профессионал нужен и ценен.

Конечно, руководители форума не витают в облаках и отлично видят разницу между идеальным творческим союзом и воплощением этой идеи в наших реалиях. В том числе они понимают и те факторы, что мешают идеальному воплощению. Это и разные подходы к деятельности писательских организаций, и противостояние между разными творческими союзами, и то, что искренняя любовь к Родине порой не исключает очевидного графоманства… Однако форум рассчитан на участников принципиально иного уровня – и создания качественной базы для их развития. Этим целям служит довольно сложная система отбора пишущей молодежи.

- У нас есть две программы, профессиональная писательская и читательская, - рассказал Андрей Тимофеев. – Профессиональная программа делится на три части: студенческая, основная для молодых писателей и Конференция для членов СПР до 45 лет. Мы сочли нужным организовать такую структуру, потому что каждый возраст и каждый этап мастерства писателей нуждаются в своем уровне обсуждения и своих мероприятиях. Потому эти три программы выстраиваются и развиваются самостоятельно, хотя могут и пересекаться. В идеале, совсем молодой человек, попав в эту систему на студенческих семинарах, "вырастает" и начинает работать на творческих семинарах, затем вступает в Союз писателей России, а затем полноправно приезжает на Конференцию. Так выстраивается профессиональная среда, в которой он может комфортно существовать. Первый шаг к идеалу.


МГИК. Фото Е. Сафроновой. 

На "Химках" действует прихотливая схема отбора, сводящаяся к трем возможным каналам попадания на форум. Есть открытый творческий конкурс, на который любой писатель может подать заявку – и приехать по его итогам. Есть система региональных фестивалей, таковых уже семь, все они входят в большой проекта Содружества литературных фестивалей России. И есть еще практика рекомендаций от писательских организаций СПР. Члены других писательских союзов формально не имеют права рекомендовать участников, но по факту к мнениям авторитетных и уважаемых лиц прислушиваются. Организаторы считают, что этих трех путей достаточно, чтобы достойный автор получил хорошие шансы "пройти" на Химки.

В 2023 году "Химки" состоялись уже в шестой раз, и Андрей Тимофеев видит основную динамику в том, что год от года Совещание молодых писателей становится все больше – и количественно, и качественно. Первое Совещание в Химках в 2017 году собрало всего 70 человек. А сейчас, отметил Тимофеев, это крупнейший молодежный форум России, больше по числу посетителей, чем знаменитые "Липки". К примеру, на сей раз в "Химках" побывало около 300 человек. Блестящую картину популярности форума у молодежи слегка омрачает отсутствие устойчивого государственного финансирования. Грантовых средств, бывает, и не хватает на все задумки, но выручают частные пожертвования.

Самый большой качественный скачок произошел между пятым и шестым, сегодняшним, Совещанием. Это предмет гордости организаторов и вектор дальнейшего развития.

- У нас появилась специальная программа для читателей, – подчеркнул Тимофеев. – Главная проблема всего профессионального литературного сообщества – оторванность от "живого" читателя. Любые форматы взаимодействия с живым читателем полезны. И мы пытаемся наладить такое взаимодействие с помощью читательской программы нашего форума – фестиваля новых литературных форматов "Молодой Пушкин". Он стартовал 2 июня. В рамках "Молодого Пушкина" состоялись выступления поэтических театров, литературные стендапы, подкасты и прочие завлекательные мероприятия для молодых людей. Все участники Конференции СПР принимали в программе фестиваля участие или как выступающие, или как зрители. А к ним присоединились гости "извне". В следующие три дня прошли выездные мероприятия по библиотекам Москвы и Подмосковья, всего на 20 площадках. А закрытие Фестиваля прошло 6 июня на Красной площади в шатре "Отечественная история".


Фестиваль "Молодой Пушкин", костюмированный бал. 

Фестиваль новых литературных форматов "Молодой Пушкин" "Ревизор.ru" ранее анонсировал. На участие в нем молодые люди, студенты и школьники, могли подавать заявки вплоть до середины мая. Предполагалось, что программа фестиваля восходит к практике Царскосельского лицея: просвещение и обретение внутренней свободы через творчество. В числе акций фестиваля обещали образовательные мини-лекции, поэтические батлы, мастер-классы, книжную ярмарку и даже костюмированный бал. По завершении события все  участники получили сертификаты "Молодой Пушкин", неплохое дополнение к вузовскому или школьному портфолио. Литературный форум Союза писателей России впервые состоялся "в комплекте" с фестивалем, но пилотный проект показал, что сочетание удачно, и оно будет продолжаться.

В составе "Химок" было интересное лично для меня мероприятие, называемое "День критики". Как вспомнил Тимофеев, для него уже были предпосылки в виде критических симпозиумов, проводимых уже два раза. На симпозиумах известные современные критики зачитывали доклады о самых насущных, на их взгляд, проблемах литпроцесса, а затем обменивались мнениями. Не все молодые писатели посещали эти симпозиумы (по юности и наивности не понимая еще, как критика важна лично для них). Но те, кто побывал на них и послушал дискуссии, выражали восхищение. Потому и было решено развернуть "традиционный" симпозиум в программу целого дня.


День критики. Фото Андрея Расторгуева. 

О Дне критики я как его участник могу поведать из первых рук. Доклады для симпозиума подготовили три критика: Анна Жучкова, Сергей Диваков и ваша покорная слуга, а также прозаик и сценарист Евгения Декина. Показательно: наши с Анной доклады развивали тему метода автофикшна (прозы, основанной на личном опыте и впечатлениях автора), а выступление Сергея на тему гуманистического пафоса в современной литературе соприкасалась с этим вопросом в некоторых нюансах. Это означает, что автофикшн находится на пике популярности в сегодняшней литературе; кто-то воспринимает его как "головную боль", а кто-то – как благое явление. Доклад Евгении Декиной об особенностях сюжетного построения книг, отмеченных премиями (чаще всего это скудость или вовсе отсутствие сюжета) сигнализировал, что худлит становится все менее "чистым". К слову, мы отметили большое количество слушателей из числа участников форума и активность, с которой они задавали вопросы и подавали реплики. Так что отношение молодых писателей к сугубо критическому дискурсу тоже развивается и совершенствуется.

Также на День критики пригласили Лабораторию критического субъективизма – неформальное объединение критиков, устраивающих коллективные обсуждения знаковых произведений текущей литературы и публикующих материалы этих обсуждений. В "Химках" мы в составе Дивакова, Жучковой, Сафроновой, Андрея Тимофеева, Александра Евсюкова (очно), Василия Ширяева (дистанционно) и желающих из зала обсудили два рассказа Юрия Лунина, многообещающего и вполне уже популярного прозаика. Затем автору предоставили уникальную возможность сказать критикам ответное слово. День критики завершился большой дискуссией о методе метамодернизма. Постфактум Андрей Тимофеев отметил, что организаторы весьма рады удачно прошедшему Дню критики. "Мы развиваемся и это хорошо!" – оптимистично заявил руководитель проекта.


Критики и Юрий Лунин. Фото Андрея Расторгуева. 

С Тимофеевым солидарны все эксперты и участники семинаров, с кем мне довелось поговорить в "Химках". Так, прозаик Анатолий Козлов из Санкт-Петербурга, руководитель секции драматургии в Петербургском отделении СП России и главный редактор альманаха "Петербургская литература", ведущий на форуме секцию драматургии, высказался в первую очередь о том, как полезна такая форма литературной учебы для начинающих авторов.

- Если говорить о значении происходящего, не боюсь показаться банальным, сказав, что оно огромно. Это очень важно сейчас, - считает Анатолий Козлов. - Переоценить значение литучебы сложно. Даже если она связана с определенными затратами, я считаю, что эти затраты много раз окупятся положительно. Заниматься писательством нужно, и заниматься с писателями нужно.

Кстати, Козлов отметил, что "начинающий автор" – далеко не всегда "молодой автор". Бывают "начинающие" и в 60 лет. Особенно часто зрелые люди приходят в драматургию и сценарное дело. Анатолий только приветствует эту тенденцию. И в принципе литературные семинары:

- Надо такого побольше и почаще. Это, во-первых, тот бульон, в котором рождается литература и сам писатель. Писателю нужно общаться в литературной среде. Как сама ежедневная работа очень важна, так и всевозможные конференции и семинары. Тем более, что это семинар всероссийский.



Пожалуй, в количественном отношении в "Химках" преобладали семинары поэзии. Их было не менее пяти. В этом году для поэтов сделали экспериментальный формат: предложили представить не подборки стихов, как это было обычно, а рукописи книг. По итогам обсуждений авторов лучших книжных проектов рекомендовали к вступлению в Союз писателей России (если они еще не являются его членами).  Мнения об эффективности такого новшества разошлись. Прекрасный поэт из Кемерова Дмитрий Мурзин в качестве "очного" ведущего семинара приехал в Химки в первый раз, до этого заочно участвовал в разборе тех, кто не смог приехать, по зуму. Если в режиме удаленной работы эксперты и участники могли обсуждать рукописи неограниченное время, то в рамках семинаров, где надо было обсудить человек по семь за два дня, приходилось стремиться к абсолютной лаконичности разборов. Дмитрий Мурзин высказал мнение, что это сложновато и для мастеров, и для их "подопечных". При этом поэт Андрей Расторгуев из Екатеринбурга, уже несколько лет ведущий в "Химках" занятия с поэтами, наоборот, считает, что обсуждать проекты книг – хорошая идея.

- Чтобы составить проект книги, человеку надо подойти к работе серьезнее. Это дает ощущение большей плодотворности обсуждения и большей прочности, - сказал Андрей Расторгуев.

Участник семинара Расторгуева Андрей Лысенков, житель Подмосковья, привез в "Химки" версию своей третьей поэтической книги. Он обстоятельно рассказал о своем впечатлении от совещания.

- В Химках я в третий раз. До этого разбирали мои подборки стихов, мне это было важно. По рабочим и семейным обстоятельствам я не могу часто выбираться на литературные тусовки, и для меня Химки как глоток свежего воздуха. Химки – всероссийский семинар, большая честь участвовать в нем, а возможность услышать интересные мнения о своем творчестве особенно важна. Обсуждение в формате книги – очень интересно. Так совпало, что я готовил материал для сборника восемь лет. Это моя третья книга, и мне хочется, чтобы восьмилетний труд был оценен профессионалами, стал ступенью для творческого роста. Я настраивался на то, что книгу придется выпускать за свои средства, и тем ценнее она для меня будет, потому что хочется выпустить качественные и серьезные тексты.

Андрей Лысенков уже принят в СП России. Он не разделяет скепсиса многих молодых авторов относительно членства в писательском союзе (встречается точка зрения, что это уже никому не нужно, так как "плюшек", в отличие от СССР, "членписам" не выдают):

- Все люди разные, для кого-то важная индивидуальность, свое поступательное движение. Я считаю, что нужно быть в команде, быть частью целого, частью общества, которое имеет свои традиции, устои и свое направление, которое прямо формирует свои цели.


Участники фестиваля "Молодой Пушкин" в ДК "Родина", Химки. 

Андрей Расторгуев поддержал участника своего семинара:

- Я за 30 лет пребывания в союзе писателей не привык искать плюшек и считаю, что человек, который дал себе труд прочесть мои стихи, продумать и проанализировать – это не плюшка, а хлеб. Даже если несладкий. Это главное. Что до принятия в союз, то сейчас идет некоторая трансформация его механизма: есть желание совместить позиции региональных организаций и рекомендаций семинаров. Считаю, что определенный костяк сообщества здесь и нарабатывается. Да, каждый год приезжают новые лица с новыми текстами, но нарастает костяк, с которым я познакомился на первых Химках. И я в нем себя чувствую комфортно, хоть и не отношусь к комсомольскому возрасту, и ощущаю динамику того, что происходит в литпроцессе. Это создание организационного скелета и обрастание мясом.

Мастера и участники назвали имена авторов, которых уже можно называть состоявшимися: Ксении Савиной, Павла Великжанина, Натальи Шухно, Михаила Иванова, пишущего под псевдонимом Серебрянский, Марины Номоконовой, Анастасии Картавцевой. Но и для тех, кого пока не выделили, Андрей Расторгуев видит большую перспективу:

- Мне кажется, "звезды" Химок проявляются порой не сразу, а потом в изданиях, публикациях. Конкретно на самом семинаре их, может быть, и не зафиксируешь, кроме тех, с кем лично познакомился. Зато когда талантливые публикации выйдут, а в справке об авторе будут указаны "Химки", это будет свидетельствовать об уровне подготовки, - рассуждал Андрей.

- Что-то вроде знака качества? – уточнила я.

- Я надеюсь! И мне, как одному из участников, хочется ему соответствовать.

Мои респонденты отметили и еще одну важную сторону "Химок". Здесь речь идет не только о развитии писчих талантов – но и о подготовке организаторов литпроцесса на местах. Совет молодых литераторов дает шанс активным и неравнодушным ребятам проявить себя в организационном деле. Дмитрий Мурзин привел в пример Александру Коржову из небольшого городка Калтан на Кузбассе:

- Саша Коржова – жила в Калтане, очень маленьком городке, никого не знала, ее никто не знал, а сейчас она – одна из активнейших участников движения. Я надеюсь, что и по итогам сегодняшнего мероприятия мы найдем новых активистов.


Участники фестиваля "Молодой Пушкин" в ДК "Контакт", Химки. 

Мурзин рассказал об одном из региональных проектов: "Поэт в маленьком городе", инициатор – поэт Дмитрий Филиппенко. В его рамках союз писателей организуют недельные выезды известных поэтов в небольшие города Кузбасса, до пяти населенных пунктов в течение недели. До этого тот же Филиппенко предложил литературно-социальный проект "На честном слове", направленный на выявление талантливой молодежи. Организаторы проекта проехали 20 городов Кемеровской области, познакомились с пишущей молодежью, оценили уровень работы с творческой общественностью в этих городах и нашли ребят, которые стали активистами Союза молодых литераторов. Любые примеры самоорганизации на местах достойны уважения: в нашей огромной стране "централизовать" творческую жизнь не получится при всем желании, многое зависит от активности и энергии граждан. Анатолий Козлов отметил, что даже в Петербурге, второй столице России, работа с молодежью и молодыми писателями оставляла желать лучшего. Но с сентября этого года будет открыт "Клуб молодого писателя", где опытные авторы будут вести семинары для новичков.

Подводя итоги. "Химки" – проект, безусловно, интересный и ценный и в просветительском, и в организационном смысле. На нем повышается творческая квалификация молодых авторов, складывается их дружественное сообщество, закладываются основы взаимодействия писателей, делаются шаги к их "социализации" и общению с читателями. Желаем "Химкам" удачи, расцвета и более устойчивой поддержки со стороны государства. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть