… полюбоваться уникальной коллекцией банальностей (Питер Джеймс, “Дом на холодном холме”)
Фото: Brunch.lv
Истории о домах с привидениями сочиняются не одну сотню лет. Питер Джеймс или не подозревал об этом, или решил устроить этакий сёрфинг на волне успеха “Астралов”, “Заклятий”, “Паранормальных явлений”. Так или иначе под мрачной обложкой собралась редкостная коллекция штампов и банальностей.
Молодая семья приобретает старинный особняк в георгианском стиле, а далее, как заведено по законам жанра – загадочные надписи, мутные силуэты, странные видения, открывающиеся краны, утаённые продавцами страшные истории из далёкого прошлого, визит экзорциста.
С первой до последней страницы не покидает ощущение, что вот-вот наметится неожиданный поворот сюжета, из разрозненных фактов соберётся совершенно иная картина, но надеждам не суждено оправдаться. Питер Джеймс оказался не способен даже придать действиям персонажей логики и мотивации, чего уж там говорить о новом наполнении старых идей.
… в очередной раз убедиться, что Виктор Пелевин “уже не торт” (Виктор Пелевин, “Лампа Мафусаила, или крайняя битва чекистов с масонами”)
Читать поздние романы Пелевина – это всё равно что болеть за футбольный клуб, который некогда претендовал на чемпионство, а нынче скатился к середине турнирной таблицы. Казалось бы, больше грандиозных триумфов не предвидится, но память о былых достижениях не даёт угаснуть надежде на лучшее.
“Бэтман Аполло”, “Любовь к трём цукербринам” и “Смотритель” укрепили мнение, что Пелевин “уже не торт”. Новый роман, составленный из четырёх отдельных историй, навряд ли исправит ситуацию. В нём местами проглядывает старый добрый Пелевин, но даже редкие проблески слишком отдают самокопированием. Фрагменты современности складываются в гипнотизирующие узоры, способные разъяснить, “откуда растут усы Сталина и брови Брежнева” или как протекает оргия Капитала, Общества и СМИ.
Олдскульные фанаты с радостью поддадутся пелевинскому магнетизму, а вот те, кто плохо знаком с творчеством писателя, рискуют споткнуться на лингвистических изысканиях, выводящих блатной жаргон из масонской терминологии, и сценах совокупления с деревьями.
“Девяностые вовсе не кончились. Просто раньше они происходили со всеми сразу, а теперь случаются в индивидуальном порядке”, - утверждает Пелевин. Есть опасение, что его девяностые стали настолько индивидуальными, что простому читателю в них не разобраться.
… стать свидетелем генетического эксперимента по скрещиванию “Золушки” и “Пятидесяти оттенков серого” (Кристина Старк, “Гончие Лилит”)
Современная литература знает массу примеров того, как авторы, начав со скромной публикации в социальной сети, доходили до многотысячных тиражей. Издательство “АСТ” даже запустило серию “#Онлайн-бестселлер”, где правит бал вышедший из Сети young adult.
Как и положено книгам для тех, кто только-только вышел из подросткового возраста, роман “Гончие Лилит” охвачен юношеским максимализмом и пламенными чувствами. Страдающая от множества комплексов официантка Скай сталкивается с загадочной женщиной по имени Лилит. Не зря новая знакомая носит дьявольское имя: неприметная девушка под её влиянием меняется так, словно продала душу. Новая внешность, новая страна, новая работа… только для неожиданно вспыхнувшей любви место в новой жизни не предусмотрено.
История о золушке в мире, где принца не удивить потерянной туфелькой, всегда останется актуальной, но безвкусная пошлость, неестественные диалоги и плоский юмор её совсем не украшают. Остаётся лишь надеяться, что книга наведёт невзыскательную целевую аудиторию на мысль почитать что-нибудь более стоящее.
… грузить ребёнка слащавым сюсюканьем, занудными нравоучениями и бородатыми анекдотами (Дарья Донцова, “Амулет добра”)
“Примадонна иронического детектива” порадовала поклонников не только очередным криминальным романом, но и детской сказкой “Амулет добра”. Претерпевшая немало лишений собачка Пошлавон попадает в волшебную страну, где обретает любящую семью и новое имя – Мафи. Естественно, над утопическим миром нависнет страшная угроза, но дружба, любовь и прочие общесобачьи ценности помогут с ней справиться.
Детская сказка не слишком отличается от обычных детективов Донцовой: картонные персонажи, сумбурный сюжет, бородатые анекдоты из Интернета. К привычному набору добавляются назидательные нравоучения (никто не спорит, малышей надо учить уму-разуму, но обычно в детской литературе это делается менее навязчиво) и чрезмерная слащавость (видимо, излишнее количество съеденных сладостей оборачиваются зашкаливающей приторностью диалогов).
Книга больше рассчитана на родителей, способных повестись на раскрученное имя и красивые картинки (художница Юлия Семитко сработала на “отлично”), но заинтересует ли “Амулет добра” маленьких читателей, особенно, если в их жизни уже были “Карлсон, который живёт на крыше” и “Дядя Фёдор, пёс и кот”?
Мнение редакции портала "Ревизор.ru" может не совпадать с мнением автора.