Часто в "Новой Третьякове" молодые люди, вглядываясь в картины Казимира Малевича, ничего, кроме "здорово", сказать не могут, а большинство в принципе не понимают течений в живописи начала ХХ века. Такая же ерунда происходит и с литературой — читая строки
А.Е. Крученых "Дыр бул щыл", молодые люди не верят, что это вообще можно назвать поэзией.
Я заметила, что литература и живопись русского авангарда не изучены в молодежном обществе, и поэтому решила объединиться с искусствоведом из Венского университета Марией Алексеевой, чтобы создать двенадцатичасовой онлайн курс, посвященный русскому авангарду.
Наша задача заключалась в том, чтобы рассказать доступно каждому из слушателей об искусстве начала ХХ-го века. Мы хотели преподнести его самобытность, ценность и многогранность. Ведь на Западе из русского искусства особенно ценят именно авангард.
Русская литература — это не только А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой, русская живопись — не только И.Е. Репин и И.К. Айвазовский. Кстати, задача авангардистов в этом и состояла — сбросить с парохода современности А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского.
В начале XX века коренные изменения происходят во всех сферах жизни человека, не обходят они и искусство, поскольку, переплетаясь с массовой культурой и политической пропагандой, оно образует органичный симбиоз. Революционные настроения вплетаются в ткань реальности, пропитывают дух времени своим бунтарством и стремлением через творчество говорить о важнейших для человека вещах.
За шесть двухчасовых лекций в течение трех месяцев мы старались максимально погрузить слушателей в ту яркую эпоху.
Материал был представлен не в виде скучных фактов из учебника, а как тончайшие переплетения "судеб и событий", личностей и нравов, скандалов и компромиссов. Например, слушатели узнали, как личная жизнь Сергея Есенина отразилась на его творчестве. В своей авангардной поэме "Черный человек" он спорил не с собственным кошмаром, а со своим двойником, и в этом двойнике присутствуют черты Владимира Маяковского, с которым Сергей Есенин всю жизнь хотел помириться, но, увы, они никогда не могли договориться.
Я как литературовед рассказала о важнейших направлениях и их представителях в поэзии и театре, а искусствовед Мария вела лекции, посвященные абстракционизму в живописи.
Мы составили интересную программу, каждая лекция длилась два часа — час от литературоведа, час от искусствоведа:
1. Что такое авангард. Диалог литературы и живописи.
2. Имажинизм. Аналитическое искусство Павла Филонова.
3. Кубофутуризм. Эгофутуризм.
4. Обэриуты. Супрематизм Малевича.
5. Театр авангарда.
6. Конструктивизм. Ничевоки. Экспрессионизм. Экспрессионизм в живописи. "Бубновый валет", "Ослиный хвост".
Курс был удобен тем, что заранее слушателям не нужно было ничего читать. Я разбирала поэзию вместе с ними прямо на лекциях.
Публика иначе взглянула на "крики" Владимира Маяковского, особенно на его поэму "Облако в штанах", которая входит в школьную программу, но, к сожалению, сидя за партой, ее мало кто понял, как и творчество кубофутуристов в целом.
"Облако в штанах" - это четыре протеста поэта: "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!".
В произведении мы видим, что автор был одержим идеей создать нечто новое в разных сферах жизни. И за эту идею боролись все кубофутуристы.
Особенно слушателям интересно было узнать об обэриутах — представителях Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). В рамках этого течения творили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров и Игорь Бахтерев. Они хотели, чтобы "зрители смотрели на мир голыми глазами"!
Д.И. Хармс, один из основателей группировки ОБЭРИУ, писал: "Меня интересует только "чушь", только то, что не имеет никакого практического смысла... Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт - ненавистные для меня слова".
Задача авангарда — вызвать моментальную реакцию. И творчество Д.И.Хармса четко выполняет эту функцию.
Моментальную реакцию можно рассмотреть на примере его стихотворения "Нетеперь":
"Это есть Это.
То есть То.
Это не есть То.
Остальное либо это, либо не это.
Все либо то, либо не то.
Что не то и не это, то не это и не то.
Что то и это, то и себе Само"
Кому-то вряд ли это покажется поэзией, вроде все до абсурда просто. А ведь здесь есть ритм, марш, а когда мы идём — мы не думаем.
Мы — это "То, что себе Само", мы - это не они, "неМы" - немы - это то, что себе не само.
О русском авангарде можно говорить бесконечно и самое главное — всегда находить в нем новое!
Помимо курса "ЛитАрт.Авангард", я веду лекции по русской литературе ХIХ-го века, во время которых невольно ухожу в психоанализ. Но я считаю, что не имею права этого делать, поскольку психологического образования не имею. Именно поэтому мне пришла идея объединиться с психологами и создать курс "ЛитПсих".
Я в качестве литературоведа говорила об истории создании произведения, системе его персонажей и художественных особенностях, а психологи разбирали характеры героев.
Мы решили на примере известных произведений проанализировать непростые любовные отношения, поскольку в русской литературе счастливые союзы практически не встречаются.
На протяжении шести лекций мы рассмотрели следующие романы:
1. "Отцы и дети". Отношения Базарова и Одинцовой.
2. "Обломов". Отношения Ильинской и Обломова.
3. "Анна Каренина". Отношения Каренина и Карениной.
4. "Герой нашего времени". Отношения Печорина с его женщинами.
5. "Анна Каренина". Отношения Левина и Китти.
6. "Идиот". Отношения Мышкина с Настасьей Филипповной.
Роман "Отцы и дети" был напечатан в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Политическая ситуация в стране была "пограничная". Да и критики тогда "напали" на И.С.Тургенева — многие считали, будто автор провоцирует молодежь и к тому же не верили в Базарова как в явление. Другие, наоборот, узнали в нем героя своего времени. Но что такого нового было в его фигуре? Только лишь нигилизм? И почему герой умирает в конце? Была ли русская литература готова к Базарову в тот момент? Именно на эти вопросы я отвечала во время лекций, а также рассматривала художественные особенности романа.
Психолог Анна Кошелева, работая со мной в паре, подробно рассказала об основных "механизмах защиты" Базарова, его страхах, которых я никогда не замечала – а во время лекций увидела в себе. А увидеть в себе подобное — это, думаю, все равно что нащупать шишку, которая нет-нет да и рассосется. Интересно было узнать от психолога и про повышенную тревожность Одинцовой. Никто не знал, что у этой уверенной в себе светской дамы, оказывается, шизоидный тип характера!..
Благодаря этому курсу слушатели не только научились рассматривать подводные камни литературы ХIХ-го века, но и смогли увидеть собственные психологические проблемы. А ведь лечение через литературу происходит безболезненно!