Об этом 2 декабря беседовали Ольга Мяэотс (зав. отделом детской книги и детских программ БИЛ им. Рудомино), Ольга Дробот (лауреат премии "Мастер" и Международной премии "Норлы", кандидат филологических наук, член правления Гильдии переводчиков), Ирина Балахонова (главный редактор издательства "Самокат") и Екатерина Каширская (руководитель детского центра "Образование в развитии", главный редактор издательства "Пешком в историю").
— Вы сами знаете, как трудно бывает с чтением классики, — начала Ольга Мяэотс. — То, что входит в школьную программу, усваивается с грехом пополам. По нашим наблюдениям, если и можно пробиться к ребёнку, то через историю семьи. Это многих завлекает. Мы дарили школьникам книги на эту тему (например, "Сахарный ребёнок" Ольги Громовой и "Дети ворона" Юлии Яковлевой), обсуждали их. Почти в каждой семейной истории есть тайна, а всё тайное и страшное привлекает детей. Можем вспомнить это по себе: тёмные комнаты, жуткие сказки... Я никогда не забуду, как очаровательная трёхлетняя девочка на мой вопрос "Ну что тебе почитать на ночь?" попросила "Синюю бороду"! Говорю ей: "Какой ужас! Но почему, зачем?", и тогда она отвечает: "Там море крови". Это, конечно, смешно, но очень точно отражает ситуацию. Как при этом говорить об истории с детьми, как их заинтересовать — наш главный вопрос и главная задача. Сейчас мы стали опираться на историю домов. Тут только начни копать — никакие сказки не сравнятся! Живой интерес к документу и к событиям действительно можно пробудить. Главное — не врать и не бояться страшного.
В качестве наглядного примера такой "опоры" была представлена книга "История старой квартиры", только что выпущенная издательством "Самокат". Благодаря новинке можно, что называется, увидеть историю "в разрезе" одной квартиры и в воспоминаниях одной семьи с 1902 до 2002 год.
— Нам было важно то, что историю рассказывает ребёнок. С одной стороны, он обращается к своим сверстникам, а с другой стороны — это образ ненадёжного рассказчика (концепция ненадёжности памяти). При этом он является голосом своего времени, очень открытым и впитывающим буквально всё, до чего может дотянуться, — отметила Александра Литвина, автор "Истории старой квартиры".
В книге, помимо взгляда самих главных героев на происходящее, есть и документы. Например, реальные газеты того времени: фотографии и отдельные мелкие детали выведены крупным планом с пояснениями. Всё это сделано авторами для того, чтобы расширить историческое пространство, показать два ракурса — внутри квартиры и того, что происходит за стенами.
Фото: Алла Мироненко
Главный редактор издательства "Самокат" Ирина призналась, что читатели часто задают ей вопрос — о чём всё-таки эта история, что в ней значимо? Но у каждого из создателей книги самое важное — своё. Для художника Анны Десницкой это "сама семья и квартира: кораблик, плывущий сквозь повествование, где сохраняется маленький уютный мир". Для автора Александры Литвиной главный интерес представляют именно семейные истории. "Это самые разные сюжеты. Не только о том, как человек остаётся человеком, как сохраняет достоинство, как борется и выживает, но и просто смешные, нелепые... Моим желанием было найти такую форму, чтобы доступно рассказать об этом. В микро-историях отражается макро-история. Мне кажется, это помогает понять, кем мы являемся на самом деле, что происходит с нами, вокруг нас. И донести это до детей".
Самое трудное — найти язык. Иногда невозможно рассказать об истории без элементов сказочности и абсурдности: постепенно доминируют жанры, совмещающие рассказ, документалистику и визуализацию. Это, с одной стороны, передача фактов, а с другой — описание ощущений человека-рассказчика. А за легкомысленными на первый взгляд иллюстрациями могут прятаться серьёзные темы. Бывает так, что на выходе получается нечто простое, но через эту простоту ребёнку легче приблизиться к сложным и важным вещам: благодаря осмыслению различных точек зрения развиваются и собственные суждения. И важно, чтобы рядом всегда был взрослый, готовый обсудить с ребёнком прочитанное, разъяснить что-то с позиции знаний и опыта.
Издательство "Пешком в историю" создаёт книги, с помощью которых историю можно "потрогать руками". Первый принцип издательства — предоставить детям выбор. Чтобы более полно охватить события, "Пешком в историю" предлагают тематические серии и проекты о развитии конкретной сферы или исторического периода.
— Наш подход — стараться понимать детей, — рассказала главный редактор издательства Екатерина Каширская. — Да, уроки в школе, когда всё заранее расписано, это ужасно скучно. Дети имеют право не любить читать познавательную литературу. Мы стараемся выбрать тему, которая смогла бы заинтересовать конкретного ребёнка: это может быть обучающая или художественная книга, может быть интерактивный задачник с наклейками, лабиринтами, настольными играми и прочим.
Фото: Алла Мироненко
История, как известно, собирается по крупицам, и детской писательнице Наталье Волковой, присутствовавшей на обсуждении, чрезвычайно важно понимание исторических событий через частные случаи и человеческие судьбы.
— Мы часто слышим, что у нас самое красивое в мире метро, но о том, с какими трудностями людям пришлось столкнуться при его постройке, редко кто вспоминает. Хотелось бы рассказать детям, допустим, про Владимира Фролова (1874-1942, русский художник-мозаичист — прим. ред.), который в блокадном Ленинграде делал мозаики для станции метро "Новокузнецкая". Подобное повсеместное замалчивание тесно переплетено с бравадой советского времени. Но мне кажется, о таком тоже нужно говорить, — подчеркнула писательница.
Учебники переписываются каждые десять лет, но настоящая литература остаётся нетронутой. Благодаря тому, что в художественных произведениях сохраняется авторский взгляд, путь к осмыслению исторических событий становится доступнее и светлее: мы часто не можем уложить в голове сводки из школьного пособия, но героев любимых романов, живущих даже в самые далёкие века, мы можем прочувствовать и понять почти всегда. Конечно, стоит помнить о научной достоверности, но для того, чтобы пробудить у детей интерес к прошлому, одной сухой науки недостаточно. Нужно сделать личность персонажа живой, а эпоху, окружение — достоверным. Особенно интересно это получается тогда, когда автор, как в "Истории старой квартиры", вкладывает рассказ в уста ребёнка. Тогда мы видим, чем он живёт, что чувствует. Вспомним также романы "Дети ворона" и "Краденый город" Юлии Яковлевой: такой тип повествования сближает книгу и юного читателя. Впрочем, не только юного...