"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Русский байронист Александр Бестужев (Марлинский)

Исполнилось 225 лет со дня рождения литератора и декабриста.

Александр Бестужев. Портрет работы неизвестного художника. Фото: Википедия.
Александр Бестужев. Портрет работы неизвестного художника. Фото: Википедия.

В центре жилого квартала Адлера (микрорайона города-курорта Сочи) стоит памятный знак в честь писателя Александра Александровича Бестужева-Марлинского (1797 – 1837), известного своим участием в движении декабристов. Казалось бы, где Сенатская площадь, а где Черноморское побережье Кавказа? Обо всем по порядку. Начать надо с того, что именно сегодня, 3 ноября 2022 года, исполнилось 225 лет со дня рождения этого незаурядного человека.

Александр Александрович Бестужев происходил из рода "тех самых" Бестужевых, у него было четыре брата. Он родился в семье Александра Федосеевича Бестужева, издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 году "Санкт-Петербургский журнал" и составившего "Опыт военного воспитания относительно благородного юношества". "Опыт военного воспитания…" папаша бестрепетно применил к сыну. Александр-младший воспитывался в Горном корпусе, служил адъютантом главноуправляющих путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.

Где именно юноша набрался политических идей, неизвестно, возможно, среди драгун, а может, в петербургском Обществе любителей российской словесности, где подвизался с 1820 года. Так или иначе, но в 1824 году Александр Бестужев признался в одном из писем Петру Вяземскому, что "пристрастился к политике — да как и не любить её в наш век — её, эту науку прав людей и народов, это великое, неизменное мерило твоего и моего, этот священный пламенник правды во мраке невежества и в темнице самовластия". Очень смелые слова!..

Они были закономерны для Александра Александровича. В литературу он вступил в 1819 году со стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в "Сыне Отечества" и "Соревнователе просвещения", успел издать небольшую книгу "Поездка в Ревель" и выпустить на пару с Кондратием Рылеевым несколько выпусков альманаха "Полярная звезда". Альманах пользовался уважением в прогрессивных кругах своего времени. Ему, альманаху, симпатизировал и Александр Пушкин: он из Одессы и Михайловского вел с Бестужевым оживлённую переписку о литературе, посылал ему свои стихи. Именно в альманахе Бестужев заявил о себе как романист, опубликовав вещи "Замок Нейгаузен", "Роман в семи письмах", "Ревельский турнир", "Изменник".


"Полярная звезда" на 1823 год. Гравированный титульный лист.

И еще – Александр в "Полярной звезде" проявил себя как весьма придирчивый литературный критик. Бестужевские обзоры "старой" и современной беллетристики и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали споры.

Александр Бестужев примкнул к магистральному для той поры литературному "турниру" между "классицизмом" и "романтизмом". Считалось, что все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового романтического направления. Оно воспринималось как проповедь свободы художественного вдохновения, падения признанных литературных авторитетов и в форме, и в содержании стихотворения или прозы. Бестужев был одним из ярых заступников творческой свободы. Его собственные романы и повести оказались просто панегириками романтизма. Литературоведы будущего нашли их сходство с немецким Sturm und Drang 70-х годов XVIII века и французской беллетристикой школы Виктора Гюго. Параллели проходят по образам персонажей, идеальных и полномерных во всех проявлениях, добрых или же злых, изображению глубоких чувств, мощных страстей, самых патетических выражений. Герои Марлинского испытывали натуральные душевные бури и повествовали о них блестящей риторикой, точно с театральных подмостков. Того же самого молодой писатель хотел и от других.

Бестужев-критик резко и остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, полагая, что оно принадлежит "эпохе пудреных париков" и отжило свое.  Основные положения критики Бестужева сводились к отрицанию классических правил и приёмов и провозглашения для поэтического творчества полной, неограниченной свободы — как у Шекспира, Шиллера, Байрона и Виктора Гюго (этот автор присоединился к романтизму позже, но Бестужев успел его "застать", будучи уже Марлинским). Литературоведы считают, что критические опыты Александра Бестужева брали не глубиной, а яркостью, пылкостью, оригинальностью. Главное – они были полемичны. Тогда, как и теперь, это свойство – одно из драгоценнейших для любого текста. Так что Александр Бестужев "пробудил" в русской литературе критический дух чуть ранее того, кто стал столпом отечественной критики. К слову, Виссарион Белинский не пощадил Бестужева-Марлинского, как он сам не щадил "ретроградов". Неистовый наш критик определил этого романиста как талант внешний, видя в этом главную причину его быстрого возвышения и ещё более быстрого падения в литературе.

Что ж – он, Бестужев, вообще был свободолюбив. Это качество и привело его в ряды декабристов… За участие в заговоре в 1825 году Александра Александровича сослали в Якутск через Шлиссельбург. Декабрьские события прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы "Полярной звезды" на 1826 год с его статьёй были уничтожены. На дальнем севере Бестужев изучал иностранные языки и говор и обычаи местных жителей. Потом на этом материале написал несколько этнографических статей о Сибири. В якутской ссылке Александра начал повесть в стихах под заглавием "Андрей, князь Переяславский". Её первую главу, без имени и без согласия автора, кто-то напечатал в Санкт-Петербурге в 1828 году. Биографию Бестужева эту уже не могло испортить – как говорится, хуже не будет. Он пребывал в ссылке на краю цивилизации…

В следующем, 1829 году Александр Бестужев был переведён на Кавказ рядовым солдатом с правом выслуги офицерского чина. В первое время после перевода он участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, и ему было не до письма. В 1830 году жизнь упорядочилась, автор получил возможность обратиться к литературе. Работал и жил он в дагестанском Дербенте. Именно там "родился" Александр Марлинский. С 1830 года в журналах стали появляться рассказы опального писателя – поначалу безымянные, а потом за подписью Марлинский. Это были навеянные Кавказом сочинения "Испытание", "Наезды", "Лейтенант Белозор", "Страшное гадание", "Аммалат-бек", "Фрегат "Надежда". В 1832 году они в пяти томах под заглавием "Русские повести и рассказы", но без имени автора. Переиздание, правда, состоялось под именем А. Марлинского. Так что какой-никакой "прорыв" в литературу у нашего писателя состоялся даже в условиях политической стесненности. Но до третьего переиздания (1839 года) Александр Александрович не дожил.

Смерть Александра Бестужева-Марлинского была в высшей степени романтична, можно сказать, байронична. Участвуя в кавказских операциях, он выслужил чин унтер-офицера, георгиевский крест, а затем производство в прапорщики. Мог бы вернуть и высшие офицерские погоны, но… Одна из стычек с горцами стала для него фатальной. Она произошла в лесу, на мысе Адлер. Тело Бестужева-Марлинского не было найдено (!). Но и живым его никто с тех пор не видел… Понятно теперь, почему в центре Адлера стоит памятный знак? Кстати, красивый. Александр Александрович его бы оценил.


Памятный знак. Фото Е. Сафроновой. 

Таким образом, издания, вписавшие наследие Марлинского в русскую литературу, последовали в основном без него. Четвёртое состоялось в 1847 году. Основные повести Марлинского выпустил в 1880-х годах А. С. Суворин в своей "Дешёвой библиотеке". Но к тому времени уже изменилась литературная концепция. Путешествия, приключения, сильные страсти стали считаться достоянием подростковой, на худой конец юношеской прозы. И Бестужев-Марлинский в отечественной прозе занимает примерно такое же место. А учитывая пафосность его романтических творений, понятно, что его книги – не "настольные" у большинства даже "книжных" детей… Хотя зря, конечно. Хорошей приключенческой прозы в русской литературе крайне мало. Отсюда, вероятно, и флер забвения, окутывающий фигуру Бестужева-Марлинского в наши дни.

Впрочем, специалистам его имя и творчество, безусловно, знакомо. В свежем номере "Литературной газеты" кандидат филологических наук Андрей Евдокимов посвятил Бестужеву-Марлинскому целую статью "Саблею или пером принести честь своему отечеству". Материал чрезвычайно доброжелательный. Да еще и познавательный. Например, я только из этой статьи узнала, что Марлинский создал первым гениальную "лермонтовскую" строчку "Белеет парус одинокий". Вот как далеко в глубь веков уходит практика центонов!..
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть