Алиса нового поколения
23 апреля 2024
Идея — хорошо, а жизнь — лучше
23 апреля 2024
Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
22 апреля 2024
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
22 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Творчество – это всегда риск"

Главный редактор радио "Книга", академик Российской Академии Радио Егор Серов рассказал порталу "Ревизор.ru" о буднях литературной радиостанции, выборе произведений и пользе чтения

Егор Серов. Фото: Молодёжный образовательный форум "Таврида"
Егор Серов. Фото: Молодёжный образовательный форум "Таврида"

Руководить литературным радио – это не просто удовольствие от каждодневного общения с книгами, но и огромный труд. Главный редактор радио "Книга" Егор Серов каждый день приезжает на работу к 6 утра, чтобы успеть сделать многое, пока в офисе никого нет. Команда портала "Ревизор.ru" встретилась с Егором Серовом во внерабочей обстановке на Молодёжном форуме "Таврида", где под жарким солнцем расспросила его о радио, книгах и творчестве.



Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания радио "Книга"? Как пришло понимание того, что в отечественном эфире появилась потребность именно в радиостанции литературной направленности?
 
Инициатива создания радио "Книга" принадлежит очень неравнодушному человеку – Николаю Вячеславовичу Расторгуеву. Это его идея, и родилась она довольно давно. Его команда обратилась ко мне в 2010 году с просьбой написать концепцию этой радиостанции. В 2013 году мы выиграли конкурс на вещание в Волгограде. Нас предупредили, что будут внимательно следить за тем, что у нас будет получаться, потому что были уже попытки запустить подобное радио и ни у кого ничего не вышло. С 24 марта 2016 года мы начали вещание в Москве и в конце июня выиграли пул частот на 47 самых крупных городов России, в том числе Санкт-Петербург. 
 
До радио "Книга" я в течение шести лет занимался проектом под названием радио "Звезда", где по одиннадцать часов в сутки стали читать книги. Плюс, уже давно я делаю короткие познавательные программы. Слоган нашей радиостанции "Слушай! ... Чтобы читать!". Поэтому мы читаем только короткие фрагменты из разных книжек. Кроме этого, у нас есть пока два десятка различных программ, а также инструментальная музыка, которая позволяет "смыть" впечатления, досопереживать услышанному и  подготовиться к новому эфирному отрезку. Ведь заменить чтение, общение с книгой никаким аудио невозможно, это совершенно особая история. Мы помогаем не просто узнать что-то новое и интересное, но и сориентироваться в мире книг, выбрать то, что по душе каждому.
 
А если говорить про одну из ваших рубрик – "Типографская краска". В  ней рассказывается о новинках книжного рынка. По каким критериям вы осуществляете отбор произведений? Есть ли произведения, которые вы никогда не будете рекомендовать?
 
Я считаю, что интересные/неинтересные жанры, молодые/немолодые писатели – это надуманная история. Может быть, главный редактор толстого литературного журнала может позволить себе такую роскошь – выбирать только то, что ему нравится лично, и считать себя последней инстанцией в выборе того, что должно быть опубликовано в журнале. Я так делать не могу. Я делаю не то, что понравится мне, а то, что понравится моим слушателям. Это принципиальный момент. Радио "Книга" я затачиваю не на то, чтобы устроить "тусовку" среди людей читающих и пишущих, а для того, чтобы заинтересовать тех, кто читает мало или не читает вообще. Не заменить книгу с помощью радиостанции, а именно заинтересовать, сориентировать, подтолкнуть.  Поэтому критерий выбора произведений только один – это интересно, это хорошо, значит это будет звучать. Особое внимание, конечно, к русской классике.
 
Радио – это совершенно другие порядки чисел. Это – не тысячи, это – сотни тысяч, миллионы слушателей, поэтому к вопросу выбора здесь надо подходить очень аккуратно. 
 
Кстати, про слушателей. Как вам кажется, кто они –  слушатели вашего радио? Люди, которые интересуются литературой, или те, кто к этому только приходит? На кого вы делаете ставку?
 
Я вскользь уже сказал об этом, но повторю. Мне хочется сделать радио не для "избранных", а для тех, кто ещё только присматривается к миру книг. Или мало читает, например, в связи с занятостью на работе. Или напомнить тем, кто читал, какой-то интересный рассказ. Познакомить с малоизвестным писателем. Но хочу сразу добавить, что я в корне не согласен с теми, кто говорит, что сейчас стали читать меньше. Это не так. Что такое "читать"? Если раньше у нас фактически не было альтернативы «беганья глазами по строчкам», то теперь способов доставки информации до читателя стало огромное количество – планшет, телефон, ридер и т.д. Слов потреблять меньше не стали, просто характер чтения изменился. Я уверен, что это просто обычный переходный процесс и всё уляжется. Но надо начинать работать, помогать естественному процессу. Очень хочу, чтобы люди, молодые люди, поняли, что общение с книгой – это интересно, нужно, полезно и выгодно. И "выгодно" – это очень важный момент. Можно подумать: "А зачем мне читать? Что мне с этого?". А вот что: чтение выгодно, потому что чем больше ты знаешь, тем большими смыслами можешь оперировать, тем ты дороже стоишь и значит найдёшь лучшую работу и большую зарплату будешь получать. Такой понятный капиталистический подход: слушайте радио "Книга" и, в итоге, вы будете жить лучше.
 
А каким книгам отдаётся предпочтение при рекомендации слушателям: фикшн или может быть нон-фикшн?
 
Всё, что угодно. Мы рекомендуем читать хорошие книги. Это может быть и художественная литература, и научпоп. Критерий один – книга должна быть хорошей.
 
Тогда вопрос, который наверняка волнует многих молодых поэтов и прозаиков: как можно и можно ли вообще представить у вас на радио свое произведение? Может ли молодой, ещё неизвестный и неопубликованный автор, прислать отрывок своего произведения, чтобы он прозвучал в эфире радио "Книга"? 
 
Не знаю, как ребята с "Тавриды", но многие молодые писатели или не писатели вовсе уже присылают нам свои тексты. Если текст интересен, то мы его берём в ротацию. Мы абсолютно открыты для всех. Более того, я даже несколько раз громко диктовал адрес своей электронной почты, мол, ребята, присылайте. Потому что на самом деле все хотят опубликоваться, а прозвучать на радио – это тоже публикация в соотвествии с законодательством. 
 
Егор, расскажите, пожалуйста, как проходит ваш рабочий день. С какими трудностями приходится сталкиваться главному редактору радио "Книга"?
 
Вы уверены, что хотите знать весь этот ужас? (Смеётся) Подъем – в пять утра. В пять тридцать – за рулём. В шесть пятнадцать – в кабинете. Для того, чтобы не тратить время на завтрак, с завтраком я приезжаю сразу в офис. Завтракаю и одновременно прослушиваю подготовленные фонограммы за предыдущий день. Завтрак заканчивается, а фонограммы, как правило, ещё остаются. Дальше я слушаю, слушаю и слушаю их. Не всегда всё нравится, конечно. Но никого, к счастью, ещё нет на работе, и никто не слышит, как я ругаюсь. Голос просыпается, фонограммы прослушаны, и я иду в студию. У меня есть секретная методика, как я записываю сам себя. Чтобы не отвлекать звукорежиссёров, я, как правило, самостоятельно записываюсь часов до десяти–пол-одиннадцатого. Далее – текущая работа до середины дня. Руководство редакцией, новые проекты, взаимодействие с «внешним миром» и т.д. Днём обязательно надо найти тридцать минут для сна, иначе потом будет тяжело. Я просыпаюсь, и начинается "второй день" на работе. В девять вечера – дома. Как правило в субботу – отсыпаюсь впрок. А в воскресенье – тоже часто записываюсь, потому что дома есть студия. Тут уж не знаю – к счастью или к несчастью (Смеётся).
 
А как продвигать радио, чтобы появлялось больше слушателей и все ваши усилия находили ещё больший отклик?
 
Мы живём в рыночных условиях, и беда любой радиостанции – это незнание бренда. Когда говорят "Ой, меня мало слушают!" – это вовсе не означает, что это плохая радиостанция, это скорее говорит о том, что никто о ней просто не знает. В Москве самая высокая плотность радиостанций в FM-диапазоне в мире! В Стамбуле, например, больше сотни радиостанций, но количество их объясняется тем, что они вещают по два-три часа, а потом сменяют друг друга. В Москве – 55 полноценных радиостанций. Больше – просто невозможно. Существует специальная отрасль, которая называется "маркетинг". Продвижением, как и всем на свете, должны заниматься профессионалы, которые недавно у нас уже появились. Однако по законам маркетинга летом любая активность не столь эффективна, и стоит начинать кампании в конце августа-начале сентября. Мы это и будем делать. И время, конечно, нужно.
 
А как происходит исследование аудитории? Как понять, сколько человек слушает радио "Книга", что им нравится, а что нет?
 
Измерение аудитории существует двух видов – апостериорное (или количественное) и априорное (или качественное). Апостериорными измерениями в России сейчас занимается компания TNS Gallup Media, она меряет, сколько, в какой момент на волне "сидит" человек, даже рисует красивые кривые слушания относительно шкалы времени. Качественные исследования – более сложная история, где в силу вступают различные маркетинговые технологии, фокус-группы, другие специальные исследования. Это процесс не быстрый, и, к сожалению, дорогой. Но я знаком со многими такими исследованиями и представляю себе аудиторию.
 
Но любые такие исследования – неоднозначны. Если бы мы делали автомобиль или стол, то было бы легче эти исследования провести, потому что характеристики стола и автомобиля можно описать довольно понятно. Но представьте себе пожилого, седого писателя, который бы позвал к себе маркетолога и спросил: "Стоит ли мне писать роман на полторы тысячи страниц о войне 1812 года?". Маркетолог бы, конечно, сказал ему: "Не надо, никто не будет это читать!"… Дело в том, что маркетинг - это тропинка, по которой уже ходили другие. Если бы Малевич спросил: "Стоит ли рисовать квадрат?", то ответ был бы однозначный – нет. Нельзя спросить у человека, нравится ли ему Мумба-Юмба, потому что он эту Мумбу-Юмбу никогда не видел. Если ты хочешь делать что-то новое, то всегда риск протаптывания новой тропинки сохраняется. Но это и есть творчество. Если бы всё можно было бы математически просчитать – все радиостанции имели бы сравнимый рейтинг. Если строить радио только на результатах таких исследований – это означает  получать вторичный результат. Вперёд не двигаться. Если можно было бы сделать радио или вообще нечто большое и хорошее только из имеющихся гвоздей и молотков, то тогда бы это не было творчеством. Творчество – это всегда риск.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Алиса нового поколения
Идея — хорошо, а жизнь — лучше
Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть