Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Валерий Брюсов – самый символичный из русских поэтов

Сегодня отмечается 150 лет со дня рождения литератора, совмещавшего в себе многие таланты.

Валерий Брюсов. Фото: © РИА Новости
Валерий Брюсов. Фото: © РИА Новости

13 декабря 1873 года (по новому стилю) в Москве появился на свет русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, историк, теоретик и практик русского символизма – Валерий Яковлевич Брюсов. Его имя – пожалуй, первое, которое ассоциируется у потомков с Серебряным веком. Недаром Музей Серебряного века в Москве сегодня располагается в Доме Брюсова.

Человек, которого впоследствии звали даже "императором символизма", был происхождения весьма простого. По отцовской линии он "выходил" из крестьян. Его дед Кузьма Андреевич, первый из Брюсовых, выкупился на волю у помещицы Федосьи Алалыкиной, владевшей землями на севере Костромской губернии. В середине 1850-х получивший вольную Кузьма Брюсов переехал в Москву, где начал торговое дело, разбогател и даже смог купить дом на Цветном бульваре, где его внук жил в 1878—1910 годах. Дед по материнской линии был тоже купцом, а заодно и поэтом-баснописцем Александром Яковлевичем Бакулиным. Бакулин не достиг славы Ивана Крылова, но Валерий его ценил и его фамилией подписывал некоторые свои сочинения.

Папаша Яков Кузьмич Брюсов тоже пописывал стихи и немного публиковался. Так что генетически у Валерия Яковлевича тяга к русской словесности была заложена. Интересно, что Яков Брюсов вёл себя, не в пример отцам, расточительно: увлекался скачками, приохотил к ним и сына и проиграл семейное состояние на тотализаторе. Потому Валерию пришлось не рассчитывать на наследные капиталы, а зарабатывать себе хлеб свой в поте лица своего. "Пот", конечно, сказано фигурально; впрочем, многие утверждают, что литературный труд не легче физического…


Дом Брюсова - Музей Серебряного века в Москве. Фото: Википедия / A.Savin. Собственная работа

Особенно любопытно из детства Брюсова то, что его, в отличие от отпрысков дворян, не слишком сильно воспитывали, образование его предоставили гимназиям. Но одно правило соблюдалось неукоснительно. В семье Брюсовых почитались принципы материализма и атеизма, и отроку запрещали читать религиозную литературу, взамен подсовывая ему сочинения Чарльза Дарвина. И еще в семье витал дух народничества, идеями их увлекался Яков Брюсов (как революционность сочетается с тотализатором, история умалчивает). Можно было бы написать целую диссертацию о том, как взросление, лишенное всяких идеалистических и мистических идей, привело к формированию человека, стоящего во главе русского литературного символизма. Впрочем, наследие Брюсова активно изучается, и, не исключено, такая диссертация давно написана…  

Самые ранние известные стихи Валерий Брюсов написал в 1881 году, в 8 лет. С 13 лет он не мыслил дальнейшей жизни без литературы, писал стихи и рассказы, и, учась в гимназии, издавал, по моде того времени, рукописный журнал. В своих поэтических идеалах последовательно переходил от Н. Некрасова к С. Надсону, французским символистам и различным мистикам. Именно эта неторная на тот момент дорога привела его к декадансу, символизму, мистицизму, самопризнанию "Юность моя — юность гения" и одностишию "О закрой свои бледные ноги". В пору появления этой строки на свет над нею глумились. Сейчас по ней, можно сказать, оценивают Серебряный век. Надо отметить, что дебютные свои сборники стихов и печатные опыты сам Брюсов впоследствии не ценил, если не стыдился их. Первый сборник стихов, типичный для Брюсова и не вызывавший у него отторжения, явился миру в 1895 году. То были "Chefs d’oeuvre" ("Шедевры"). Скромностью этот человек никогда не страдал. Оттого, вероятно, в него так влюблялись женщины. Валерий Брюсов вошел в историю литературы не только как выдающийся стихотворец, но и как вдохновенный женолюб и человек, так скажем, гибкой нравственности. Мы знаем об истории Брюсова с молодой поэтессой Надеждой Львовой, закончившейся самоубийством последней. А в романе "Огненный ангел" Брюсов описал свой любовный треугольник с Ниной Петровской и Андреем Белым. И все эти "приземлённые" моменты неотъемлемы от пути поэта, который он сам наметил и передал как завет грядущим поколениям в программном стихотворении:

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

В стихах Брюсова соседствуют противоположные, если не взаимоисключающие начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к "завоеванию" жизни трудом, к борьбе, к созиданию; пессимистические (воспевание блаженства смерти, поэтизация самоубийства) "соблазнительно"; идущие поперёк общественной нравственности – поэтизация оргий и всего прочего запретного. Потому и настроения всех, и стихотворных, и прозаических текстов Брюсова противоречивы и без переходов сменяют друг друга. Технически Брюсов тоже "метался" от новаторства к испытанной классике, что в целом присуще стилю модерн. Но все же нельзя забывать, что Валерий Яковлевич внёс большой вклад в развитие формы стиха, принес в русскую поэзию и "вольный стих" (прообраз нынешнего верлибра), и разработанные им "длинные" размеры (7-стопный и 12-стопный хорей с внутренними рифмами), чередования строк разного метра (так называемые "строчные логаэды"). Все это богатое наследие активно использовали поэты следующих поколений.


Валерий Брюсов. Портрет работы С. В. Малютина. 1913 год. Фото: Википедия.

Наконец, едва ли не главное противоречие судьбы и творчества Брюсова – в том, что его, декадента, манерника, юбочника и глашатая самоубийства, приняла Советская власть – не преследовала, не травила, не лишала работы, не выживала из страны, а даже предлагала различные чиновные должности в учреждениях с названиями на "новоязе". Брюсов платил новой власти тем, что слагал в ее честь гимны. Но все же плотью от плоти постреволюционного мира он стать не смог. Несмотря на то, что в 1923 году, к пятидесятилетнему юбилею, Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой перечислялись его заслуги "перед всей страной" и выражалась "благодарность рабоче-крестьянского правительства". Меньше чем через год после получения этого лестного документа, 9 октября 1924 года, Валерий Яковлевич скончался в своей московской квартире на Первой Мещанской (в "Доме Брюсова") от крупозного воспаления лёгких и упокоился на Новодевичьем кладбище среди могил своих предков-купцов. Символично – как и поэзия Брюсова.

Сегодня, в день 150-летия со дня рождения Валерия Брюсова, "Российская газета" посвятила ему большой материал Арсения Замостьянова "Поэт, рукоположенный лучшим прошлым". Думается, это очень точная характеристика данного автора.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть