Концерт Михаила Елизарова открыл программу мероприятий "Есенин Центра" в Рязани
1 сентября 2020
Это не Рио-де-Жанейро. Это Ессентуки.
27 сентября 2020
Центр оперного пения Галины Вишневской открыл сезон
25 сентября 2020
В музее Новый Иерусалим опять лето и музыка
24 сентября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Александр Вельтман. Пора вспоминать.

В конкурсе молодежной журналистики "Ревизора.ru" – материал о писателе, со дня рождения которого в этом году исполнится 220 лет.

Александр Вельтман. Фото: commons.wikimedia.org
Александр Вельтман. Фото: commons.wikimedia.org

Выражение “история рассудит...” работает не всегда – или не быстро. Так, музыка И. С. Баха, картины Яна Вермеера были оставлены без внимания на долгое время, но через несколько поколений “вновь открытые” произведения признавали мировыми шедеврами. В русской литературе девятнадцатого века, казалось бы, всех главных авторов проходят в школьной программе, а остальные литераторы названы "второстепенными" или "третьестепенными", а то и подражателями главным. Однако историкам литературы известны авторы, которых уважали при жизни и простые читатели, и неоспоримые гении. Но часто ли мы слышим сегодня о таких писателях, как Погодин, Загоскин и Лажечников? Наша статья об одном забытом, но весьма оригинальном авторе – Александре Вельтмане. Посмотрим, много ли мы теряем, не читая его произведений.

Александр Фомич Вельтман, автор более чем 30-ти романов, заставил о себе говорить всю литературную Россию. Пушкин интересуется его поэмами и от души смеется при чтении его романа “Странник”. Кюхельбекер, Одоевский и Шевырев считают его самым даровитым из писателей-современников. После печати произведений и статей Вельтмана в журнале “Москвитянин” число подписчиков резко растет, и на издание подписывается императрица.

В 1837 году Белинский пишет: "Талант Вельтмана самобытен и оригинален в высочайшей степени, он никому не подражает, и ему никто не может подражать. Он создал какой-то особый, ни для кого не доступный мир, его взгляд и его слог тоже принадлежат одному ему". Но через два года критик пишет первую в адрес Вельтмана негативную рецензию, в ней же подчеркивая признание старых его работ. На фоне критики Белинского появляется мнение Достоевского, который пишет брату: „Емеля Вельтмана -- прелесть” – и с большим удовольствием читает другой его роман „Сердце и думка". В эпоху почти полного забвения Александра Фомича его читает Толстой, советуя его: “хороший писатель, бойкий, точный, без преувеличений. Он иногда лучше Гоголя”.
            
Предками писателя были шведские дворяне Вельдманы (через “т” Александр стал подписываться только в 1820-х). Отец писателя, Томас, в 1786 году принял русское подданство и стал носить имя Фома Федорович. Долгое время служил в армии, в 1792 г. находился в подчинении у А. В. Суворова. Во в 1799 году его перевели в Санкт-Петербургскую военную команду. Там Вельдман скромно вступает в светскую жизнь и знакомится с Марией Петровной Колпаничевой, дочерью придворного чиновника, и в конце года женился на ней. 20 (8 по старому стилю) июля 1800 года у Вельдманов родился сын Александр.
 
Семья жила на грани бедности, но их поддерживали друзья и близкие Евреиновы и Вейдели. В раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом. Мать его, боясь, чтобы из него не вышел разбойник, выменяла образ богоматери и ежедневно просила матерь божию укротить нрав ее сына. Но с возрастом его характер менялся, и все больше в нем появлялось уважения к окружающим. Позже Вельтман будет вспоминать: "Моей учительницей и наставницей была добрая мать моя. С пяти лет она начала меня учить читать и писать; и иногда подкупала мою леность определенной платой за успешный урок. При мне был дядька Борис, он был вместе с тем отличный башмачник и удивительный сказочник. Следить за резвым мальчиком и в то же время строчить и шить башмаки было бы невозможно; а потому, садясь за станок, он меня ловко привязывал к себе длинной сказкой, нисколько не соображая, что со временем и из меня выйдет сказочник".

Александр учится в разных местах. В 1811 г. его переводят в Благородный пансион при Московском университете. Ему даются иностранные языки, он отлично музицирует, увлекается Ломоносовым, Тредьяковским, И. И. Дмитриевым, Державиным, Карамзиным. Тогда начинает писать стихи. В следующем году видит отступление русской армии после Бородинского сражения, бегство из Москвы и ее сожжение. После ухода Наполеона перед Вельдманами открылись страшные картины разрушенного города. Больше всего мальчика поразили горы книг, разбросанные по Красной площади.

Фото: commons.wikimedia.org 
 
Александра определили в пансион кандидатов Московского университета братьев Терликовых, гдеон учит математику, геодезию, военные науки, историю и черчение. Чтобы помочь родителям, он дает в пансионе уроки игры на скрипке.

В 1816 г. умерла мать. Отец несколько месяцев был без работы. Чтобы получить хоть какие-то деньги, Александр в 1817 году издает свою первую книгу – учебник "Начальные основания арифметики" и печатает его с посвящением своему учителю – Н. Н. Муравьеву.
   
В конце 1817 года Вельтман успешно завершает свое образование, Объединяет свои стихотворения в "Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана”, которое составляет от руки. Объективно понимая свою еще поэтическую незрелость, он не издает этот сборник. В марте 1818 года Вельтман был направлен в Бессарабию для топографических съемок области.

Служба идет успешно, в 1823 году за службу в Бессарабии его награждают бриллиантовым перстнем. В этом же году за усиление пограничной цепи по всей турецкой границе его удостоили ордена Св. Анны III степени. Благодаря топографическим съемкам Бессарабии, Вельтман детально изучил эту местность и ее образ лег воображаемой картой в его памяти.

В Кишиневе началось дружеское общение между Вельтманом и Пушкиным. В связи с окончанием войны Вельтмана наградили медалью и выдали годовое жалованье. Затем будущий писатель поселяется в Москве и занимается литературой и научными исследованиями. Устраивает литературные вечера каждый четверг. На собраниях Вельтмана бывали: М. Н. Загоскин, В. И. Даль, Л. А. Мей, А. Н. Островский, М. П. Погодин, многие другие художники, музыканты, товарищи по военной службе. Александр Фомич переписывался и встречался с Ф. А. Кони, А. А. Краевским, И. И. Панаевым, Н. А. Полевым, А. И. Герценом, И. В. Курочкиным, А. С. Афанасьевым (Чужбинским), К. С. Аксаковым, П. В. Анненковым, Ф. Н. Глинкой, был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем.

Теперь вся спокойная жизнь Вельтмана была посвящена литературе и изучению мировой культуры. Современники видели в нем "человека чрезвычайно оригинального, поразительно разнообразно начитанного, глубокого знатока санскритского языка и источников по истории первых столетий [нашей эры]. Талантливый пересказчик "Слова о полку Игореве" и автор самых фантастических сочинений -- сказок, в которых проза переплетена со стихами, археологических исследований, повестей, выдержавших множество изданий ("Приключения, почерпнутые из моря житейского", каждая часть которых представляла самостоятельное целое), филологических изысканий и очерков древней русской письменности,-- он выработал себе и облюбовал целую теорию о том, что в четвертом веке существовала Русь испанская, мавританская и киевская, что гунны были славяне и что Аттила был великим князем киевским. особенно привлекавшею его ум и чувство, было всё относящееся до Индостана в его прошедшем и настоящем. На стенах его обширного кабинета висели картины из жизни туземцев Индии, и в минуты отдыха, в теплом халате и с длинной трубкой жукова табаку, всегда серьезный и углубленный в себя, он оживлялся в беседе о факирах, индийских магах и, в особенности, о буддизме, основы которого им были изучены основательно, что в то время было большою редкостью”. Такую длинную характеристику дал нашему герою А. Ф. Кони.

"Свобода творчества и капитан Немо". Фото: vk.com 
 
Широкую известность Вельтман получил после публикации первого романа “Странник” (1831-1832). Необычное по форме, стилю письма и обращению с сюжетом произведение ошеломило читателей. Роман про то, как бывший офицер, молодой человек по имени Александр, отправляется в воображаемое 45-дневное путешествие по географической карте. Повествование предельно иронично, содержит красочные и подробные описания природы, характеров и внешности людей, культурных особенностей разных обществ. Часто прерываемые абстрактными размышлениями. В романе нет сюжета как такового, его заменяет калейдоскоп ярких тем и событий. Автор потрясающе выстраивает повествование в форме беседы с читателем. Потрясающим образов рассказчик завораживает собеседника и неоднократно удивляет своими выходками. "Видите ли... О неосторожность... какое ужасное наводнение в Испании и Франции!.. Вот что значит ставить стакан с водою на карту!.. подумал ли я когда-нибудь, что столкну его локтем с Пиренейских гор?". В романе много отсылок к другим произведениям литературы и искусства, а также описаний или упоминаний исторических личностей. Философские размышления сосуществуют на одной странице с остроумными шутками. Но еще одной любопытной чертой “Странника” является то, что повествование в нем постепенно переходит от прозаического к стихотворного:
 
Лежать, ждать сна и не засыпать, это ужасно!.. Быстро пронеслась она по воображению!.. кажется, прикоснулась ко всему существу моему!.. обожгла меня!.. Ах призрак, призрак!
  Очаровательна, румяна,
  Игривой живости полна,
  В прозрачной ткани из тумана,
  Пленила чувства мне она!
  Не сплю я... вся душа в томленье!
  Я жду ее... я весь горю!..
  Ревнивцы, бросьте подозренье,
  Я жду румяную зарю!
 
"Зефир и Флора". Фото: archive.org
 
Другой его важный роман – “Сердце и думка” – рассказывает историю девушки-дворянки, которую обманула ведьма: предложила ей путешествовать по миру, одновременно находясь дома с родителями. На самом деле, роман о соотношении рационального и духовного. Ведьма отделяет душу девушки от ее разума, превратив ее в сороку и отпустив в полет. Затем происходит обратное: улетает разум в виде совы. В романе не только интереснейшим образом показаны события в жизни героини и ее чрезмерно рационалистическое, а затем -- чувственное восприятие мира и конфликт с окружающими. В “Сердце и думке” потрясающе прорисованы светский и волшебный миры. Народные мотивы включаются в жизнь аристократии середины 19-го века. Нам показаны как хорошие, так и дурные стороны высшего общества. Отдельный интерес вызывают детально прописанные бытовые сцены: отношение к слугам, устройство сада и домашнего хозяйства, правила бальных танцев, тонкости нарядов, жизнь обыкновенного поэта и другие сферы провинциальной дворянской жизни поданы в великолепной художественной форме. "Шарканье, здравствованье, поклоны и еще поклоны, поцелуи в уста, приседанья, пожатие руки, рекомендации, чиханье, сто лет жизни, сто тысяч годового доходу, не прикажете ли табачку, покорнейше благодарю; новое и поношенное, талия под мышкой, талия ниже живота, крахмал и обручи, волоса собственные, накладные и шелковые, гребенки резные и обложенные бронзой, и прочее, и прочее, и прочее, и все, что составляет провинциальный живой калейдоскоп, на который смотрит, вытаращив глаза в окно, со двора и с улицы вся чернь городская и — ахает".

Вспомним, наконец, роман 1836 года "Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса". Исследователи считают его первым в России научно-фантастическим произведением оригинального жанра. Герой на гиппогрифе отправляется в античный мир, чтобы узнать, чем отличаются древние от представителей общества 19 века. В книге описываются характеры, поведение, образ жизни в целом: простые люди и великие полководцы, ораторы, философы. Путешественник похищает Пифию, оказывается в лагере отца Александра Македонского. В Афинах он знакомится с Аристотелем и становится учителем Фессалины. В итоге герой понимает, что вне зависимости от эпохи все люди одинаковы.
 
Таков краткий обзор лишь трех ранних романов Вельтмана. Но даже прочитав только их, мы понимаем, что представление о литературе 19-го века без этих произведений не может быть полной.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Альбер Камю: человек, который сделал себя сам
Герои-антагонисты в русской литературе
Гарри Гаррисон. Шутя о серьёзных вещах

В Москве

Центр оперного пения Галины Вишневской открыл сезон
В музее Новый Иерусалим опять лето и музыка
География Пятого фестиваля музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" обширна
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть