БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Гарри Гаррисон. Шутя о серьёзных вещах

Писатель-фантаст, который создал вселенную "Стальной крысы"

Фото: m.fishki.net
Фото: m.fishki.net

Гарри Гаррисон родился 25 марта 1925 года в США. Когда отец пошел регистрировать новорожденного Гарри, то записал его как Генри Максвелл Демпси, семье же при этом он сказал, что сына зарегистрировал по имени Гарри Гаррисон. Кажется, это задало тон его отношению к жизни на много лет вперёд.

Несоответствие обнаружилось лишь много лет спустя, когда Гаррисон был уже подростком. Таким образом, он является единственным в мире писателем, использующим в качестве псевдонима свое настоящее имя.

Активно интересовался научной фантастикой ещё с детства, в особенности, Севеджем и Форестером. Под впечатлением, пытался писать с 13 лет, по собственным словам, первую действительно хорошую повесть закончил в 18 лет.

Фото: www.harry-harrison.ru

Однако, на дворе был 1943 год, шла война, затронут оказался и будущий писатель. Юный Гаррисон отправился в армию, вернулся домой лишь через три года в звании сержанта.

Воспоминания и об армии, и о войне так повлияли на него, что писатель до конца жизни оставался убеждённым пацифистом. Армейская действительность в его книгах высмеивалась, милитаристы – критиковались.  "Стальная крыса идёт в армию", "Билл, герой галактики" – вовсе посвящены теме едва ли не целиком.

К слову, из-за "Билл, герой галактики" у Гаррисона случилась размолвка с Робертом Хайнлайном, поскольку это была явная пародия в том числе и на его "Звёздный десант". Хайнлайн был убеждённым милитаристом и отстаивал идеи прямо противоположные, в его романе армейская служба идеализировалась и была одним из столпов идеального общества с точки зрения писателя.
Гарри Гаррисон  – уникальное явление в жанре научной фантастики. Использование невероятных допущений в качестве декораций или движущей силы для сюжета совсем не ново. Как и нарочитый трагизм, оптимизм,  пафос, рефлексии, масштабность действия…


Фото: aif.ru 

Серьёзного тона не чурается и сам Гаррисон, например, в его книге "Подвиньтесь, подвиньтесь" (о проблеме перенаселения в будущем) вовсе нет места характерному юмору.

Но популярность писатель обрёл не за это. Его типичный герой – авантюрный харизматичный пройдоха, любит женщин, обязательно имеет некие принципы, но презирает закон. А ещё он физически неспособен жить спокойно.

Такого героя помещают в некие удивительные декорации, характерную черту научной фантастики. Затем, писатель даёт волю воображению. Это не более чем предлог. Как и легкомысленный тон повествования – не более чем способ удержать внимание читателя.
С помощью перечисленных инструментов Гаррисон получает возможность создать любой сценарий с тем посылом, которым захочет, и сделает это так увлекательно, что заставит, по меньшей мере, дочитать до конца.

Фото: ruspekh.ru

Интересно читать в том числе и потому, что Гарри один из тех писателей, который прокладывал свой путь ещё тогда, когда жанр не стал полон клише. Хотя бы и из-за раннего начала писательской карьеры.

Во вселенной "Стальной крысы", например, безо всяких проблем сосуществуют элементы фантастические и давно устаревшие, этакий взгляд в будущее наших отцов.
Сейчас это кажется не только наивным, но и крайне оригинальным по сравнению с давно сложившимися канонами: межзвёздные государства и активное использование работы грузчиков; невероятно мощные компьютеры, которые работают на перфокартах; пассажирские перелёты в космосе, билеты на которые можно подделать ножом за пару, соскоблив с бланка пару цифр.

Фото: youtube.com

Более того, как только понимаешь, что несерьёзный тон – всего лишь инструмент, оказывается, что каждая деталь тщательно выверена. Герои имеют свои желания, способны на переживания, могут радоваться, любить, страдать. Злодеи, даже если они нарочито карикатурны, имеют собственную  личность. По-настоящему важные для истории антагонисты рельефны и проработаны ничуть не меньше, чем герои. Они стали такими не без причины, им сопереживаешь.

Но понимание приходит не сразу. Сила Гаррисона в том, что оно даже не обязательно. Он прекрасно доносит свою мысль при поверхностном чтении, не становясь от этого хуже. А возможность насладиться великолепно проделанной работой – награда для внимательных.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Подведены итоги конкурса молодежной журналистики от "Ревизора.ru"
Альбер Камю: человек, который сделал себя сам
Герои-антагонисты в русской литературе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть