С конца августа 2020 года в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина действует выставка произведений художников русского авангарда начала ХХ века. В рамках национального проекта "Культура" в 2020 г. художественные музеи Рязани и Пензы обменялись выставками из своих фондов. Рязанский художественный музей предложил пензенским зрителям академическую живопись конца XIX - начала ХХ века "Немеркнущий свет красоты" из своей коллекции. Пензенская картинная галерея показывает в Рязани произведения художников русского авангарда того же периода.
Выставка "Под флагом "Бубнового валета" продлится по 4 октября 2020 года. Она знакомит гостей музея с сорока подлинниками известных художников начала прошлого столетия: живописью и рисунками одного из основателей объединения "Бубновый валет" Аристарха Лентулова (1882–1943), печатной графикой "амазонки русского авангарда" Натальи Гончаровой (1881–1962) и тонкими, лиричными рисунками Роберта Фалька (1886–1958), самобытно соединившего в своём творчестве поиски русского модерна и авангарда.
Самые ранние из представленных работ – гравюры альбома "Мистические образы войны", созданного Натальей Гончаровой в 1914 году перед эмиграцией во Францию. Это шесть больших листов из четырнадцати литографий альбома патриотического содержания. Тема Первой мировой войны получила глубокое осмысление в живописи и графике художников русского авангарда. Гончарова показывает ее как вселенскую катастрофу, Апокалипсис, повествование-притчу с участием людей и небесных сил. Графические листы художницы выполнены в неповторимом авторском стиле: с элементами кубизма, футуризма, неопримитива.
Произведения уроженца Пензы Аристарха Лентулова ныне имеют мировую известность и входят в экспозиции крупнейших музеев. На рязанской выставке представлен ряд работ, относящихся к малоизученным периодам творчества Лентулова и представляющих потому особый интерес для специалистов и любителей искусства: живописные произведения мастера и привезенные из путешествий по Крыму зарисовки 1920-х годов.
В экспозицию вошли также рисунки Роберта Фалька, созданные в годы эмиграции в Париже, а также поздние произведения, выполненные после возвращения в Россию, в том числе портреты искусствоведа Ангелины Щекин-Кротовой, последней жены художника. Именно она бережно сохранила богатое наследие мастера.