"Карикатуристы за мир" — не только визуальный, но и практический инструмент свободы слова: организация устраивает форумы, собрания, выставки, делает публикации и способствует серьезному отношению к собственному жанру, вынося общемировые вопросы в пространство доступной гражданской дискуссии. Возглавляет Cartooning for Peace художник французской газеты "Le Monde" Плантю, легенда острой политической карикатуры.
Фото: Марина Рунович Ранее просто рисунки, сопровождающие тексты газетной полосы, а теперь современные карикатуры — это не только иллюстрации к актуальным вопросам, но настоящие графические знаки, гиперболизированные высказывания, бьющие сразу и точно в цель. Выставка на "Винзаводе", куда вошли работы лучших художников из "Le Monde", "The Guardian", "Wall Street Journal", "The New York Times" и других известных СМИ, очень наглядно это показывает.
Рисунки в зале под названием "Бродильный цех" расположены так, чтобы максимально внятно преподнести общий посыл: карикатуры, которые ещё можно было бы назвать "забавными", сменяются монолитной и где-то страшной, даже отталкивающей констатацией: что-то в мире не так.
Фото: Марина РуновичНе только Плантю, но и многие другие художники посвятили свои работы трагичности террористических угроз и самого факта их существования. Так, карикатура польского автора Ежи Глушека, издали выглядящая как красивый "принт" с балеринами, при ближайшем рассмотрении шокирует и оглушает. Среди десятка обычных девочек и их наставниц — две неприметные женские фигурки. Они готовятся не к выступлению, а к смерти: вместо пачки на юной "балерине" изображён пояс со взрывчаткой.
Фото: Марина Рунович Незаконный детский труд, плохие условия для роста, психологическая эксплуатация детей также важны для художников. В карикатуре Камиллы Векман, художницы из Дании, преступление против детства объединилось с порицанием социального неравенства и самого факта "свободы для избранных": здесь высмеяна идея "прогрессивного" общества, борющегося за права только определённой части населения планеты.
Фото: Марина РуновичКакого будущего мы ждём для своего ребёнка? Конечно, светлого. Но в карикатуре словенского иллюстратора Марко Кочевара можно углядеть бесстрашную издёвку над идеей идеологизированного воспитания и повсеместной милитаризации общества, которая добирается, как и в "балеринах" выше, до самых беззащитных из нас — детей.
Фото: Марина РуновичОчень ярко затронут вопрос внутренней свободы. Так, карикатура испанки Нани изображает женщину, зажатую в тиски "идеального" образа, навязанного обществом, на самом деле ничего не стоящего и буквально проволочного, мёртвого, пустого.
Фото: Марина РуновичДругой рисунок рассказывает о слепоте воли: так, по мнению художника из Финляндии Адама Корпака, если в современном мире вы почувствовали себя свободным, то, очевидно, вы просто взглянули на факт "плена" под другим углом, хотя настоящий выход совсем рядом.
Фото: Марина РуновичВыставку Cartooning for Human rights можно увидеть до 10 января, сам "Бродильный цех" Винзавода, где она расположена, каждый день ждёт посетителей с 12:00 до 18:00 часов. В день закрытия в 16:00 здесь же состоится круглый стол "Карикатура в прессе: искусство или послание?" с участием ведущих российских и европейских карикатуристов. Среди гостей — сам француз Плантю, голландский карикатурист Юп Бертрамс, Влабер (Литва), Марэк Рыбитский (Польша) и Милан Коуновский (Чехия). Российскую сторону представят художники Михаил Златковский, Сергей Тюнин и Николай Кращин.