Московский зодчий: к 280-летию Матвея Казакова
16 декабря 2018
Как вернуть детско-юношеское кино в России
14 декабря 2018
Проблемы детского театра обсудили в Кемерово
14 декабря 2018
Выставка декора стола разных эпох в музее Тропинина
14 декабря 2018

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 ноября 2017 15:53

Выставка “Человек и его гений”, приуроченная к 100-летию Родена, открывается в Берлине

В ноябре Старая Национальная галерея в Берлине открывает большую выставку скульптурных произведений Огюста Родена.

Огюст Роден. Герой (Человек и его гений), 1896. Литьё, бронза, 39,5х16,5х17,5.  Государственные музеи Берлина. Национальная галерея. © Nationalgalerie – Staatliche Museen zu Berlin / Andres Kilge
Огюст Роден. Герой (Человек и его гений), 1896. Литьё, бронза, 39,5х16,5х17,5. Государственные музеи Берлина. Национальная галерея. © Nationalgalerie – Staatliche Museen zu Berlin / Andres Kilge

Выставка приурочена к 100-летию со дня смерти известного скульптора (1840-1917). Работы Родена, письма, фотографии и документы Райнера Марии Рильке и Гуго фон Гофмансталя представлены из собраний Государственных музеев Берлина, музея Родена в Париже, Бременского Кунстхалле, музея Гёте во Франкфурте.

“Мыслитель”, “Граждане Кале”, “Врата ада”, “Поцелуй” – вот наиболее известный список произведений Огюста Родена, далеко не сразу и не всеми современниками понятого и оценённого по достоинству. Не раз и не два принимался мастер за работу над скульптурой, он многому долго и упорно учился. Родену довелось познать и горечь поражений: в его скульптуре “Человек со сломанным носом”  критики не найдут и толики красоты, но вот как о ней скажет Райнер Мария Рильке, австрийский поэт-модернист, создатель биографии-эссе об Огюсте Родене: “Чувствуешь, что побудило Родена изваять эту голову, голову стареющего безобразного человека чей сломанный нос только усиливает выражение муки на его лице: избыток жизни, сконцентрированной в этих чертах, отсутствие на этом лице пустых, немых или незначительных мест, отсутствие симметричных поверхностей, неповторимость каждой черты. Это лицо было не просто затронуто жизнью — оно было со всех сторон обточено ею, как будто некая безжалостная рука окунула его в судьбу, словно в стирающий, гложущий водоворот. Каждая линия, каждое пересечение, каждый контур на этой голове предвидены и обусловлены волей Родена. Так и чувствуешь, что одни из этих морщин появились раньше, другие позже, что между той и другой царапиной, пересекающей черты, пролегают годы, тревожные годы; понимаешь, что одни знаки вписаны в это лицо медленно, словно не без колебания, а другие сначала были только слегка намечены, а затем углублены привычкой или навязчивой мыслью; узнаешь те резкие рубцы, которые должны возникнуть за одну ночь, как бы высеченные клювом некоей птицы на лбу, возбужденном бессонницей”.

Райнер Мария Рильке в рабочем кабинете, 1905. © bpk

Но всё же талант восторжествует, в Париже появится музей скульптора, его скульптуры будут украшать многие города Франции и мира.
 
А бронзовая статуэтка “Герой” („Человек и его гений”, 1896) – символ творческого вдохновения, скульптурная композиция мужчины и вылетающей из его головы женщины с крыльями, окажет заметное влияние на эпоху европейского (австрийского) символизма. “Люди говорят, что я много думаю о женщинах. А если разобраться, что есть еще более важного, о чем стоит думать?”, –  однажды  признался Огюст Роден своему знакомому. Женщин в его жизни будет предостаточно, но подлинная страсть придётся на долю его ученицы Камиллы Клодель. Но даже ради неё он не отважится порвать со своей женой, Розой Бёре, а Камилла закончит жизнь в психиатрической лечебнице.

Гуго фон Гофмансталь за письменным столом, 1899/1900 © Freies Deutsches Hochstift / Frankfurter Goethe-Museum  
 
Гипсовый эскиз “Героя”  вдохновит австрийского поэта Гуго фон Гофмансталя (1874-1929), яркого представителя символизма, автора оперных либретто и сборников импрессионистических стихов. Двадцать лет на письменном столе поэта в Родауне, под Веной, стояла фигурка “Героя”, в ней Гофмансталь находил душевный подъём:
 
Так что такое бытие и мир? Суть вечная поэма,
Где яркий дух Божественный пылает и лучится,
А мудрости вино все в пене и спешит излиться,
И глас любви взывает и бесстрастно, и смиренно,
 
Здесь человека каждого душа легка, непостоянна.
Бегущий солнца луч сверкает словно мысли штрих,
Строка одна, создав несметное количество других,
Сама затихнет, отцветет, погаснет без изъяна.
 
А мир сам по себе останется извечным и поющим,
Наполненный мелодией и сладкой тайною мечты,
Способный в неразведанной проблеме красоты
Овладевать безумьем в разуме всех нас живущих,
 
И красота его искусно неизменна в отраженьях.
Читая книгу жизни, ты понять ее стремишься,
Но лишь одно желание проникнуть в суть движенья
Не помогает в истинном познаньи: ты лишь тщишься.
 
(“Мир”, перевод С. Командровской)
 
“Человек и его гений“ становится отправной точкой для размышления об искусстве в графике Эжена Каррьера (1849-1906), основателя Национального общества изящных искусств, художника-символиста. Его работы утопают в полумрачной дымке, в которой угадывается лишь ирреальный образ. Таков он и в графическом портрете самого скульптора.
 
“Чудовищным сводом вознес он над нами свой мир и водрузил его среди природы”,– так о Родене писал Рильке.
 
Выставка продлится до 18 марта 2018 года.

Эжен Каррьер. Скульптор Роден, 1900. Литография. 63,7х49,2 Государственные музеи Берлина. Гравюрный кабинет. © Kupferstichkabinett – Staatliche Museen zu Berlin / Dietmar Katz 

Теги:
Роден
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕЯХ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Московский зодчий: к 280-летию Матвея Казакова
Выставка декора стола разных эпох в музее Тропинина
В учебном театре ВТУ имени Бориса Щукина – премьера
Бельканто близ престола: Россини в Большом театре
Планета Айтматова: властитель простора
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть