Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Дорогой жизни. Уникальные сюжеты выставляются в Рязани.

Выставка из фондов Рязанского художественного музея к 80-летию снятия блокады Ленинграда.

Автор: Ревизор.ru
Н. Новосельская. На работу. Фото предоставлено Рязанским художественным музеем.
Н. Новосельская. На работу. Фото предоставлено Рязанским художественным музеем.

27 января 1944 года – день полного снятия фашистской блокады Ленинграда, длившейся без малого девятьсот дней. Осмысление трагедии и подвига этого русского города в искусстве началось сразу и продолжается до сих пор. Выставка из фондов Рязанского художественного музея им. И. П. Пожалостина, открытая к памятной дате, включает произведения мастеров, живших и творивших в осаждённом городе: Я. Николаева, В. Серова, А. Остроумовой-Лебедевой, П. Шиллинговского, А. Пахомова, М. Платунова, Н. Новосельской.

Незадолго до падения Шлиссельбурга, которое 8 сентября 1941 года окончательно отрезало Ленинград от суши, в газете "Правда" появилось стихотворение Джамбула Джабаева "Ленинградцы, дети мои!" в переводе М. Тарловского. Строки послания-поддержки казахского поэта прозвучали накануне уготованных ленинградцам жестоких испытаний. Эти испытания, виденные своими глазами, ленинградские художники отразили в полотнах, гравюрах, литографиях.

В дистрофичной фигуре мужчины на картине Николаева "После обстрела" автор изобразил самого себя; за ним и лежащим на снегу убитым рисуется здание Академии художеств. Холст "На оборонных работах" Серова напоминает о рытье окопов и противотанковых рвов гражданским населением города летом 1941 года. В период блокады Серов был председателем Ленинградского союза советских художников, проявив на этом посту незаурядные способности и мужество. Здание ЛССХ на улице Герцена, где шла активная работа над наглядной агитацией, для многих стало тогда не только мастерской, но и домом.

В марте–апреле 1942 года выживших в течение страшной зимы горожан мобилизовали на очистку улиц от снега и нечистот, необходимую ради предотвращения эпидемий. Пахомов принимал в ней участие и одновременно, по словам одного из его коллег, "внимательно примечал и образно задумывал как рисовальщик", создав в итоге один из своих знаменитых эстампов. Мужчины на фронте, поэтому трудятся исхудалые женщины и подростки. Таких же женщин зритель видит на линогравюре Новосельской, выполненной по впечатлениям блокадной юности.

Помимо людей, героем художественных произведений предстаёт сам город. В записях очевидцев не раз встречаются слова о необыкновенной красоте безлюдного и заснеженного Ленинграда. "Он был торжественно грозен…" – писал Платунов, которому в 1942 году удалось сделать серию пейзажных и жанровых гуашей. Отдельные мотивы серии позже получили воплощение в литографии. Иначе, через ассоциации с классическим искусством, трактует образ города на Неве Шиллинговский. В его маленьких гравюрах на дереве явлена некая величественная катастрофа сродни гибели античного мира под натиском варваров. Цикл "Осаждённый город" стал для Шиллинговского последним – в 1942 году график умер от истощения. Присутствовавшая на памятном заседании в его честь Остроумова-Лебедева отметила в дневнике, что многих знакомых художников и искусствоведов там не узнала: "так они от голодовки изменились…"

Вместе с Ленинградом большие потери понесли его пригороды: Царское Село, Петергоф, Павловск, Гатчина. Работы московского мастера И. Соколова посвящены павловским и петергофским памятникам. Полуразрушенные, осквернённые оккупацией на момент создания линогравюр (1944), Соколовым они показаны невредимыми. И действительно, благодаря воле советского правительства, а также самоотверженности музейных сотрудников и реставраторов немалую часть дворцово-парковых ансамблей удалось восстановить в краткие сроки. Так, петергофский фонтан "Самсон" был открыт уже в 1947 году.

Завершает выставку изображение Александра Невского кисти П. Алякринского. Князь и полководец стал в Великую Отечественную войну одним из символов героического прошлого нашей страны. В 1942 году учредили орден его имени. Для Ленинграда Александр Невский важен вдвойне. Святой благоверный князь, чьи мощи хранятся в Александро-Невской лавре, является небесным защитником города, и недаром в своём пасхальном послании 1942 года митрополит Ленинградский Алексий говорил о 700-летии Ледового побоища. Слова эти о победе Александра Невского над немецкими рыцарями оказались пророческими.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть