Иконостас Гогена спустя столетие
19 июня 2019
В Пскове реконструируют древнейший "бизнес-центр" – Дом Постникова
19 июня 2019
Экскурсии от "Ленинки"
19 июня 2019
"Робинзониада" писателя Ильи Кочергина
18 июня 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

13 января 2017 9:45

Опыты для будущего: Александр Родченко в МАММ

Последний месяц в Мультимедиа Арт Музее (Москва) идёт большая выставка, доставшаяся нам в наследство от 2016 года — "Опыты для будущего". Она посвящена одному из главных лидеров русского художественного авангарда XX века Александру Родченко и целиком состоит из его работ.

А. Родченко с супругой В. Степановой. Фото: http://www.elle.ru/
А. Родченко с супругой В. Степановой. Фото: http://www.elle.ru/

Будущее всё ещё здесь! Если вы еще не успели посетить выставку, приуроченную к 125-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти Александра Родченко, спешите - осталось чуть меньше месяца. Известнейший "будетлянин", признанный мастер авангардной фотографии, фотомонтажа и рекламы, Александр Родченко считается одним из родоначальников искусства дизайна и представителем русского конструктивизма.

В основу концепции выставки положен новаторский манифест Родченко "Всё — опыты", где автор рассказывает о собственных минималистских абстрактно-геометрических композициях 1919-1920 годов, утверждая значение линии как основы построения в искусстве.

Даже минималистичное здание МАММ создано по образу и подобию задумок Родченко, и для всех поклонников мастера оно является своеобразным местом силы. Частью музея уже десять лет является знаменитая Школа фотографии и мультимедиа, также носящая имя своего вдохновителя: Александра Родченко по праву можно назвать первым советским мультимедиа-художником.

 Первый этаж МАММ / Фото: Марина Рунович

Собрание работ Родченко, хранящееся в МАММ, является крупнейшим в России. Сейчас на выставке представлены предметы и из других музеев. Экспонаты, занявшие три этажа, впервые настолько полно представляют творчество художника: здесь собраны не только знаменитые снимки, фотомонтажи, графика, картины, линогравюры и объёмные предметы, но также различные эскизы и фрагменты фильмов, в создании которых мастер принимал участие.


А. Родченко. Модель газетного киоска, проект 1919 года. Реконструкция И.С. Преснецовой (1986) / Фото: Марина Рунович

О начале

Александр Михайлович Родченко (1891-1956) родился в царском Петербурге, впоследствии семья переехала в Казань. В местной художественной школе под руководством Николая Фешина начались первые шаги Родченко как живописца. В 1914 году он увлекается идеями Малевича, примерно в это же время познакомившись с будущей женой Варварой Степановой, художницей-авангардистской, поэтом и дизайнером: вместе они осуществят множество творческих проектов.


А. Родченко. Автопортрет, 1920 / Фото: Марина Рунович

Окончив художественную школу, Родченко окунается в собственное искусство, а в 1914-1915 годах впервые пробует изготовить фотомонтаж. В 1916 году он работает с чертёжными инструментами, пишет несколько картин в стиле кубофутуризма и дебютирует на выставке Владимира Татлина "Магазин", влившись в круг молодых художественных деятелей той лихой эпохи.


А. Родченко. Треугольники (Беспредметная композиция №53), 1918 / Фото: Марина Рунович

О Революции

Революцию художник, как и его соратники, принял без колебаний. В пропагандистском искусстве расцвёл его талант как мастера образа, линии и формы: в 1917-1921 гг. он рисовал эмблемы, плакаты, занимался оформлением города, проектированием вещей и пространств для грядущей "страны будущего", был увлечён исследовательской работой и преподаванием во Вхутемасе-Вхутеине. С 1921 года Родченко "уходит" в рациональный конструктивизм, "производственное искусство". Получают известность его макеты для обложек книг Есенина, Маяковского, Хлебникова, архитектурные проекты, реклама и даже посуда.


А. Родченко. Чайный сервиз, 1922 / Фото: Марина Рунович

С 1923 по 1930 гг. Родченко участвует в деятельности групп "ЛЕФ" и, позднее, "РЕФ", рисует и делает фотоколлажи для журналов "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ", является членом "Объединения современных архитекторов".


А. Родченко. Обложки "ЛЕФа" разных лет / Фото: Марина Рунович

В 1925 году Родченко заносит в Париж: он оформляет свежий советский раздел Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, представив и воплотив собственный проект "Рабочего клуба". Все материалы этого яркого периода деятельности художника представлены в залах МАММ: вы никак не пройдёте мимо. И как хорош на этом "серьёзном" послужном списке полушутливый автопортрет художника "Родченко в Париже"! А в письмах домой он, профессионал своего дела, всё же отмечал: "Реклама в Париже плоха. Некоторые интересно придуманы, но плохо выполнены".

А. Родченко. Автошарж "Родченко в Париже", 1925 / Фото: Марина Рунович


А. Родченко. Рабочий клуб. Интерьер рабочего клуба, построенного по проекту Родченко в Париже, 1925 / Фото: Марина Рунович

О фотографии

С 1924 года Александр Родченко начинает заниматься фотографией и с тех пор практически не выпускает фотоаппарат из рук. Он использовал свой талант, чтоб полностью поменять представление общественности о фотографическом искусстве, но даже здесь угадывается его любовь к линии, к построению кадра. Огромная часть выставки в музее посвящена именно Родченко-фотографу: сотни плёнок, отснятых им за всю свою творческую жизнь, имеют колоссальное значение для истории как советского, так и мирового фотоискусства.

Фото: Марина Рунович

Ломая классический кадр, Родченко добивается небывалой для своего времени эмоциональности и образности фотоснимка. Гостей МАММ уже на первом этаже встретят два культовых дискуссионных снимка: знаменитые "Пионерка" и "Пионер-трубач", сделанные фотографом в 1930 году в подмосковном пионерском лагере.


А. Родченко. Пионерка. Пионер-трубач, 1930 

Интересно, что благодаря выставке мы можем проследить всю творческую историю знаменитого снимка Родченко, на котором запечатлена Лиля Брик: вот обычное фото, вот — агитационный плакат, а этажом выше — кокетливая и в то же время вызывающая розовая обложка журнала "ЛЕФ". Также руке Родченко-фотографа принадлежит знаменитая серия снимков с Владимиром Маяковским и обложка журнала "СССР на стройке" с ним же. 


А. Родченко. Плакат с Лилей Брик "Ленгиз: книги по всем отраслям знания", 1924 / Фото: Марина Рунович


А. Родченко и В. Степанова. "В. Маяковский. Газеты" из журнала "СССР на стройке" №7, 1940 / Фото: Марина Рунович

С 1930 года Александр Родченко в основном занимается только фотографией. Его посылают в качестве корреспондента на строительство Беломорканала, зарабатывает он репортажами. Его творческая жизнь несколько раздваивается: он никогда не хотел быть только лишь художником-пропагандистом, он хотел быть человеком будущего. У него получается не углубляться слишком далеко в соцреализм и оставаться собой; так, он сохранил свою творческую свободу, ища вдохновения в любимой с детства теме — цирке. Он создаёт воздушные, даже томные фотоснимки, практически проникнутые мистикой, виртуозно воплощая задуманное с помощью средств печати. Его творчество приобретает некоторую декоративность: достаточно взглянуть на то, как он снимает не только цирк, но и различные театральные постановки.


А. Родченко. Опера "Руслан и Людмила" (постановка ГАБТ), 1937 / Фото: Марина Рунович

На Великую Отечественную войну мастер не отправился — находился в эвакуации. Но уже в 1943 году он с супругой возвращается в столицу и занимает пост главного художника Дома техники. В это время его много критикуют, и Родченко не слишком крепко сносит нападки современников, всё больше возвращаясь к живописи и самостоятельному экспериментальному творчеству. Его поздние работы не слишком соответствовали официальной эстетике, да так, что в 1951 году его — уже известнейшего автора! — исключают из Союза художников. Правда, одумавшись, впоследствии восстанавливают.

Понятно, почему 50-е не были для Родченко чересчур успешным временем. Его эпоха — это наука линий, движущихся технологий, экспериментов, будущего, о котором так яростно грезилось революционным культурным деятелям, художникам, писателям и поэтам. Родченко пришёл вовремя, сделал всё, что мог для своей эпохи и ушёл — в возрасте всего лишь 64 лет. Он оставил после себя множество записей, снимков, конструкций, схем, живописных и графических полотен, идей и особый, везде узнаваемый стиль.

В упомянутом уже манифесте художник превозносит такую мысль: опыт автора состоит в открытии элементарных частиц визуальности, и потому каждое произведение есть уникальный и неповторимый опыт. Таким образом, весь творческий опыт мультихудожника Родченко сложился, как он сам писал, в огромное и цельное произведение — с ним стоит познакомиться читателям портала Ревизор.ru. Выставка в Мультимедиа Арт Музее продлится до 12 февраля.


Фото: Марина Рунович
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕИ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Иконостас Гогена спустя столетие
В Пскове реконструируют древнейший "бизнес-центр" – Дом Постникова
От сценографии к дизайну. Инновации в области FashionArt&Technology

В Москве

Экскурсии от "Ленинки"
Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
В музыканты я б пошел, пусть меня научат!
Новости музеи
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть