Фото: страница Рязанского художественного музея в соцсети "ВКонтакте"
Камерная выставка "Страшный Суд" сосредоточена вокруг одного из ключевых памятников коллекции древнерусского искусства Рязанского художественного музея. Икона, написанная в конце XVII века, является отражением изменений в социальной и духовной жизни общества. Широта охвата тем, многообразие литературных источников самого разного характера и, наконец, сложность масштабной композиции делают это произведение одним из самых полных изводов Страшного Суда в станковой живописи XVII столетия.
Включенные в состав выставки произведения разнообразны по технике исполнения, времени и месту создания и охватывают период от XVIII до конца ХХ века. Западноевропейская и русская гравюра, лубок, деревянная полихромная скульптура и икона синодального периода отражают широкий круг тем, включенных в орбиту интересов эстетики Нового времени. Такие, на первый взгляд, "странные сближения" разнородных произведений искусства помогут зрителю составить представление о стилистических и семантических влияниях, отраженных в образе Страшного Суда. Так, гравюра с фрески Гвидо Рени "Битва Михаила Архангела с сатаной" демонстрирует европейский источник изменений в образе архистратига в русской иконе, а эмалевая дробница XIX в. – его устойчивость в искусстве уже Синодального периода.
Тема Страстей Христовых, отчетливо звучащая в иконе Страшного Суда, по-разному раскрывается в европейской гравюре и русской храмовой скульптуре. Образ "Мужа скорбей" в трактовке Томмазо Салини, неизвестного русского скульптора и иконописца XVIII в. при всех различиях сохраняет в своей основе конфликт, присущий барочной эстетике. Еще больше контраста зритель обнаружит в сопоставлении образов Распятия: гармоничная красота Ренессанса в офорте с картины Рафаэля противостоит символизму гравюры, сюжет которой складывается на русской почве уже в конце XVII в.
Вовлечение светской литературы "душеспасительного" характера в круг источников иконографии Страшного Суда стал началом отдельного раздела низовой визуальной культуры. Назидательный лубок XIX века в простых, но неизменно выразительных формах, продолжает традицию XVII века и сохраняет дидактическую функцию искусства.
Всесторонний анализ памятников древнерусского искусства позволяет осознать степень вовлеченности русской художественной традиции в общеевропейский культурный контекст. Однако такое погружение в эстетику времени, равно как и само знакомство с подобными памятниками были бы невозможны без методов современной научной реставрации. Бытованию иконы в музейной коллекции, истории ее раскрытия и – буквально – открытия посвящен архивный раздел выставки. Фотофиксация этапов реставрации иконы "Страшный Суд" и тематически связанной с ней иконы "Воскресение. Сошествие во ад" позволит зрителю познакомиться с существенным отрезком жизни произведения: от его обретения до помещения в постоянную экспозицию музея.
Выставка работает с 27 июня по 31 августа 2024 года.