"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В рязанском Солженицын-центре открывается выставка памяти эсерки Натальи Климовой

Экспозиция носит название "Цветок среди максималистов".

Наталья Климова. Фото: im.kommersant.ru
Наталья Климова. Фото: im.kommersant.ru

Сегодня, 25 января, в 15.00 в Музейном центре имени А.И. Солженицына в Рязани, отделе Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, открывается выставка, посвященная революционерке Наталье Климовой "Цветок среди максималистов". Информацию о новом выставочном проекте предоставили в учреждении культуры.

Экспозицию составляют материалы из фондов РИАМЗ ("Рязанского кремля") и Госархива Рязанской области, раскрывающие судьбу Натальи Климовой. Эта представительница аристократической семьи занималась революционной борьбой, выбрав ее наиболее экстремальное течение – так называемых "бомбистов". Молодая революционерка участвовала в покушении на Петра Столыпина, при котором премьер-министр не пострадал, но пострадали многие невинные люди из его окружения. Наталья Климова была осуждена на смертную казнь, которую впоследствии заменили каторгой. Она сумела бежать в Париж, где вышла замуж за Ивана Столярова, родила трех детей. Умерла в 1918 году, заразившись испанкой.

Семья Натальи Климовой жила в Рязани вблизи нынешней улицы Ленина рядом с Верхним городским садом, который в народе назвали в честь нее – "Наташкин парк". В 1960-е годы устное наименование было утверждено как официальное на уровне Рязанского Горсовета.  


Наташкин парк в Рязани. Фото: vseogkh.ru

"Короткая жизнь рязанки Натальи Сергеевны Климовой (1885 – 1918) поражает своей насыщенностью и удивительной созвучностью времени, в котором она жила. Русская революционность была явлением сложным, и Климова эту сложность как будто персонифицирует. Судьба Натальи Климовой является выражением великой трагедии русской интеллигенции, на что обратил внимание и В.Т. Шаламов. Вместе с тем биография Н.С. Климовой указывает на её гораздо более глубокую душевную натуру, отвергающую привычное для многих из нас представление о революционерах. В сохранившихся письмах и литературных сочинениях Н.С. Климовой отсутствуют идеологические клише и лозунги: в них мы видим человека, стремящегося постичь смысл своей жизни, значение смерти, пытающегося служить ближнему. Мы видим старания молодой женщины построить жизнь вокруг светлой мечты. Подтверждением тому служит любимый Н.С. Климовой поэтический манифест К.Д. Бальмонта "Будем как Солнце" (1903):

Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведёт по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому
Ярко стремимся мы в сне золотом.

Коллективная память рязанцев сохранила имя Натальи Климовой в названии "Наташин парк", которое закрепилось в повседневности за сквером в центре города возле Городской администрации. Дом семейства Климовых располагался там же, в нынешнем Бульварном переулке, отграничивающем сквер.

Становится понятным, почему на эту яркую, знаковую фигуру обратили внимание русские литераторы, критики и философы. Среди произведений, в которых упоминается и узнаётся Н.С. Климова, – романы М.А. Осоргина "Свидетель истории" и "Книга о концах", рассказ В.Т. Шаламова "Золотая медаль", историко-художественная эпопея А.И. Солженицына "Красное Колесо". Здесь же стоит отметить влияние на русскую литературную мысль знаменитого письма "Рязанским друзьям" ("Письма перед казнью"), опубликованного в журнале "Образование" в 1908 году.

Судьба и душевно-интеллектуальный строй Н.С. Климовой были присущи многим девушкам и юношам той эпохи, вышедшим из благополучных семей и переживавшим тяжелое положение народа, страстно желавшим изменить его жизнь к лучшему. Согласно воспоминаниям Б.В. Савинкова, Наталья Климова выразила это состояние предельно лаконично и талантливо: "Стыдно жить".

Выставка представляет собой три этапа жизни Н.С. Климовой: детство и юность в Рязани, период революционной деятельности в Санкт-Петербурге и жизнь за границей, а также знакомит посетителей с книгами и мнениями известных людей об этой интересной личности", – говорится в презентации, подготовленной Музейным центром.

"В истории ничего не теряется, только искажаются масштабы. И если время хочет потерять имя Климовой, мы поборемся со временем. <…> Жизнь Климовой, ее судьба потому и вписаны в человеческую память, что эта жизнь и судьба – трещина, по которой раскололось время", - писал Варлам Шаламов в рассказе "Золотая медаль"  1966 года, прототипом главной героини которого девушка-эсерка и стала. Известно, что прошедший лагеря писатель помогал дочери Натальи, также освободившейся из ГУЛАГа, собирать материалы о матери.

К фигуре Натальи Климовой, в отличие от большинства знаменитых земляков, у рязанцев отношение полярное. В советскую эпоху ею было принято восхищаться как пламенной революционеркой. Иные люди искренне выражали свое уважение. Мне доводилось слышать стихи в честь Климовой, сколь трогательные, столь и нелепые. В новое же время доминируют негативные настроения, как и в адрес прочих "бомбистов". Наталье Климовой ставят в вину (увы, заслуженно) участие в том самом кровавом и не достигшем цели покушении на Столыпина. Принятие исторических фактов как данности, безотносительно эмоциональной окраски – то движение общественного сознания, которого наиболее трудно достичь. Поэтому открытие выставки в честь Климовой пройдет в рабочем режиме без пышных церемоний, но в дальнейшем Музейный центр имени Солженицына планирует организовать большое просветительское публичное мероприятие на базе материалов экспозиции.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть