То, что выставка обещает быть посещаемой, стало очевидным ещё во время пресс-показа, который организаторы провели за день до официального открытия – 23 января. На нём присутствовали сотрудники множества российских изданий: всё было заснято, изучено и записано.
Кураторы проекта рассказали прессе о подготовленной образовательной программе и об особенностях представленных работ. И ответили за вечер на впечатляющее количество вопросов: каким они видят проект, с чего он начинался и как же нам в этот раз понимать Сальвадора Дали. Пояснили: Дали гравюры Гойи не растолковал, а только добавил к ним новых вопросов. Становится понятно, что в музее посетителей ждёт много загадок: пища для размышлений и фантазий обеспечена.
Фото: Михаил СвешниковИнтерес, который вызывает новый проект Музея изобразительных искусств, не случаен. Лукавые "капричос" Гойи (так в Испании называют капризы и причуды, так же называется направление западноевропейского искусства, которое привнесло в мир множество таких "фантазий") известны каждому, хотя бы благодаря знаменитому "Сон разума рождает чудовищ".
Серию из восьмидесяти гравюр художник создал в 1799 году, позднее снял с них копии в технике офорта с акватинтой. Зарисовки знакомят с реалиями жизни современников Гойи: а поскольку Испания переживала в тот период глубокий кризис, характер работ однозначно сатирический. Вся пестрота порока, лицемерие, лукавство, самообман – художник намекнул всем, от простых людей до придворных кругов, что скрывается под масками нравственности.
Фото: Михаил СвешниковВпрочем, творчество Гойи никогда не сводилось к вариациям на политические и социальные темы; и в случае с "капричос" он остаётся верен себе: часть работ затрагивает вопросы человеческого сознания и разума, природы вещей, тайны жизни. Символика детали заставляет постоять и не просто посмотреть, а прочитать каждую работу – а их на выставке сорок один офорт.
Читать, помимо авторского стиля, здесь можно и комментарии художников: и Гойя, и Дали сопровождали работы строчками, которые наводят на те или иные мысли, усиливают художественную выразительность и помогают оценить офорты в соответствии с авторским замыслом. Специально для проекта были сделаны новые переводы на русский язык: все они размещены рядом с работами и представляют вместе с ними единую композицию.
Фото: Михаил СвешниковСами по себе "капричос" Гойи впечатляют – здесь и искусство, и игра, и философия. Но организаторы пошли ещё дальше, и дополнили каждый офорт работой из серии "Капричос Гойи" Сальвадора Дали. Как и автор оригиналов, Дали вряд ли нуждается в представлении. В технике офорта, сухой иглы и пушуара и печати поверх гелиогравюр с оригинальных офортов Гойи он выполнил свои сценки. Как говорят кураторы выставки, вовсе не с целью их пояснить.
Соотечественник Франсиско Гойи, Сальвадор Дали вложил в "капричос" какой-то новый смысл, не всегда напрямую полемизирующий и не во всём согласный со смыслом изначальным. В чём-то это, конечно, переосмысление, в чём-то – продолжение, но по большей части – совсем другая история.
Сравнением "капричос" занимались и продолжают заниматься учёные. Разобраться в том, что между ними общего и почему одно порождает другое, предлагается и посетителям выставки.
Фото: Михаил СвешниковМатериал, с которым проект знакомит, непростой. Чтобы изучать и оценивать его было интереснее, организаторы приготовили программу лекций. В ней примут участие искусствоведы и специалисты по живописи представленных авторов, в том числе, иностранные гости.
По словам кураторов проекта, он интересен не только тем, что в музее будут выставляться работы таких известных художников, и даже не столько за счёт оригинального композиционного решения. Хотя и это, конечно, привлекает. Но прежде всего это возможность знакомства с яркими авторскими стилями, со сложной игрой смыслов и символикой детали, формы и линии. И, кроме того, – современное звучание.
"Капричос" современны – потому что современна всякого рода низость – смешная, горькая, всегда шествующая под вуалью благопристойности. Разврат и страх смерти, лицемерие, любовь к финансовой стороне вопроса, принятие себя как высшей ценности, семьи, которые носят звание семей как мундир – а под мундиром чахоточная грудь – сплетни и склоки, – всё это офорты Гойи и Дали, предметы искусства и истории. И одновременно что-то гораздо более повседневное.
Одним словом, какая бы грань проекта не казалась привлекательней – эстетика, оригинальность, информативность или злободневность, – посетить "Капричос". Гойя и Дали" однозначно стоит.