Международный Конкурс-фестиваль молодых исполнителей на деревянных медных духовых и ударных инструментах имени Ю.Н. Должикова: афиша
19 марта 2019
"Талант, согревающий добром": итоги конкурса юных поэтов-песенников подвели в ОП РФ
19 марта 2019
Французская музыка от татарского оркестра
19 марта 2019
Музей AZ представил выставку "Птица-тройка и её пассажиры"
19 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

25 сентября 2016 18:10

Вернисаж забытого художника

В Туле состоялось торжественное открытие выставки “Дмитрий Стеллецкий: забытый художник Серебряного века”. Впервые Тульский областной художественный музей представил все работы художника, находящиеся в его собрании

Фото: Елена Романенко
Фото: Елена Романенко

“Тот, ради кого мы собрались”

Дмитрий Семенович Стеллецкий – знаковое имя для культуры русской эмиграции. Художника по праву считают родоначальником православного иконописания в русском зарубежье. Однако, несмотря на широкую известность Дмитрия Стеллецкого вне родины, в России его твор­чество малоизвестно и практически не изучено, именно поэтому и название для выставки выбрали весьма символическое: “Забытый художник”.

Забыт он был, на самом деле, надолго, потому что уже в 1914 году, оказавшись в начале Первой мировой войны во Франции, он не вернулся больше в Россию. Соответственно, на родине его совсем не знали,” – рассказывает заведующая филиалом ТОХМ Людмила Черезова.

Свою творческую деятельность Дмитрий Стеллецкий с архитектурного ремесла. В 1896 году он поступил в Петербургскую Акаде­мию художеств на архитектурное отделение, но впоследствии почувствовал тягу к скульптуре и перевелся:

С архитектурной деятельностью Стеллецкого связан один очень инте­ресный момент: он предложил проект музея для Тулы, который должен был располагаться на территории Кремля. К сожалению, проекту не суждено было осуществиться,” – поясняет Людмила Черезова.

Дмитрия Стеллецкого всегда привлекала русская древность. Копируя па­мятники древнерусского искусства, будущий художник большое внимание уделял цветовому решению. Он много путешествовал, ездил по старинным русским мона­стырям, изучал древние фрески и делал зарисовки. Все это положило начало формированию творческого кредо художника.

Фото: Елена Романенко

Дмитрий Стеллецкий является представителем такого редкого на­правления в искусстве, как русский модерн, или, как его называли, неорусский стиль. Стиль модерна повсеместно распространялся в Европе в то время, но в России он очень часто приобретал характерные национальные черты. Таким образом, Стеллецкий сформировал удивительный стиль, осно­ванный на национальном древнем искусстве,” – объясняет заведующая филиалом ТОХМ.

Именно этот особенный, неорусский стиль художника послужил поводом к тому, что молодой режиссер Всеволод Мейерхольд обратился к Стеллецкому за эскизами к своей постановке. В результате, Стеллецкий создал целую серию эскизов декораций и костюмов к трагедии Алексея Конторовича Толстого “Царь Федор Иоаннович”.

О выставке

Выставка включила в себя 16 работ Стеллецкого и уместилась в не­большом зале музея. Основную часть произведений составили сценографи­ческие эскизы: к драме Алексея Толстого “Царь Федор Иоаннович”, опере Мусоргского “Борис Годунов”, Бородина “Князь Игорь”, Римского-Корсакова “Снегурочка”.

Фото: Елена Романенко

Центральным произведением выставки стала серия из четырех панно “Времена дня”, созданная по заказу Олсуфьева. Работа представляет собой сложную аллегорию на отвлеченные понятия: утро, день, вечер, ночь. Стеллецкий изобразил каждое время с помо­щью загадочных фигур: утро – босоногая дева, олицетворяющая пробужде­ние всего живого; день – рыжеволосый юноша в изломанной позе и ярких штанах, чьи кудри словно являются продолжением солнечных лучей; вечер – гусляр, под чью музыку извиваются две фигуры лебедей; ночь – строгая, го­тическая фигура женщины. Панно является прекрасным образцом искусства модерна того времени и соединяет в себе как древнерусские образы, так и черты западноевропейского искусства.

На выставке также была представлена скульптурная деятельность Стеллецкого – бронзовый портрет “Леонардо да Винчи”.

Несмотря на сравнительно небольшие масштабы выставки, же­лающих поближе познакомиться с творчеством Дмитрия Семеновича оказа­лось много. Лирическое настроение посетителей поддержи­вали молодые музыканты Тульского областного колледжа культуры и искус­ства им. Даргомыжского. Выставка “Дмитрий Стеллецкий: забытый художник Серебряного века” продол­жит свою работу до 30 октября.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Международный Конкурс-фестиваль молодых исполнителей на деревянных медных духовых и ударных инструментах имени Ю.Н. Должикова: афиша
"Талант, согревающий добром": итоги конкурса юных поэтов-песенников подвели в ОП РФ
Французская музыка от татарского оркестра
Музей AZ представил выставку "Птица-тройка и её пассажиры"
Образцовый школьный театр "Лоскут" из Рязани замахнулся на Шукшина
Новости музея
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЯ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть