“Тот, ради кого мы собрались”
Дмитрий Семенович Стеллецкий – знаковое имя для культуры русской эмиграции. Художника по праву считают родоначальником православного иконописания в русском зарубежье. Однако, несмотря на широкую известность Дмитрия Стеллецкого вне родины, в России его творчество малоизвестно и практически не изучено, именно поэтому и название для выставки выбрали весьма символическое: “Забытый художник”.
“Забыт он был, на самом деле, надолго, потому что уже в 1914 году, оказавшись в начале Первой мировой войны во Франции, он не вернулся больше в Россию. Соответственно, на родине его совсем не знали,” – рассказывает заведующая филиалом ТОХМ Людмила Черезова.
Свою творческую деятельность Дмитрий Стеллецкий с архитектурного ремесла. В 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение, но впоследствии почувствовал тягу к скульптуре и перевелся:
“С архитектурной деятельностью Стеллецкого связан один очень интересный момент: он предложил проект музея для Тулы, который должен был располагаться на территории Кремля. К сожалению, проекту не суждено было осуществиться,” – поясняет Людмила Черезова.
Дмитрия Стеллецкого всегда привлекала русская древность. Копируя памятники древнерусского искусства, будущий художник большое внимание уделял цветовому решению. Он много путешествовал, ездил по старинным русским монастырям, изучал древние фрески и делал зарисовки. Все это положило начало формированию творческого кредо художника.
Фото: Елена Романенко
“Дмитрий Стеллецкий является представителем такого редкого направления в искусстве, как русский модерн, или, как его называли, неорусский стиль. Стиль модерна повсеместно распространялся в Европе в то время, но в России он очень часто приобретал характерные национальные черты. Таким образом, Стеллецкий сформировал удивительный стиль, основанный на национальном древнем искусстве,” – объясняет заведующая филиалом ТОХМ.
Именно этот особенный, неорусский стиль художника послужил поводом к тому, что молодой режиссер Всеволод Мейерхольд обратился к Стеллецкому за эскизами к своей постановке. В результате, Стеллецкий создал целую серию эскизов декораций и костюмов к трагедии Алексея Конторовича Толстого “Царь Федор Иоаннович”.
О выставке
Выставка включила в себя 16 работ Стеллецкого и уместилась в небольшом зале музея. Основную часть произведений составили сценографические эскизы: к драме Алексея Толстого “Царь Федор Иоаннович”, опере Мусоргского “Борис Годунов”, Бородина “Князь Игорь”, Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Фото: Елена Романенко
Центральным произведением выставки стала серия из четырех панно “Времена дня”, созданная по заказу Олсуфьева. Работа представляет собой сложную аллегорию на отвлеченные понятия: утро, день, вечер, ночь. Стеллецкий изобразил каждое время с помощью загадочных фигур: утро – босоногая дева, олицетворяющая пробуждение всего живого; день – рыжеволосый юноша в изломанной позе и ярких штанах, чьи кудри словно являются продолжением солнечных лучей; вечер – гусляр, под чью музыку извиваются две фигуры лебедей; ночь – строгая, готическая фигура женщины. Панно является прекрасным образцом искусства модерна того времени и соединяет в себе как древнерусские образы, так и черты западноевропейского искусства.
На выставке также была представлена скульптурная деятельность Стеллецкого – бронзовый портрет “Леонардо да Винчи”.
Несмотря на сравнительно небольшие масштабы выставки, желающих поближе познакомиться с творчеством Дмитрия Семеновича оказалось много. Лирическое настроение посетителей поддерживали молодые музыканты Тульского областного колледжа культуры и искусства им. Даргомыжского. Выставка “Дмитрий Стеллецкий: забытый художник Серебряного века” продолжит свою работу до 30 октября.