Да и кто оставался спокойным при звуках с детства знакомой увертюры из "Севильского цирюльника"?.. А можно ли забыть стремящиеся в поднебесье колоратуры Золушки из одноименной оперы?.. Ну а, впрочем, писал маэстро Россини и духовную музыку (да еще как активно!), а его романсы так просто встретить в репертуаре камерных исполнителей. Так что совсем недаром прославленный сочинитель говорил: "Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку".
Bambinoс контрапунктом
В маленьком адриатическом Пезаро Джоаккино Россини родился еще тогда, когда город находился под протекторатом Рима, а большинство его жителей — под влиянием наполеоновских идей. Семья Россини (его отец игра на валторне, а мать имела неплохое от природы, однако не слишком поставленное, сопрано) немало кочевала с бродячими труппами по Апеннинскому полуострову, по существу едва сводя концы с концами. А потому, как только представилась возможность получить хорошие места пусть и в весьма заштатном театре Луго, Джузеппе и Анна Россини никак не заставили себя уговаривать. Тем более, что музыкальные надежды—- и весьма немалые — подавал уже и маленький Джоаккино.
Фото: bbc.co.uk
12-летний ребенок, успевший до того получить несколько серьезных уроков у католического священника падре Маттеи в родном Пезаро, не только обладал безупречным слухом, но уже и сам писал музыку, а, владея мастерством контрапункта, великолепно гармонизировал, одну за другой, сочиненные им сонаты. А как пел!.. Юношескому дисконту было, разумеется, недоступно верхнее "до", но зато сколь же похвально было стремление его достичь! Правда, любил Джоаккино и похулиганить во дворе с местной детворой. Но ведь на то и был он мальчишкой. Да еще и итальянским bambino-cорванцом!
Дитя, ведомое ангелом
Бедность – всегда наилучший стимул к труду и совершенствованию. А в сочетании еще и с талантом – неизменно залог успеха. А потому уже в 1804-ом году юный Джоаккино выходит на оперные подмостки, чтобы дебютировать в маленькой партии в комической опере "Близнецы", а спустя два года, безо всяких экзаменов поступает в Болонский музыкальный лицей. Еще бы, ведь вместо экзаменов 14-летний абитуриент, облаченный в наскоро и по росту сшитый для него фрак, представляет взыскательным педагогам сочиненную им… оперу.
"Деметрио и Полибио" (будет поставлена в 112-ом году в Риме) — первое сочинение Россини, прозванного за внешнюю красоту "маленьким Адонисом", сделает его самым известным в лицее учеником. И, бесспорно, самым трудолюбивым. Судите сами, за 4 года обучения музыкальному искусству Россини успеет написать не только шесть сонат (их оригинальные партитуры хранятся сегодня в Библиотеке Конгресса), но и несколько опер, которые будут поставлены в Венеции, Неаполе и даже в миланской Ла Скала. Россини не было и двадцати, а слава о нем уже гремела по всей Италии. И, казалось, что совсем не зря церковный художник в Пезаро изобразил на храмовой фреске еще годовалого Джоаккино в виде ребенка, которому ангел указывает путь на небо. Аллегория начинала сбываться. Вскоре об итальянском композиторе заговорит вся Европа.
Фото: ricette.com
Итальянец в Европе, или просто…Орфей
Началось с "Итальянки в Алжире" — первой россиниевский оперы-буфф, которая, как нельзя более, пришлась ко двору, только начинавшей приходить в себя от наполеоновских войн, Европе. О, да, в музыке чувствовалось влияние Моцарта (которого, наряду с Гайдном, Россини любил более, чем всех иных композиторов), но это был "итальянский Моцарт", Собственно так теперь и станут называть Джоаккино Россини, слава о котором донесется и до петербургских подмостков, где композитора назовут просто…Орфеем (что совсем уж справедливо, если учесть, что порой композитор выходи на сцену в маленьких партиях в своих операх), о чем великий Пушкин напомнит в своем знаменитом романе в стихах.
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей;
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Ничуть не меньшие восторги публики стяжала и героическая опера "Танкред", сочиненная Россини вслед за "Итальянкой в Ажире". Европа аплодировала новоявленному солисту, который тем временем перебрался в Неаполь, чтобы не только возглавить театр Сан-Карло, но и чтобы заняться, наконец, личной жизнью. И стоит заметить, что красавица-сопрано Изабелла Кольбран стоила того. Вскоре она стала женой Россини. А он — автором оперы, которая прославила его на весь мир. Это был "Севильский цирюльник".
Похвала от Бетховена
Свою главную оперу 26-етний Россини напишет одновременно с заказанной ему Торжественной мессой. Но в отличие от последней (на Мессу уйдет несколько месяцев), он сочинит "Цирюльника" за три недели. За 10 лет опера облетит весь мир и будет поставлена даже в Нью-Йорке. Она принесет автору не только весьма немалое материальное богатство, но и славу одного из лучших композиторов. Сам Бетховен, что, будучи глухим, услышит оперу "с листа", поздравит Россини. И запретит ему писать что-либо, кроме оперы-буфф. Россини не послушает. И напишет 50 опер. Но никогда уже не сочинит ничего равного "Севильскому цирюльнику".
Фото: belcantoitaliano.blogspot.com
Музыкальная кулинария
Отныне Россини самый желанный гость в светском обществе. Тем более, что ко всему он слывет еще и изрядным остроумцем. Вместе с женой, что исполняет главные партии в его операх, он колесит по всей Европе, где знакомства с великим мелодистом, ставим, по существу, основоположником бельканто, настойчиво ищут светские дамы. Тщетно. Его сердце давно уже отдано француженке Олимпии Пелисье. Спустя год после смерти жены Россини обручается с Олимпией навсегда.
Они живут в Париже, где, оставив музыку, Россини, окруженный едва ли не императорским почестями, дает приемы, на которых угощает "сливки общества" приготовленными им блюдами. В искусстве кулинарии он – уже офицер Ордена Почетного легиона — не уступит и Вателю. Тем более, что всякое свое блюдо композитор Россини готовит под звуки собственной музыки, которую исполняет приглашенный им оркестр.
Эпитафия
Похоронят его с огромными почестями вначале на кладбище Пер-лашез в Париже, а потом в базилике Санта-Кроче во Флоренции, где он лежит рядом с Галилеем и Микеланджело. Погреали его под звуки сочиненной им духовной траурной музыки. А Верди посвятил ему Реквием, как величайшему композитору Италии.
Фото: youtube.com
Влюбленный же в Италию, Стендаль написало о Россини художественную монографию. лучше, чем там, о композиторе, не сказано нигде. Наверное, даже и он сам не написал бы лучше.