Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Верист Верди. Мир отмечает 205-летие великого композитора

В октябре исполнилось 205 лет со дня рождения Джузеппе Фортунино Франческо Верди

Фото: intoclassics.net
Фото: intoclassics.net

Наверное, не встретишь человека, которому с младых ногтей не были бы знакомы песенка Герцога из оперы "Риголетто" или застольная из "Травиаты". Даже тот, кто удосужился так ни разу в жизни и не переступить порога оперного театра, все равно слышал имя Джузеппе Верди – великого композитора, непревзойденного мелодиста, неповторимого реформатора оперного искусства, под знаком гения которого прошел весь XIX век.

Сын трактирщика и пряхи

Джузеппе Фортунио Франческо Верди провел детство в местах, досконально описанных французским романистом Стендалем в романе "Пармская обитель" и Франции в ту пору принадлежавших.

Дело в том, что французский консул Анри Бейль , взявший себе литературный псевдоним Стендаль, был до беспамятства влюблен в итальянские красоты, и плодом этой любви стала знаменитая "стендалева болезнь" - когда стремглав бежишь от прекрасного, напрочь им утомленный, бежишь, чтобы скрыться и уже в покое пережить страшную силу красоты.

Впрочем, в деревушке Ле Ронколе, близ Буссето, где Карло Верди держал трактир, а жена его трудилась пряхой, о "стендалевой болезни" и слыхом не слыхали. По правде сказать, вряд ли она могла бы оказаться опасной для здешнего аборигена. К красотам пейзажа привыкли тут с рожденья. Как и к звуку органа, что гармонично звучал, вторя звукам природы. Но маленький Джузеппе Верди, обученный игре на этом непростом инструменте ради участия в мессе, ждал чего-то большего. Да, орган – огромный, строгий и серьезный – уже был для него неким выходом в большой мир. Но кто его знал в самом этом мире? Верди словно ждал соседа из Буссето…


Фото: rts.ch

И он пришел. Бог знает, что его туда привело, но в маленькой Ле Ронколе гость из Буссето услышал игру Джузеппе. И, со знанием дела и с приличествующим знатоку форсом проверив слух и голос юноши (а мальчик еще и прекрасно пел), синьор Антонио Барецци – далеко не последний человек в Буссето - принял решение: "Мальчик должен стать великим музыкантом".

Решение ничуть не уступало соломонову вердикту. Ибо отказать в интуиции, если не прозорливости, Антонио Барецци нельзя. Торговец Барецци, самый богатый в округе, был уже немолод, ему о душе стоило подумать. Значит, стоило поторопиться и взяться за доброе дело без отлагательств. У Джузеппе Верди появился серьезный патрон и благодетель.

Под покровительством Барецци

Обширные связи синьора Барецци открыли юному Верди, кроме прочего, путь и в общество главного интеллектуала из Буссето – синьора Фердинандо Провези. Тот, без преувеличения, задавал тон местной жизни, одновременно руководя городским филармоническим обществом. Удивляться нечему. В самой музыкальной стране на свете даже в таком маленьком городке было свое филармоническое общество, на собраниях которого обсуждали не только новые творения Джоакино Россини или Гаэтано Доницетти, но и последние выставки в Риме или в Милане, а также новинки литературы. Прежде почти профан по части книг, юный Джузеппе буквально влюбился в Алессандро Мандзони. Главный роман писателя, "Обрученные", слава о котором гремела по всей Европе, стал настольной книгой начинающего музыканта.

Фото: verdi.san.beniculturali.it

До обручения самого Верди было еще очень далеко. Сперва предстояло провалиться в Миланскую консерваторию (она сейчас носит имя композитора), объехать - неизменно полуголодным - половину Италии, изучая оперный репертуар и, наконец, свести те самые знакомства, что совершенно необходимы интересному и привлекательному "юноше, обдумывающему житье".

Путь Верди к успеху не был устлан розами, как часто пишут в романах. Он начал карьеру простым учителем музыки, да и то с помощью все того же Барецци, который предложил Джузеппе заниматься с его дочерью. Как известно, такие уроки зачастую кончаются свадьбой. Случай Верди не стал исключением.

Фото: chert-poberi.ru

Узы Гименея обещали быть прочными – Джузеппе и Маргарита любили друг друга. Вот только судьба оказалась к ним немилостива. Счастье было недолгим, немногим более двух лет. Болезни унесли двух появившихся на свет младенцев и саму Маргариту. После чего Верди пришлось сделать все возможное, чтобы не сойти с ума и заставить себя жить дальше, так и не найдя ответа на вопрос – почему именно к нему так жестока судьба. Молчание Бога или, быть может, невозможность Верди услышать Его заставляли композитора страдать еще долгие годы. И даже Музыка не всегда приносила облегчение.

В лучах первой славы

Одни любимые книжные герои звали уйти в монастырь, иные приглашали к воинскому подвигу или просто забыться в жарких объятиях куртизанки. Но уж никак не писать, не сочинять. Словно и муза упорхнула куда-то…

Но… Верди не был бы Верди, если бы он поддался одному из этих призывов. Он обрел спасение не в вере, к которой охладел после смерти семьи (даром, что все детство провел за клавишами церковного органа), но в труде – непрестанном, изнурительном, как он уже привык. И если его первая опера "Оберто, или граф Бонифачьо" получает лишь поддержку критики, то премьера "Набукко" на сцене "Ла Скала" проходит с таким успехом, что уже весь Милан говорит о новой звезде, которой нет еще и тридцати. На дворе 1842 год. Впереди 60 лет оглушительной славы. Но уже первые лучи ее греют так нежно, так сладко… Бросить музыку?.. Никогда! Она и есть моя главная любовь. Моя главная страсть…

Фото: playvk.com

Верди засыпает счастливым победителем. Наверное, первый раз в жизни. И в объятиях Джузеппины Стрепони – своей тезки и красавицы-сопрано, что лишь спустя долгие годы станет его женой. Влюбленные хотят проверить свои чувства. И когда они пройдут испытание на прочность, а Джузеппина оставит сцену, в Италии будет заключен новый счастливый брак. Длиной в 40 лет.
Всемирное признание

Пока вся Европа напевает хоровой мотив из "Набукко", у Верди уже готова новая опера. Это "Риголетто". Она полна жемчужин и страстей. Да, в ней меньше верхних "до" и "ре", чем у Винченцо Беллини, и сногсшибательных фиоритур, чем у Джакомо Мейербера, но ведь это уже и не стиль чистого "бельканто", оставшегося в прошлом, а нечто новое. Джузеппе Верди становится сторонником нового направления в музыке, которое назовут веризмом. В этом направлении форма никогда не преобладает над содержанием, но равна с ним в художественных правах. Сюжеты веристских опер изображают исключительно сильные, часто преувеличенные страсти, толкающие героев на преступления по отношению к любимым. Веристы рисуют человека в тот момент, когда от любви до ненависти — один шаг, касается ли это бытовой сферы, исторических преданий или даже экзотических сказок.

Вторая половина XIX века проходит под знаком веристского направления в музыке. И Верди тут – абсолютный лидер. "Травиата" и "Бал-маскарад", "Дон Карлос" и "Трубадур" - от славы к славе восходит гений композитора. Он специально для Санкт-Петербургской оперы пишет "Силу судьбы" и дирижирует ею в северной столице России. Оплакивая любимого с юности Алессандро Мандзони, Верди посвятит ему "Реквием". А в 1871 году доберется до Каира, где на открытии Суэцкого канала прозвучит его "Аида".

Фото: www.capradio.org

Верди написал "египетскую" оперу специально в честь этого события. Биографы композитора обыкновенно с нее начинают отсчет последнего периода в жизни и творчестве "затворника Буссето". Именно так порой называют великого сочинителя в эти годы: шумным столицам Европы и роскошным номерам в отелях он предпочитает уединение в местах своего детства вместе с любимой Джузеппиной.

Последние дни

В провинциальном Буссето появился телефон, по которому можно говорить с Миланом, но Верди предпочитает переписку. Он заканчивает главное произведение своей жизни – оперу "Отелло". Она полна речитативов, напряженного драматического действия, партитура ее совершенно безупречна. Критика, после оглушительной своим успехом премьеры оперы в "Ла Скала", не может поверить, что столь масштабное произведение сочинил человек, стоящий на пороге 75-летия. Они и представить себе не могут, что впереди еще будет "Фальстаф". Столь же совершенное, только уже комическое произведение "затворника Буссето".


Фото: npr.org

Он успеет войти в ХХ век, показавшийся ему непонятным. Переживет Джузеппину на несколько лет. И скончается в Милане в возрасте подлинного патриарха: в 87 лет.

За несколько лет до кончины Верди открыл в Милане санаторий для старых музыкантов. В саду этого дома, следуя завещанию композитора, его и похоронили.

Фото: otzyv.ru

…Старый дом в Буссето стоит и по сей день. Он стал местом паломничества пилигримов со всего света, музыкальной меккой для всех поклонников оперы. Особенно они любят приезжать сюда осенью, когда пармский воздух так чист и свеж, что, кажется, сквозь него можно разглядеть фигуру человека в цилиндре и в пальто с элегантно повязанным поверх шарфом. Он стремительной походкой направляется к дому, и его невозможно не узнать, ибо его присутствием здесь исполнено все.

С днем рожденья, маэстро Джузеппе! С Вашим новым юбилеем!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть