"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
15 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
15 апреля 2024
Леди Макбет из панелек…
14 апреля 2024
Пуританская честь и отрезанная голова
13 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Верист Верди. Мир отмечает 205-летие великого композитора

В октябре исполнилось 205 лет со дня рождения Джузеппе Фортунино Франческо Верди

Фото: intoclassics.net
Фото: intoclassics.net

Наверное, не встретишь человека, которому с младых ногтей не были бы знакомы песенка Герцога из оперы "Риголетто" или застольная из "Травиаты". Даже тот, кто удосужился так ни разу в жизни и не переступить порога оперного театра, все равно слышал имя Джузеппе Верди – великого композитора, непревзойденного мелодиста, неповторимого реформатора оперного искусства, под знаком гения которого прошел весь XIX век.

Сын трактирщика и пряхи

Джузеппе Фортунио Франческо Верди провел детство в местах, досконально описанных французским романистом Стендалем в романе "Пармская обитель" и Франции в ту пору принадлежавших.

Дело в том, что французский консул Анри Бейль , взявший себе литературный псевдоним Стендаль, был до беспамятства влюблен в итальянские красоты, и плодом этой любви стала знаменитая "стендалева болезнь" - когда стремглав бежишь от прекрасного, напрочь им утомленный, бежишь, чтобы скрыться и уже в покое пережить страшную силу красоты.

Впрочем, в деревушке Ле Ронколе, близ Буссето, где Карло Верди держал трактир, а жена его трудилась пряхой, о "стендалевой болезни" и слыхом не слыхали. По правде сказать, вряд ли она могла бы оказаться опасной для здешнего аборигена. К красотам пейзажа привыкли тут с рожденья. Как и к звуку органа, что гармонично звучал, вторя звукам природы. Но маленький Джузеппе Верди, обученный игре на этом непростом инструменте ради участия в мессе, ждал чего-то большего. Да, орган – огромный, строгий и серьезный – уже был для него неким выходом в большой мир. Но кто его знал в самом этом мире? Верди словно ждал соседа из Буссето…


Фото: rts.ch

И он пришел. Бог знает, что его туда привело, но в маленькой Ле Ронколе гость из Буссето услышал игру Джузеппе. И, со знанием дела и с приличествующим знатоку форсом проверив слух и голос юноши (а мальчик еще и прекрасно пел), синьор Антонио Барецци – далеко не последний человек в Буссето - принял решение: "Мальчик должен стать великим музыкантом".

Решение ничуть не уступало соломонову вердикту. Ибо отказать в интуиции, если не прозорливости, Антонио Барецци нельзя. Торговец Барецци, самый богатый в округе, был уже немолод, ему о душе стоило подумать. Значит, стоило поторопиться и взяться за доброе дело без отлагательств. У Джузеппе Верди появился серьезный патрон и благодетель.

Под покровительством Барецци

Обширные связи синьора Барецци открыли юному Верди, кроме прочего, путь и в общество главного интеллектуала из Буссето – синьора Фердинандо Провези. Тот, без преувеличения, задавал тон местной жизни, одновременно руководя городским филармоническим обществом. Удивляться нечему. В самой музыкальной стране на свете даже в таком маленьком городке было свое филармоническое общество, на собраниях которого обсуждали не только новые творения Джоакино Россини или Гаэтано Доницетти, но и последние выставки в Риме или в Милане, а также новинки литературы. Прежде почти профан по части книг, юный Джузеппе буквально влюбился в Алессандро Мандзони. Главный роман писателя, "Обрученные", слава о котором гремела по всей Европе, стал настольной книгой начинающего музыканта.

Фото: verdi.san.beniculturali.it

До обручения самого Верди было еще очень далеко. Сперва предстояло провалиться в Миланскую консерваторию (она сейчас носит имя композитора), объехать - неизменно полуголодным - половину Италии, изучая оперный репертуар и, наконец, свести те самые знакомства, что совершенно необходимы интересному и привлекательному "юноше, обдумывающему житье".

Путь Верди к успеху не был устлан розами, как часто пишут в романах. Он начал карьеру простым учителем музыки, да и то с помощью все того же Барецци, который предложил Джузеппе заниматься с его дочерью. Как известно, такие уроки зачастую кончаются свадьбой. Случай Верди не стал исключением.

Фото: chert-poberi.ru

Узы Гименея обещали быть прочными – Джузеппе и Маргарита любили друг друга. Вот только судьба оказалась к ним немилостива. Счастье было недолгим, немногим более двух лет. Болезни унесли двух появившихся на свет младенцев и саму Маргариту. После чего Верди пришлось сделать все возможное, чтобы не сойти с ума и заставить себя жить дальше, так и не найдя ответа на вопрос – почему именно к нему так жестока судьба. Молчание Бога или, быть может, невозможность Верди услышать Его заставляли композитора страдать еще долгие годы. И даже Музыка не всегда приносила облегчение.

В лучах первой славы

Одни любимые книжные герои звали уйти в монастырь, иные приглашали к воинскому подвигу или просто забыться в жарких объятиях куртизанки. Но уж никак не писать, не сочинять. Словно и муза упорхнула куда-то…

Но… Верди не был бы Верди, если бы он поддался одному из этих призывов. Он обрел спасение не в вере, к которой охладел после смерти семьи (даром, что все детство провел за клавишами церковного органа), но в труде – непрестанном, изнурительном, как он уже привык. И если его первая опера "Оберто, или граф Бонифачьо" получает лишь поддержку критики, то премьера "Набукко" на сцене "Ла Скала" проходит с таким успехом, что уже весь Милан говорит о новой звезде, которой нет еще и тридцати. На дворе 1842 год. Впереди 60 лет оглушительной славы. Но уже первые лучи ее греют так нежно, так сладко… Бросить музыку?.. Никогда! Она и есть моя главная любовь. Моя главная страсть…

Фото: playvk.com

Верди засыпает счастливым победителем. Наверное, первый раз в жизни. И в объятиях Джузеппины Стрепони – своей тезки и красавицы-сопрано, что лишь спустя долгие годы станет его женой. Влюбленные хотят проверить свои чувства. И когда они пройдут испытание на прочность, а Джузеппина оставит сцену, в Италии будет заключен новый счастливый брак. Длиной в 40 лет.
Всемирное признание

Пока вся Европа напевает хоровой мотив из "Набукко", у Верди уже готова новая опера. Это "Риголетто". Она полна жемчужин и страстей. Да, в ней меньше верхних "до" и "ре", чем у Винченцо Беллини, и сногсшибательных фиоритур, чем у Джакомо Мейербера, но ведь это уже и не стиль чистого "бельканто", оставшегося в прошлом, а нечто новое. Джузеппе Верди становится сторонником нового направления в музыке, которое назовут веризмом. В этом направлении форма никогда не преобладает над содержанием, но равна с ним в художественных правах. Сюжеты веристских опер изображают исключительно сильные, часто преувеличенные страсти, толкающие героев на преступления по отношению к любимым. Веристы рисуют человека в тот момент, когда от любви до ненависти — один шаг, касается ли это бытовой сферы, исторических преданий или даже экзотических сказок.

Вторая половина XIX века проходит под знаком веристского направления в музыке. И Верди тут – абсолютный лидер. "Травиата" и "Бал-маскарад", "Дон Карлос" и "Трубадур" - от славы к славе восходит гений композитора. Он специально для Санкт-Петербургской оперы пишет "Силу судьбы" и дирижирует ею в северной столице России. Оплакивая любимого с юности Алессандро Мандзони, Верди посвятит ему "Реквием". А в 1871 году доберется до Каира, где на открытии Суэцкого канала прозвучит его "Аида".

Фото: www.capradio.org

Верди написал "египетскую" оперу специально в честь этого события. Биографы композитора обыкновенно с нее начинают отсчет последнего периода в жизни и творчестве "затворника Буссето". Именно так порой называют великого сочинителя в эти годы: шумным столицам Европы и роскошным номерам в отелях он предпочитает уединение в местах своего детства вместе с любимой Джузеппиной.

Последние дни

В провинциальном Буссето появился телефон, по которому можно говорить с Миланом, но Верди предпочитает переписку. Он заканчивает главное произведение своей жизни – оперу "Отелло". Она полна речитативов, напряженного драматического действия, партитура ее совершенно безупречна. Критика, после оглушительной своим успехом премьеры оперы в "Ла Скала", не может поверить, что столь масштабное произведение сочинил человек, стоящий на пороге 75-летия. Они и представить себе не могут, что впереди еще будет "Фальстаф". Столь же совершенное, только уже комическое произведение "затворника Буссето".


Фото: npr.org

Он успеет войти в ХХ век, показавшийся ему непонятным. Переживет Джузеппину на несколько лет. И скончается в Милане в возрасте подлинного патриарха: в 87 лет.

За несколько лет до кончины Верди открыл в Милане санаторий для старых музыкантов. В саду этого дома, следуя завещанию композитора, его и похоронили.

Фото: otzyv.ru

…Старый дом в Буссето стоит и по сей день. Он стал местом паломничества пилигримов со всего света, музыкальной меккой для всех поклонников оперы. Особенно они любят приезжать сюда осенью, когда пармский воздух так чист и свеж, что, кажется, сквозь него можно разглядеть фигуру человека в цилиндре и в пальто с элегантно повязанным поверх шарфом. Он стремительной походкой направляется к дому, и его невозможно не узнать, ибо его присутствием здесь исполнено все.

С днем рожденья, маэстро Джузеппе! С Вашим новым юбилеем!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
Леди Макбет из панелек…

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть