Сказка на ночь от Роберта Стуруа
15 июня 2019
Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
14 июня 2019
Юрий Шерлинг не будет первым замдиректора Театра кукол Сергея Образцова
14 июня 2019
V международный фестиваль искусств "Вдохновение" отметит юбилей в июле
14 июня 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 октября 2018 11:30

Закрытие X Большого фестиваля РНО в Концертном зале имени П. И. Чайковского

4 октября Российский Национальный оркестр завершил свой юбилейный X фестиваль гала-концертом в национальном духе

Фото: http://www.rno.ru
Фото: http://www.rno.ru

Российский Национальный оркестр, его художественный руководитель и главный дирижер Михаил Плетнев перешагнули десятилетний рубеж своего ежегодного Большого фестиваля, перевернув следующую страницу фестивальной истории. Финальный концерт юбилейного X фестиваля РНО получился выдержанным в едином народно-академическом стиле, символически подчеркнув родство Российского Национального с народно-национальным. В центре внимания в этот вечер находились народные инструменты − баян, домра и балалайка, в окружении симфонического оркестра. Открыла вечер мировая премьера Концерта для баяна и виолончели с оркестром "Двойное зеркало" Ефрема Подгайца. Еще два симфонических полотна для баяна с оркестром "Татарская фантазия" Михаила Плетнева и Финал Концерта № 1 Николая Чайкина составили "костяк" программы. Квартет народных инструментов "Русская душа" и дуэт Александр Цыганков-Валерий Зажигин камерно сбалансировали масштабность оркестровых номеров.

Музыка Подгайца, Плетнева, Чайкина, соединивших академическую композиторскую традицию с народным инструментарием, аранжировки классических произведений Глюка и Пьяццолы, виртуозные концертные зарисовки с фольклорными корнями Гридина и Цыганкова собрались в этот вечер воедино, как своеобразная ретроспектива существующего положения дел в народно-академическом и академическо-народном жанрах. Симфонический оркестр, за пультом которого стоял сам маэстро Михаил Плетнев, с большим "пиететом" аккомпанировал НЕ академическому инструменту баяну, привычно звучащему, вроде бы, с оркестром народных инструментов. Но техническо-звуковые возможности баяна, как сольного инструмента, раскрытые композиторами и представленные исполнителями-виртуозами, без сомнения, развеяли слушательские стереотипы о только лишь народно-фольклорном репертуаре этого инструмента.

Сольный баян, на удивление музыкального "обывателя", идеально сочетался с виолончелью в "Двойном зеркале" Ефрема Подгайца. Струнная природа виолончели и органное "нутро" баяна, максимально выявленные композитором, отражали мир и его коллизии в двух разных зеркалах, двух диалектических тембровых единствах. Но это не было борьбой, скорее согласием тематическим и интонационным. Баян и виолончель, по признанию композитора, одни из самых любимых его инструментов. Для каждого их них Подгайц создал множество сочинений. Двойной концерт хорошо ложился на "слух", воспринимался легко и временами даже завораживал своей лирикой. Как и другая музыка композитора, он "ладно скроен и крепко сшит" по форме, по отсутствию пустых мест, по интересному  мелодическому тематизму и слегка джазовому наполнению гармоний и ритмов. Соло на баяне исполнил один из самых известных и авторитетных музыкантов-баянистов Фридрих Липс, по просьбе которого и был написан концерт "Двойное зеркало". Партнером-виолончелистом выступил Александр Бузлов.

Квартет русских народных инструментов "Русская душа" оттенил оркестровый размах премьеры Подгайца небольшими аранжировками Глюка "Танец фурий", Пьяццолы "Смерть ангела" и оригинальной виртуозной зарисовкой "Рассыпуха" советского баяниста, дирижера и композитора Виктора Гридина. На бис, подбадриваемые аплодисментами, Василий Исайчев (домра), Олег Пискунов (балалайка), Вениамин Дуганов (балалайка-контрабас), Владимир Ченых (баян) артистично "запузырили" русский хит "Калинка-малинка".

Фото: www.rno.ru

Мировая премьера "Татарской фантазии" для баяна с оркестром Михаила Плетнева состоялась в марте 2018 в Казани в рамках Международного музыкального фестиваля, приуроченного к 90-летию со дня рождения Василия Плетнева, отца композитора. Плетнев-младший написал ее для Василия Павловича, известного баяниста, дирижера оркестра народных инструментов, композитора. Но не суждено было случиться, чтобы премьеру сыграл отец, а дирижировал автор-сын.

На нынешнем фестивале РНО в качестве солиста в "Татарской фантазии" был приглашен Олжас Нурланов (Казахстан), завоевавший в этом году Первую премию на Международном конкурсе исполнителей на народных инструментах имени В.П. Плетнева в Казани. Маэстро-автор управлял оркестром. Весь музыкальный материал сочинен композитором в татарском духе без обращения к оригинальным темам. Создается впечатление, что "Татарская весна" − напевность мелодий, прозрачность и ясность фактуры, ощущение свежего гармонического благоухания. Особенно красивы певучие темы скрипок, ассоциирующиеся, с "половодьем чувств", хотя и омраченные драматизмом сольных высказываний баяна в каденции. Вполне классический одночастный концерт в современной разнообразно-стилистической репертуарной палитре для баяна. Солист Олжас Нурланов, в свои девятнадцать лет, чувствовал себя на сцене очень уверенно и свободно.

Фото: www.rno.ru

Дуэт Александр Цыганков (домра) - Валерий Зажигин (балалайка) исполнением Вариаций на темы двух русских песен для домры и балалайки (1988 года) Александра Цыганкова прозвучал маленьким прологом к финальному номеру концерта. Виртуозный технический арсенал, джазово-эстрадная стилистика, развивая темы лирической "Зачем тебя я, милый мой, узнала" и шуточной "Ах, вы сени, мои сени", превратили вариации в эффектную концертную пьесу.
Третий пример масштабного решения академического баянного репертуара был представлен Финалом Концерта № 1 для баяна с оркестром (1950 года) Николая Чайкина. Три баяниста одновременно исполнили сольную партию: Юрий Сидоров, Семен Шмельков и Олжас Нурланов. Музыка, тесно связанная с истоками народного творчества, заразила жизнерадостностью, энергией и энтузиазмом. Русская народная песня "Во кузнице", цитируемая в музыке и исполняемая со всякими виртуозными заковыками, создавала настроение залихватского веселья, бесшабашного удальства и разудалой молодости.

Заведённая публика в таком же ключе "затребовала" бис. Трио и РНО еще раз под занавес сыграли Чайкина. Х юбилейный фестиваль РНО закрылся.
P.S. На лестнице, ведущей в фойе Концертного зала имени Чайковского, в этот вечер был установлен большой баннер с презентацией книги о Николае Семеновиче Голованове, составленной и изданной по инициативе Михаила Плетнева. Всем слушателям концерта от имени РНО подарили эту книгу на память.
Теги:
РНО
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
В музыканты я б пошел, пусть меня научат!
Юрий Шерлинг не будет первым замдиректора Театра кукол Сергея Образцова

В Москве

V международный фестиваль искусств "Вдохновение" отметит юбилей в июле
"Разноцветный джаз" в особняке Носова - отмечаем 10-летие
Юбилей Малого театра отмечаем в РГБ
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть