"Вознесенский когда-то сказал, что Константин Кедров – это константа мысли"
13 ноября 2024
"Лавина" по пьесе Тунджера Джюдженоглу. Театр "Шалом". Режиссер Сойжин Жамбалова.
13 ноября 2024
Многоцветный графит
13 ноября 2024
45 лет назад вышел первый эпизод «Места встречи изменить нельзя»: как МВД контролировало съемки культового фильма
12 ноября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Игорь Бутман – об искреннем отношении к музыке и публике

В преддверии Московского джазового фестиваля 2023 года "Ревизор.ru" пообщался с выдающимся джазменом Игорем Бутманом.

© фото пресс служба Московского джазового фестиваля
© фото пресс служба Московского джазового фестиваля
© фото пресс служба Московского джазового фестиваля
© фото пресс служба Московского джазового фестиваля
© фото пресс служба Московского джазового фестиваля
1/5
© фото пресс служба Московского джазового фестиваля
© фото пресс служба Московского джазового фестиваля
© фото пресс служба Московского джазового фестиваля

Игорь Михайлович, хотелось бы, чтобы вы более подробно рассказали, как технически происходит отбор на Московский джазовый фестиваль? Все-таки совместно с известными российскими и зарубежными исполнителями на сцену выйдут молодежные коллективы из 21 региона. Прослушивали ли их в режиме онлайн, или какие-то люди ездили по регионам и слушали коллективы?

Второй год подряд в рамках Московского джазового фестиваля мы проводим Всероссийский конкурс молодежных джазовых коллективов в онлайн-формате. Нам ездить по регионам – это достаточно дорогое удовольствие. Конечно, мы много бываем на гастролях, общаемся с молодежью, вот только лично охватить все регионы – непросто. Но мы активно пользуемся современными технологиями: получаем видео- и аудиозаписи. К этому моменту всё технически уже отработано. Отбор происходит так: нам присылают записи, мы смотрим и слушаем, а потом отбираем лучшие.

Для многих провинциальных коллективов получить возможность выступить в Москве и о себе заявить – все равно что трамплин…

Благодаря поддержке мэрии Москвы и Президентского фонда культурных инициатив такая возможность предоставляется. Это наша основная задача – дать молодым музыкантам, новым именам, шанс проявить себя, приехать в Москву, посмотреть, выступить, набраться опыта. Ведь в столицу приезжают самые талантливые музыканты со всей России, и, конечно, им важно знать, что происходит вообще в музыкальном мире и в частности в джазовом. Они и себя "проверяют", приобретают чувство уверенности. С другой стороны, и мы их замечаем, приглашаем на другие фестивали, рекомендуем, привозим на конференции, куда приезжают наши зарубежные коллеги – промоутеры, продюсеры. Мы для всех участников создаем возможности выступить и показать себя на международной сцене, многих потом приглашаем на наши фестивали, которые достаточно значимы и проходят по всей стране – в Сочи, Саранске, Южно-Сахалинске.

Да, это очень важно, так как для артистов в целом, независимо от того, музыканты ли они, или драматические актеры, очень сложно заявить о себе. А в случае с музыкантами, возможно, все осложняется тем, что их много, поэтому фестиваль – действительно важный этап, чтобы люди могли проявить себя.

Мы стараемся сделать все для того, чтобы наши молодые коллеги смогли заявить о себе. Помогаем тем из них, кто действительно много работает и хорошо играет интересную музыку. Но надо идти дальше, уметь использовать возможности. То, что музыканты и ансамбли уже прислали свои композиции, уже говорит о том, что они люди неравнодушные и деятельные. Конечно, надо других посмотреть и себя показать, но надо еще постараться сделать много вещей, подготовиться, провести, так сказать, большую домашнюю работу. Помимо того, что они приедут хорошо выступить, в чем практически нет сомнений, нужно поработать над важными аспектами самопрезентации: подготовить промоматериалы, подумать как и о чем вы будете говорить с публикой между игрой. Этого не надо стесняться, нужно понять, что именно сейчас – отличный шанс, чтобы о вас больше узнали.

Я был фактически на всех ваших прошлых мероприятиях, в том числе и в Горках Ленинских. Считаю, что это уникальный джазовый марафон, когда там на протяжении всего дня люди сидят, слушают, идет непрерывный джаз…

В этом году на «Джазовых сезонах» мы планируем две сцены. Московский фестиваль будет на семи площадках. Концерты открытия и закрытия фестиваля пройдут на сцене зала "Зарядье", а также, на протяжении пяти дней, молодежные джаз-коллективы,  отобранные по  итогам  Всероссийского конкурса, вместе с именитыми музыкантами выступят в саду "Эрмитаж", парках "Зарядье" и "Музеон", на площади перед ЦУМом, на ВДНХ, в «Депо-Москва» и даже на Северном Речном вокзале.  

Вы делаете уникальные вещи, большое дело для молодых музыкантов. Надо акцентировать внимание на том, что пробиться и получить первое признание зачастую кажется нереальным, хотя мастерство и оттачивается с годами, если есть талант и способность к постоянному труду…

Нельзя не согласиться с тем, что пробиться новичкам сложно.

Примечательно и то, что на ваших джазовых фестивалях не бывает никаких казусов, я никакого "шума" в прессе, в публичном пространстве не могу вспомнить, связанного с вашими конкурсами или выступлениями. А вы такие эксцессы припоминаете?

Некоторым, наоборот, кажется, что у нас часто бывают казусы. Мне звонят и говорят: как же так, мы хорошо играем, а вы нас не взяли.

И много таких обид?

Бывают. Порой мне лично приходится разговаривать с людьми, которые считают себя уязвленными. Я им спокойно объясняю что, у нас независимая международная комиссия, которая состоит из очень авторитетных людей, поэтому у нас нет такого, что вы мне можете позвонить, и я могу своим решением отменить результаты решения комиссии, которые уже оформлены.

То есть в вашем конкурсе всегда все честно?

Конечно, очень сложно, когда надо набрать 100 или подобное значительное количество коллективов. Невероятно сложно. Были конкурсы, когда я заседал в жюри. Мне нравился коллектив, я давал ему 10 баллов, но один из членов жюри был полностью не согласен со мной, давал 0 баллов для того, чтобы этот конкурсант не прошел дальше и не занял первое место. Было два абсолютно противоположных мнения, мы спорили, аргументировали свою точку зрения, но в итоге конкурсант не занял первое место. Какие у кого есть свои мотивы, я не знаю, но все равно все члены жюри люди авторитетные, от мнения которых нельзя отмахнуться. Мы выбрали эту комиссию и поэтому мы должны прислушиваться к мнению каждого , кто в неё входит. Может быть, мне не всегда кажется, что их решения актуальны. Но мы так выбрали, мы должны стоять на своем: раз утвердили такой принцип, то ему и следуем. Я вас уверяю, что все группы, которые были отобраны, они были отобраны абсолютно справедливо только по своим музыкальным и сценическим качествам. То есть мы смотрели на исполнение, на технику, на внешний вид артистов, который тоже важен, потому что эти люди будут выступать на сцене серьезного международного проекта.

И вы благодаря такой деятельности собрали цвет своего джазового оркестра. Мне это напомнило, как при советской власти ассистенты по актерам ездили по стране, по региональным театрам, и выискивали таланты для приглашения в столицы. А вы подобным образом выискиваете музыкальных исполнителей.

Честно говоря, да, мы ездим по стране, и это бывает полезно. Есть конкурс, который я считаю лучшим в России – конкурс в Ростове-на-Дону "Мир джаза". Вот там буквально почти всех артистов своего оркестра я и встретил.

Вы, наверное, единственный человек в России, который охватил все джазовые направления и создал Академию джаза, она тоже уникальна. А я недавно столкнулся с тем, что нашел одну очень старую забытую мелодию джаза и начал выяснять, что это за направление, которое зародилось в США в 60-х годах. Не свинг, скорее, скейт. Кстати, как связаны с морем эти скейтеры, которые катаются на досках, а все это – со скейт-джазом?.. Интересно, в России эта музыкальная тенденция тоже есть?

Вообще, в нашей Академии представлены все направления джаза. Но я могу не знать последние увлечения всех исполнителей. Сейчас я принимаю участие в жюри конкурса, который будет связан с этномузыкой, и там тоже будет и джазовые направления. То, о чем вы спросили, трудно узнать по описанию. У нас был саксофонист, который записывал звуки китов, звуки моря и исполнял мелодию вместе с этими природными звуками. Может, вы это имели в виду?

Нет. Но это тоже интересно. Люди сейчас тянутся к природе.

Джазовая музыка может строиться на фантазии музыканта. То есть её музыкальные формы и музыкальные художественные приемы могут строиться на любой мелодике, на любых звуках, так же, как в принципе, во всех других видах музыки и, шире, искусства.

В прошлом году прошло столетие российского джаза. Мы в него внесли свою лепту. Радио "Орфей" делает проект "Классика джаза", в его рамках собрали старые ноты, начиная с исполнителей, которые играли еще вместе с Цфасманом и с другими, кого сейчас даже не с ходу вспомнишь. Создатели проекта проделали колоссальную работу, и теперь уже можно считать, что родина джаза, понятно, это Соединенные Штаты, но и Россия тоже имеет право называть себя одной из первых стран, где джазовое направление было достаточно широко развито.

Да, мы 100 процентов - родина джаза!

Я именно это и хотел от вас услышать. Наш традиционный вопрос для завершения интервью: что вы можете от себя добавить молодым музыкантам? Может быть, напутствие, может быть, совет на перспективу?

Те, кто попал на Московский фестиваль и выступают на нем, точно знают, что им нужно делать. Однако самое главное – это то, что ты делаешь, когда выходишь на сцену. Это: как всего себя отдать процессу для искреннего отношения к музыке и публике.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Вознесенский когда-то сказал, что Константин Кедров – это константа мысли"
"Лавина" по пьесе Тунджера Джюдженоглу. Театр "Шалом". Режиссер Сойжин Жамбалова.
Николай Лебедев: "Артемьев стал для меня родным человеком..."

В Москве

От физика до мастера кинематографа: Юрий Кара отмечает 70-летие на сцене
Бахрушинский театральный музей получил редкий антикварный секретер
День сотрудника органов внутренних дел: праздничный концерт в честь защитников порядка и безопасности
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть