Игорь Михайлович, хотелось бы, чтобы вы более подробно рассказали, как технически происходит отбор на Московский джазовый фестиваль? Все-таки совместно с известными российскими и зарубежными исполнителями на сцену выйдут молодежные коллективы из 21 региона. Прослушивали ли их в режиме онлайн, или какие-то люди ездили по регионам и слушали коллективы?
Второй год подряд в рамках Московского джазового фестиваля мы проводим Всероссийский конкурс молодежных джазовых коллективов в онлайн-формате. Нам ездить по регионам – это достаточно дорогое удовольствие. Конечно, мы много бываем на гастролях, общаемся с молодежью, вот только лично охватить все регионы – непросто. Но мы активно пользуемся современными технологиями: получаем видео- и аудиозаписи. К этому моменту всё технически уже отработано. Отбор происходит так: нам присылают записи, мы смотрим и слушаем, а потом отбираем лучшие.
Для многих провинциальных коллективов получить возможность выступить в Москве и о себе заявить – все равно что трамплин…
Благодаря поддержке мэрии Москвы и Президентского фонда культурных инициатив такая возможность предоставляется. Это наша основная задача – дать молодым музыкантам, новым именам, шанс проявить себя, приехать в Москву, посмотреть, выступить, набраться опыта. Ведь в столицу приезжают самые талантливые музыканты со всей России, и, конечно, им важно знать, что происходит вообще в музыкальном мире и в частности в джазовом. Они и себя "проверяют", приобретают чувство уверенности. С другой стороны, и мы их замечаем, приглашаем на другие фестивали, рекомендуем, привозим на конференции, куда приезжают наши зарубежные коллеги – промоутеры, продюсеры. Мы для всех участников создаем возможности выступить и показать себя на международной сцене, многих потом приглашаем на наши фестивали, которые достаточно значимы и проходят по всей стране – в Сочи, Саранске, Южно-Сахалинске.
Да, это очень важно, так как для артистов в целом, независимо от того, музыканты ли они, или драматические актеры, очень сложно заявить о себе. А в случае с музыкантами, возможно, все осложняется тем, что их много, поэтому фестиваль – действительно важный этап, чтобы люди могли проявить себя.
Мы стараемся сделать все для того, чтобы наши молодые коллеги смогли заявить о себе. Помогаем тем из них, кто действительно много работает и хорошо играет интересную музыку. Но надо идти дальше, уметь использовать возможности. То, что музыканты и ансамбли уже прислали свои композиции, уже говорит о том, что они люди неравнодушные и деятельные. Конечно, надо других посмотреть и себя показать, но надо еще постараться сделать много вещей, подготовиться, провести, так сказать, большую домашнюю работу. Помимо того, что они приедут хорошо выступить, в чем практически нет сомнений, нужно поработать над важными аспектами самопрезентации: подготовить промоматериалы, подумать как и о чем вы будете говорить с публикой между игрой. Этого не надо стесняться, нужно понять, что именно сейчас – отличный шанс, чтобы о вас больше узнали.
Я был фактически на всех ваших прошлых мероприятиях, в том числе и в Горках Ленинских. Считаю, что это уникальный джазовый марафон, когда там на протяжении всего дня люди сидят, слушают, идет непрерывный джаз…
В этом году на «Джазовых сезонах» мы планируем две сцены. Московский фестиваль будет на семи площадках. Концерты открытия и закрытия фестиваля пройдут на сцене зала "Зарядье", а также, на протяжении пяти дней, молодежные джаз-коллективы, отобранные по итогам Всероссийского конкурса, вместе с именитыми музыкантами выступят в саду "Эрмитаж", парках "Зарядье" и "Музеон", на площади перед ЦУМом, на ВДНХ, в «Депо-Москва» и даже на Северном Речном вокзале.
Вы делаете уникальные вещи, большое дело для молодых музыкантов. Надо акцентировать внимание на том, что пробиться и получить первое признание зачастую кажется нереальным, хотя мастерство и оттачивается с годами, если есть талант и способность к постоянному труду…
Нельзя не согласиться с тем, что пробиться новичкам сложно.
Примечательно и то, что на ваших джазовых фестивалях не бывает никаких казусов, я никакого "шума" в прессе, в публичном пространстве не могу вспомнить, связанного с вашими конкурсами или выступлениями. А вы такие эксцессы припоминаете?
Некоторым, наоборот, кажется, что у нас часто бывают казусы. Мне звонят и говорят: как же так, мы хорошо играем, а вы нас не взяли.
И много таких обид?
Бывают. Порой мне лично приходится разговаривать с людьми, которые считают себя уязвленными. Я им спокойно объясняю что, у нас независимая международная комиссия, которая состоит из очень авторитетных людей, поэтому у нас нет такого, что вы мне можете позвонить, и я могу своим решением отменить результаты решения комиссии, которые уже оформлены.
То есть в вашем конкурсе всегда все честно?
Конечно, очень сложно, когда надо набрать 100 или подобное значительное количество коллективов. Невероятно сложно. Были конкурсы, когда я заседал в жюри. Мне нравился коллектив, я давал ему 10 баллов, но один из членов жюри был полностью не согласен со мной, давал 0 баллов для того, чтобы этот конкурсант не прошел дальше и не занял первое место. Было два абсолютно противоположных мнения, мы спорили, аргументировали свою точку зрения, но в итоге конкурсант не занял первое место. Какие у кого есть свои мотивы, я не знаю, но все равно все члены жюри люди авторитетные, от мнения которых нельзя отмахнуться. Мы выбрали эту комиссию и поэтому мы должны прислушиваться к мнению каждого , кто в неё входит. Может быть, мне не всегда кажется, что их решения актуальны. Но мы так выбрали, мы должны стоять на своем: раз утвердили такой принцип, то ему и следуем. Я вас уверяю, что все группы, которые были отобраны, они были отобраны абсолютно справедливо только по своим музыкальным и сценическим качествам. То есть мы смотрели на исполнение, на технику, на внешний вид артистов, который тоже важен, потому что эти люди будут выступать на сцене серьезного международного проекта.
И вы благодаря такой деятельности собрали цвет своего джазового оркестра. Мне это напомнило, как при советской власти ассистенты по актерам ездили по стране, по региональным театрам, и выискивали таланты для приглашения в столицы. А вы подобным образом выискиваете музыкальных исполнителей.
Честно говоря, да, мы ездим по стране, и это бывает полезно. Есть конкурс, который я считаю лучшим в России – конкурс в Ростове-на-Дону "Мир джаза". Вот там буквально почти всех артистов своего оркестра я и встретил.
Вы, наверное, единственный человек в России, который охватил все джазовые направления и создал Академию джаза, она тоже уникальна. А я недавно столкнулся с тем, что нашел одну очень старую забытую мелодию джаза и начал выяснять, что это за направление, которое зародилось в США в 60-х годах. Не свинг, скорее, скейт. Кстати, как связаны с морем эти скейтеры, которые катаются на досках, а все это – со скейт-джазом?.. Интересно, в России эта музыкальная тенденция тоже есть?
Вообще, в нашей Академии представлены все направления джаза. Но я могу не знать последние увлечения всех исполнителей. Сейчас я принимаю участие в жюри конкурса, который будет связан с этномузыкой, и там тоже будет и джазовые направления. То, о чем вы спросили, трудно узнать по описанию. У нас был саксофонист, который записывал звуки китов, звуки моря и исполнял мелодию вместе с этими природными звуками. Может, вы это имели в виду?
Нет. Но это тоже интересно. Люди сейчас тянутся к природе.
Джазовая музыка может строиться на фантазии музыканта. То есть её музыкальные формы и музыкальные художественные приемы могут строиться на любой мелодике, на любых звуках, так же, как в принципе, во всех других видах музыки и, шире, искусства.
В прошлом году прошло столетие российского джаза. Мы в него внесли свою лепту. Радио "Орфей" делает проект "Классика джаза", в его рамках собрали старые ноты, начиная с исполнителей, которые играли еще вместе с Цфасманом и с другими, кого сейчас даже не с ходу вспомнишь. Создатели проекта проделали колоссальную работу, и теперь уже можно считать, что родина джаза, понятно, это Соединенные Штаты, но и Россия тоже имеет право называть себя одной из первых стран, где джазовое направление было достаточно широко развито.
Да, мы 100 процентов - родина джаза!
Я именно это и хотел от вас услышать. Наш традиционный вопрос для завершения интервью: что вы можете от себя добавить молодым музыкантам? Может быть, напутствие, может быть, совет на перспективу?
Те, кто попал на Московский фестиваль и выступают на нем, точно знают, что им нужно делать. Однако самое главное – это то, что ты делаешь, когда выходишь на сцену. Это: как всего себя отдать процессу для искреннего отношения к музыке и публике.