Илья Авербух: "Ищите максимально короткий путь к аудитории, чтобы она была лояльна к вам"
10 октября 2024
"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
10 октября 2024
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера
10 октября 2024
Названы лауреаты новой международной литературной премии "Лукоморье"
10 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

22 февраля 2019 19:06

Сочинский фестиваль искусств: параллельные миры надежды и безвременья

Юрий Башмет, Русский музей, Театр Наций об истории отечественной культуры 1946-1956 годов

Фото: Алексей Молчановский
Фото: Алексей Молчановский

"Параллельные миры". Русское искусство, XX век — темы войны и послевоенного созидания в музыке, живописи, поэзии были представлены на премьере совместного проекта Юрия Башмета и Государственного Русского музея в рамках XII Зимнего международного фестиваля искусств. Концерт Симфонического оркестра "Новая Россия", под управлением Юрия Башмета, солисты Ксения Башмет (фортепиано), Татьяна Самуил (скрипка), Валентина Борисова (арфа), прошел в окружении репродукций картин из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). Анна Ковальчук читала стихи советских поэтов. Театр Наций в рамках фестиваля "Территория. Сочи" показал музыкально-поэтический монолог "Ахматова. Свидетель" в исполнении автора-актера Дмитрия Сердюка и музыканта-композитора Федора Журавлева. Выставка "Искусство и литература надежды и безвременья: 1946-1956", проходящая в дни фестиваля в Зимнем театре Сочи, также посвящена сложному и противоречивому периоду истории отечественной культуры.

"Парадное" официальное и неофициальное, угодное и формалистическое искусство существовало в "Параллельных мирах" советской действительности. Послевоенное десятилетие было окрашено надеждой на лучшую мирную жизнь. Но для кого-то это было страшное "безвременье", когда постановлениями ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. лучшие из лучших были выброшены из "ленты времени" — поэты, писатели, композиторы, режиссеры, художники-формалисты. Ахматова, Пастернак, Шостакович, Прокофьев, Эйзенштейн, Таиров, весь цвет отечественной культуры переживали сложный период, пытаясь выжить и не сломаться.

Фото: Алексей Молчановский

Яркий пример такой судьбы от лица собирательного образа секретаря-помощника был показан актером Дмитрием Сердюком, автором литературной композиции "Ахматова. Свидетель". Постановка входит в цикл Театра Наций "Наше всё...", посвященный главным именам русской литературы. Монолог шел в сопровождении авторской музыки гитариста Дмитрия Журавлева. Как ни странно, почти Rock'вый стиль музыкальных импровизаций, с тяжелым битом, иногда напрямую распеваемый словами стихов Ахматовой, придавал страшный нерв происходящему, усугубляя трагический смысл поэзии. Известны примеры сочетания Ахматова-Шостакович в музыкально-поэтических композициях. Но "Реквием" Ахматовой и Rock — это сильно и вполне адекватно.

Фото: Елена Алексеева

Программа этого фестивального дня была рассчитана на усиление впечатления и получения более широкого исторического среза послевоенного десятилетия. Покинув после спектакля Зал камерной и органной музыки, переполненный болью за темные страницы советской истории, зритель шел в Зимний театр на концерт "Параллельные миры". Русское искусство, XX век. В фойе была развернута выставка "Искусство и литература надежды и безвременья: 1946 — 1956", подготовленная Литературным музеем им. Даля, Бахрушинским музеем совместно с Зимним международным фестивалем искусств. Через всю экспозицию проходит "лента времени", обозначающая
официальные события и факты общественной и культурной жизни. Афиши самых патриотических культовых фильмов, парадные портреты советских военачальников, прочих свинарок с пастухами и т.д. соседствуют с прозрачными витринами "разоблачений" неугодных инакомыслящих. 11 персоналий смотрели с непарадных портретов — Ахматова и Пастернак, Зощенко и Фадеев, Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и Мурадели, Михоэлс, Эйзенштейн и Таиров. Нарядное фойе Зимнего театра украшено баннерами с жуткими постановлениями и приказами, коснувшимися многих деятелей культуры. Сталинская премия могла легко отбираться в одночасье у какого-нибудь "формалиста". "Царское" одобрение 7 Ленинградской Шостаковича переходило в жесткую критику его 8 симфонии "пессимистичной".

Фото: Алексей Молчановский

Симфония n 8, II часть оглушила "взрывами и свистом снарядов" зал Зимнего театра. Башмет открыл концерт своим любимым Шостаковичем. Герои выставки теперь оказались в программе концерта. На заднике сцены менялись полотна советских художников, соответствующей тематики. Название "Параллельные миры" получило дополнительный смысл в синтезе искусств. Звучала поэзия Пастернака, Твардовского, Симонова 1940 — 50-х годов. Симфония "Родина" композитора Гавриила Попова из когорты запрещенных авангардистов предваряла арфовый концерт Рейнгольда Глиэра. Татьяна Самуил и Ксения Башмет солировали в скрипичном концерте Дмитрия Кабалевского и фортепианном концерте дагестанского композитора Готфрида Гасанова, передавая настроения строительства новой жизни, мирного труда, весны и любви. Впереди уже маячила хрущевская "Оттепель".

Фото: Алексей Молчановский

Симфонию n 7, I часть Сергея Прокофьева оркестр "Новая Россия" исполнил с чувством большой отдачи. Видно было, что гениальная музыка "цепляла" музыкантов. А Хачатуряну оркестр отдал всю чувственность струнных в Адажио из балета "Спартак". "Время вперед" Свиридова завершило программу, как всегда информативно и познавательно выстроенную в таких проектах-синтезах на фестивалях Башмета.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Илья Авербух: "Ищите максимально короткий путь к аудитории, чтобы она была лояльна к вам"
"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть