Фото: Алексей Молчановский
"Парадное" официальное и неофициальное, угодное и формалистическое искусство существовало в "Параллельных мирах" советской действительности. Послевоенное десятилетие было окрашено надеждой на лучшую мирную жизнь. Но для кого-то это было страшное "безвременье", когда постановлениями ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. лучшие из лучших были выброшены из "ленты времени" — поэты, писатели, композиторы, режиссеры, художники-формалисты. Ахматова, Пастернак, Шостакович, Прокофьев, Эйзенштейн, Таиров, весь цвет отечественной культуры переживали сложный период, пытаясь выжить и не сломаться.
Фото: Алексей Молчановский
Яркий пример такой судьбы от лица собирательного образа секретаря-помощника был показан актером Дмитрием Сердюком, автором литературной композиции "Ахматова. Свидетель". Постановка входит в цикл Театра Наций "Наше всё...", посвященный главным именам русской литературы. Монолог шел в сопровождении авторской музыки гитариста Дмитрия Журавлева. Как ни странно, почти Rock'вый стиль музыкальных импровизаций, с тяжелым битом, иногда напрямую распеваемый словами стихов Ахматовой, придавал страшный нерв происходящему, усугубляя трагический смысл поэзии. Известны примеры сочетания Ахматова-Шостакович в музыкально-поэтических композициях. Но "Реквием" Ахматовой и Rock — это сильно и вполне адекватно.
Фото: Елена Алексеева
Программа этого фестивального дня была рассчитана на усиление впечатления и получения более широкого исторического среза послевоенного десятилетия. Покинув после спектакля Зал камерной и органной музыки, переполненный болью за темные страницы советской истории, зритель шел в Зимний театр на концерт "Параллельные миры". Русское искусство, XX век. В фойе была развернута выставка "Искусство и литература надежды и безвременья: 1946 — 1956", подготовленная Литературным музеем им. Даля, Бахрушинским музеем совместно с Зимним международным фестивалем искусств. Через всю экспозицию проходит "лента времени", обозначающая
официальные события и факты общественной и культурной жизни. Афиши самых патриотических культовых фильмов, парадные портреты советских военачальников, прочих свинарок с пастухами и т.д. соседствуют с прозрачными витринами "разоблачений" неугодных инакомыслящих. 11 персоналий смотрели с непарадных портретов — Ахматова и Пастернак, Зощенко и Фадеев, Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и Мурадели, Михоэлс, Эйзенштейн и Таиров. Нарядное фойе Зимнего театра украшено баннерами с жуткими постановлениями и приказами, коснувшимися многих деятелей культуры. Сталинская премия могла легко отбираться в одночасье у какого-нибудь "формалиста". "Царское" одобрение 7 Ленинградской Шостаковича переходило в жесткую критику его 8 симфонии "пессимистичной".
Фото: Алексей Молчановский
Симфония n 8, II часть оглушила "взрывами и свистом снарядов" зал Зимнего театра. Башмет открыл концерт своим любимым Шостаковичем. Герои выставки теперь оказались в программе концерта. На заднике сцены менялись полотна советских художников, соответствующей тематики. Название "Параллельные миры" получило дополнительный смысл в синтезе искусств. Звучала поэзия Пастернака, Твардовского, Симонова 1940 — 50-х годов. Симфония "Родина" композитора Гавриила Попова из когорты запрещенных авангардистов предваряла арфовый концерт Рейнгольда Глиэра. Татьяна Самуил и Ксения Башмет солировали в скрипичном концерте Дмитрия Кабалевского и фортепианном концерте дагестанского композитора Готфрида Гасанова, передавая настроения строительства новой жизни, мирного труда, весны и любви. Впереди уже маячила хрущевская "Оттепель".
Фото: Алексей Молчановский
Симфонию n 7, I часть Сергея Прокофьева оркестр "Новая Россия" исполнил с чувством большой отдачи. Видно было, что гениальная музыка "цепляла" музыкантов. А Хачатуряну оркестр отдал всю чувственность струнных в Адажио из балета "Спартак". "Время вперед" Свиридова завершило программу, как всегда информативно и познавательно выстроенную в таких проектах-синтезах на фестивалях Башмета.