Юрий Бондарев: командир батареи
30 марта 2020
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой
30 марта 2020
Виртуальные богатства Москвы музейной
30 марта 2020
Мещерская "Пизанская башня"
28 марта 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

22 февраля 2019 19:06

Сочинский фестиваль искусств: параллельные миры надежды и безвременья

Юрий Башмет, Русский музей, Театр Наций об истории отечественной культуры 1946-1956 годов

Фото: Алексей Молчановский
Фото: Алексей Молчановский

"Параллельные миры". Русское искусство, XX век — темы войны и послевоенного созидания в музыке, живописи, поэзии были представлены на премьере совместного проекта Юрия Башмета и Государственного Русского музея в рамках XII Зимнего международного фестиваля искусств. Концерт Симфонического оркестра "Новая Россия", под управлением Юрия Башмета, солисты Ксения Башмет (фортепиано), Татьяна Самуил (скрипка), Валентина Борисова (арфа), прошел в окружении репродукций картин из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). Анна Ковальчук читала стихи советских поэтов. Театр Наций в рамках фестиваля "Территория. Сочи" показал музыкально-поэтический монолог "Ахматова. Свидетель" в исполнении автора-актера Дмитрия Сердюка и музыканта-композитора Федора Журавлева. Выставка "Искусство и литература надежды и безвременья: 1946-1956", проходящая в дни фестиваля в Зимнем театре Сочи, также посвящена сложному и противоречивому периоду истории отечественной культуры.

"Парадное" официальное и неофициальное, угодное и формалистическое искусство существовало в "Параллельных мирах" советской действительности. Послевоенное десятилетие было окрашено надеждой на лучшую мирную жизнь. Но для кого-то это было страшное "безвременье", когда постановлениями ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. лучшие из лучших были выброшены из "ленты времени" — поэты, писатели, композиторы, режиссеры, художники-формалисты. Ахматова, Пастернак, Шостакович, Прокофьев, Эйзенштейн, Таиров, весь цвет отечественной культуры переживали сложный период, пытаясь выжить и не сломаться.

Фото: Алексей Молчановский

Яркий пример такой судьбы от лица собирательного образа секретаря-помощника был показан актером Дмитрием Сердюком, автором литературной композиции "Ахматова. Свидетель". Постановка входит в цикл Театра Наций "Наше всё...", посвященный главным именам русской литературы. Монолог шел в сопровождении авторской музыки гитариста Дмитрия Журавлева. Как ни странно, почти Rock'вый стиль музыкальных импровизаций, с тяжелым битом, иногда напрямую распеваемый словами стихов Ахматовой, придавал страшный нерв происходящему, усугубляя трагический смысл поэзии. Известны примеры сочетания Ахматова-Шостакович в музыкально-поэтических композициях. Но "Реквием" Ахматовой и Rock — это сильно и вполне адекватно.

Фото: Елена Алексеева

Программа этого фестивального дня была рассчитана на усиление впечатления и получения более широкого исторического среза послевоенного десятилетия. Покинув после спектакля Зал камерной и органной музыки, переполненный болью за темные страницы советской истории, зритель шел в Зимний театр на концерт "Параллельные миры". Русское искусство, XX век. В фойе была развернута выставка "Искусство и литература надежды и безвременья: 1946 — 1956", подготовленная Литературным музеем им. Даля, Бахрушинским музеем совместно с Зимним международным фестивалем искусств. Через всю экспозицию проходит "лента времени", обозначающая
официальные события и факты общественной и культурной жизни. Афиши самых патриотических культовых фильмов, парадные портреты советских военачальников, прочих свинарок с пастухами и т.д. соседствуют с прозрачными витринами "разоблачений" неугодных инакомыслящих. 11 персоналий смотрели с непарадных портретов — Ахматова и Пастернак, Зощенко и Фадеев, Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и Мурадели, Михоэлс, Эйзенштейн и Таиров. Нарядное фойе Зимнего театра украшено баннерами с жуткими постановлениями и приказами, коснувшимися многих деятелей культуры. Сталинская премия могла легко отбираться в одночасье у какого-нибудь "формалиста". "Царское" одобрение 7 Ленинградской Шостаковича переходило в жесткую критику его 8 симфонии "пессимистичной".

Фото: Алексей Молчановский

Симфония n 8, II часть оглушила "взрывами и свистом снарядов" зал Зимнего театра. Башмет открыл концерт своим любимым Шостаковичем. Герои выставки теперь оказались в программе концерта. На заднике сцены менялись полотна советских художников, соответствующей тематики. Название "Параллельные миры" получило дополнительный смысл в синтезе искусств. Звучала поэзия Пастернака, Твардовского, Симонова 1940 — 50-х годов. Симфония "Родина" композитора Гавриила Попова из когорты запрещенных авангардистов предваряла арфовый концерт Рейнгольда Глиэра. Татьяна Самуил и Ксения Башмет солировали в скрипичном концерте Дмитрия Кабалевского и фортепианном концерте дагестанского композитора Готфрида Гасанова, передавая настроения строительства новой жизни, мирного труда, весны и любви. Впереди уже маячила хрущевская "Оттепель".

Фото: Алексей Молчановский

Симфонию n 7, I часть Сергея Прокофьева оркестр "Новая Россия" исполнил с чувством большой отдачи. Видно было, что гениальная музыка "цепляла" музыкантов. А Хачатуряну оркестр отдал всю чувственность струнных в Адажио из балета "Спартак". "Время вперед" Свиридова завершило программу, как всегда информативно и познавательно выстроенную в таких проектах-синтезах на фестивалях Башмета.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Бондарев: командир батареи
Евгений Попов. Под знаком меркантилизма.
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

Самые интересные музыкальные альбомы, вышедшие в марте
"Я – Волoнтер!"
Михаил Козаков. Сам себе театр
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть