"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В русской Арктике возрождают традиции игры на варгане

В селе Хатанга на севере Красноярского края есть кружок по освоению этого старинного музыкального инструмента.

Автор: Ревизор.ru
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС
Играть на старинном музыкальном инструменте варгане учат в арктическом селе Хатанга на севере Красноярского края, пишет ТАСС сегодня, 27 января. Здесь действует кружок игры на варгане, куда ходят уже 20 человек. О возрождении традиций игры на варгане рассказала Зинаида Марьясова, сотрудник "Заповедников Таймыра", организации, которая сохраняет многие традиции коренных малочисленных народов Севера. По ее словам, это единственный народный музыкальный инструмент долган – малой северной народности. В прошлом веке умение пользоваться им почти сошло на нет, но вот снова возрождается.

Варган – это металлическая пластина с язычком по центру, которую зажимают губами, а рот и глотка человека становятся "резонатором". Музыкант пальцем или шнурком шевелит язычок инструмента, а тембр звучания изменяется дыханием.

У варгана много названий. Слово "варган", полагают специалисты, старославянского происхождения. Но подобные инструменты известны во многих странах мира, так как в древности на нем играли предки современных жителей Европы, Азии, Океании. В Австрии, например, такое устройство зовут "маультроммель". На русском Севере варган знают разные народы, но для эвенков он "кордаун", для якутов "хомус", а долганы, коренные жители Хатанги и ближайших поселков, зовут его "барган". В 1969 году в Хатанге создала кружок барганистов Огдо Аксенова - первая поэтесса, разработавшая долганскую письменность. Первые инструменты для занятий смастерили слесари одного из местных предприятий. Кружок закрылся, когда Аксенова уехала из Хатанги, но сорок лет спустя в Хатанге вновь заработали регулярные уроки игры на баргане.

Инструменты для нынешних барганистов делает Дмитрий Чуприн, сотрудник Таймырского дома народного творчества в Дудинке, что на другом конце Таймыра. Поступают инструменты и из Якутии, где не пресекалась старинная музыкальная традиция. Чуприна тоже учил делать барганы якутский мастер Роман Готовцев, он же Мындыр Уус. По словам мастера, это ремесло очень ответственное, а потому редкое. У варганов разных народов – свои технологические особенности, к тому же для детей и для взрослых инструменты делаются немного по-своему.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть