Фото: © Bregenzer Festspiele / Anja Köhler
При первых аккордах музыки абсолютные темнота и тишина окутывают зрителей, а затем, со сцены, слышатся отрывочные строки из романа британской писательницы: пейзаж береговой линии моря, чайки на рассвете, рыбацкие лодки, дети ..., виднеется красно-кровавое пятно на воде, и только при свете софита появляются главные герои – чета Рэмзи и их сын Джеймс. Сын любит красивую мать и ненавидит тиранического отца.
Фото: © Bregenzer Festspiele / Anja Köhler
Холодно-серые краски Шотландии, мёртвое дерево, камни, лодки, пляж, маяк, картонные декорации старинных сепий и дагеротипов … Датский художник Якоб Колдинг целиком и полностью полагается на воображение зрителей – суровая северная природа не столь важна, “важны отношения между главными героями”, – говорит мастер. Опера-размышление, опера потока сознания. Блуждающие мысли бессознательного сменяются стихами. Роман, предназначенный сугубо для чтения, сложный, ввиду густого засилья мыслей, удалось воссоздать в музыке благодаря дару композитора – умению передать поток сознания – звуками, обогащёнными выразительностью слова и воспоминанием. Мелодии нерва души сменяются короткими каскадами на фортепиано.
Фото: © Bregenzer Festspiele / Anja Köhler
“На маяк” – полуторачасовая опера глубоких и плотных звуков, оканчивающаяся поездкой к маяку. Но прошло уже 10 лет, Джеймс вырос, поездка не так уж и нужна, а миссис Рэмзи умерла. “Это маяк, неправда ли?... Да, маяк”.
Фото: © Bregenzer Festspiele / Anja Köhler