Фото: Калининградский областной театр
Спектакли Елены Сафоновой сложны для неподготовленного зрителя: в них много символов, которые надо расшифровывать, много планов и подтекста, и при этом нет оценок, которые помогли бы сориентироваться: кто плохой, а кто хороший, кого следует любить, а кого ненавидеть. При этом ее постановки столь эмоциональны и завораживающе красивы, что у зрителя не возникает желания встать и уйти из зала, даже если он вовсе не понимает происходящего на сцене.
Спектакль "Мужское танго". Фото: Калининградский областной музыкальный театр
Режиссер никому не дает рецептов, как жить, не поучает, не обличает. Сафонова показывает жизнь такой, какая она есть, приглашая зрителя “поиграть” вместе с актерами, переживая те или иные страхи и страсти. Режиссер любит прием быстрой смены действий, неожиданные переходы от пафоса к иронии, от нежности к грубости, перемешивает классическую музыку с современным роком, не боится черного юмора и треш-идей. Конечно, чтобы из такого замеса получилось произведение искусства, нужен недюжий талант, эрудиция, интуиция и чувство меры.
Спектакль "Мужское танго". Фото: Калининградский областной музыкальный театр
Безусловно, свой уникальный стиль постановки, так или иначе, имеет каждый режиссер. Но далеко не каждому удается найти свой театр, где бы ему безоговорочно доверяли и соглашались реализовывать на профессиональной сцене самые немыслимые, казалось бы, творческие фантазии. В этом отношении Елене Сафоновой и Калининградскому музыкальному театру взаимно повезло.
Начало сотрудничеству было положено в 2011 году постановкой “Королевских игр” по пьесе Г. Горина. История Генриха VIII, прозванного в народе “Синей Бородой” и его возлюбленной Анны, казалось бы, тысячу раз рассказанная на разный лад, в мистерии-буфф Елены Сафоновой прозвучала страстно, феерично и современно. Местные критики назвали постановку авангардной. Спектакль имел зрительский успех, но главное – состоялось знакомство режиссера с труппой, узнавание и открытие актеров, с которыми режиссер и продолжила свой творческий поиск.
Спектакль "Любить Нерона". Фото: Калининградский областной театр
Теперь уже можно сказать, что Сафонова относится к тем режиссерам, которые предпочитают в своих постановках использовать постоянный актерский состав. Кажется, что она находит особое удовольствие добиваться от своих “любимчиков” полного перевоплощения в каждой новой работе, ломая любые представления об актерских амплуа.
Так, например, произошло с актером Станиславом Ананьиным, на которого в первую очередь делает режиссер ставку в своих экспериментальных работах. В рок-драме “Любить Нерона” он создает потрясающий образ безумного тирана, в которого в итоге влюбляется весь зрительный зал. Надо заметить, что этому эффекту немало способствует и необычайно выразительный голос актера, его уникальная исполнительская манера. Казалось бы, эксплуатируй эти актерские качества и успех гарантирован. Но в новом спектакле “Мужское танго” режиссер намерено не дает актеру петь, заставляя его лишь говорить под музыку Вагнера, да и то коверкая произношение, изображая иностранный акцент. В результате актер, уже любимый публикой, дабы не разочаровать своих поклонников, вынужден рассчитывать исключительно на свой драматический талант, оттачивать новые грани актерского мастерства, находиться в постоянном поиске – возможность для профессионального развития, поистине неоценимая.
Спектакль "Любить Нерона". Фото: Калининградский областной театр
В своих постановках Елена Сафонова всегда выступает еще и в качестве художника постановщика. Это не удивительно, учитывая то, что она изначально пришла в театр и добилась известности, прежде всего, как неординарный сценограф. Здесь тоже можно выделить определенную тенденцию: в своих экспериментальных постановках в Калининградском музыкальном театре она использует декорации по минимуму, лишь намекая на эпоху или место действия, чтобы ничто не отвлекало зрителя от актерской игры. В то время, как выступая художником-постановщиком в работе с другими режиссерами, она нередко предлагает довольно сложные и многоплановые сценографические решения спектаклей.
Спектакль "Любить Нерона". Фото: Калининградский областной театр
Что же касается тем для своих постановок, то здесь Елену Сафонову, пожалуй, можно сравнить с Ларсом фон Триером, который любит воспевать всевозможные пороки человека, а сюжеты часто выбирает провокационные. Это касается всех ее работ, включая традиционный мюзикл “Игорный дом” А. Шевцова и “Корсиканку” И. Губача. Но самый яркий тому пример, написанная по ее заказу Ольгой Болычевой пьеса “Любить Нерона”, в которой и без того акценты расставлены без особого учета общепринятых исторических канонов. Вдобавок режиссер покромсала пьесу на кусочки, перемешала в одном ей ведомом порядке, и получилось нечто экстраординарное – то, что на сегодняшний день можно увидеть только в Калининградском музыкальном театре и, кажется, невозможно повторить больше нигде. Неслучайно именно этой работой Калининградский областной музыкальный театр заявил о себе в прошлом году на Волковском фестивале в Ярославле.