Имени Мстислава Ростроповича
8 ноября 2024
Мировой премьерой завершился Фестиваль Олега Лундстрема в Забайкалье
7 ноября 2024
"Анна на шее" по одноименному рассказу А.П. Чехова. Театр "У Никитских ворот". Новая сцена. Режиссер Марк Розовский.
7 ноября 2024
Он слышал цвет и видел звук. О феномене Василия Кандинского.
7 ноября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Геликон", "Нано-опера", Первый тур, Арии

В "Геликон-опере" продолжается Пятый международный конкурс молодых режиссёров

Фото: Антон Дубровский
Фото: Антон Дубровский

В работе художника самые интересные результаты, по крайней мере для стороннего наблюдателя, дают ситуации, когда художник стеснён в средствах.

И в этом смысле, пожалуй, самый интересный тур конкурса "Нано-опера" - первый, в котором режиссёр должен поставить оперную арию. То есть, монолог.

И присутствие на сценическом пространстве дополнительных действующих лиц вызывало ощущение некоторой неспортивности – в арии солист всё-таки один. А тут ему в помощь оказывается кто-то ещё, обеспечивая какой-никакой экшн.


Жюри конкурса. Фото: Антон Дубровский

С другой же стороны, в монологе Гамлета – ну уж каноничнее пример монолога не придумаешь – присутствует собеседник, к которому он обращается, это череп Йорика. Не сказать, что он очень общителен, но определённые дополнительные смысловые векторы обеспечивает.

Приблизительно этим шекспировским путём и пошёл первый участник сегодняшнего состязания Михаил Колегов (Москва). Ария Алеко "Весь табор спит…" из оперы Рахманинова драматургически была организована аналогичным образом, но в качестве молчаливого собеседника выступил тесть, что, кстати, абсолютно соответствует пушкинскому тексту. Картину дополнила бутылка и две рюмки, что, безусловно, реалистично, но в целом заметно ограничило возможности развития драматургии рамками беседы двух уже заметно опечаленных людей.

Елизавета Шахова (Москва) поставила Ариозо Онегина "Вы мне писали…", в котором присутствие Татьяны, пусть и немногословной, вполне органично. Хотя её роль во вступлении была всё же несколько чрезмерна. По крайней мере, первые восемь тактов оркестрового вступления были посвящены тому, что стыдливая барышня пыталась спрятаться или сбежать, но Онегин всё-таки её настиг и, нервничая не меньше, чем она, изложил ей своё видение происходящего. По бумажке. Всё-таки Онегин и в пушкинской логике, и в логике оперы Чайковского – постпубертат, пытающийся выглядеть по-взрослому солидно. А это иной темп существования в этой сцене. Или тогда надо более убедительно показать другой характер.


Медиажюри конкурса. Фото: Антон Дубровский

Ольга Мелкумова (Красногорск) показала работу над Арией Марии "Вам любы песни, милые подружки…" из "Мазепы" П. И. Чайковского. Ну да, молодая девушка полюбила старика, просто влюбилась в него полностью, без остатка. И эту экзальтированную влюблённость удалось сделать, правда, ценой ещё большей экзальтированности самой Ольги Мелкумовой. Ведь говорят же – на себе не показывают.

Василий Селюков из Красноярска поставил Монолог Сальери "Все говорят, нет правды на земле…" из оперы Римского-Корсакова. Сама по себе идея была очень интересна – весь монолог внезапно проснувшегося Сальери в этой версии - это его ответ на кошмарный сон. Ответ – попытка самооправдания.

Стартовая позиция – спящий под одеялом Сальери. Он пробуждается, и это является началом монолога. Но развития этой исходной идеи не произошло. И, конечно же, никто не виноват в том, что первая ассоциация, которая приходит в голову, когда Сальери откидывает одеяло – "А поутру они проснулись" В. Шукшина.

Ария Фигаро. Еренбак Тойкенов, Максим Перебейнос. Фото: Антон Дубровский

Ирина Гаудасинская (Санкт-Петербург) показала работу над Арией Мюзетты из "Богемы". Трудно сказать, насколько её Мюзетта вписалась бы в оперную драматургию "Богемы" в целом, было некоторое ощущение, что это образ-эксперимент, сделанный по случаю, но ей удалось включить в отведенные ей (как и всем участникам конкурса) десять минут сразу несколько уровней театральной работы. Здесь была и наполненность действия – постоянно происходили те или иные события и реакции, здесь было и вовлечение публики (в данном случае жюри) в сферу интересов энергичной и сексуально заинтересованной героини, здесь был и юмор и, наконец, сама Ирина позиционировала себя как элемент постановки, она сама была персонажем этого сюжета. И в этом ей явно помогал опыт работы на её просветительском YouTube канале, где она рассказывает о музыке приблизительно с таким же темпераментом, что и действовала сегодня на сцене.

Вадим Летунов представил Арию Ренато из оперы Дж. Верди "Бал-маскарад". И эта сцена получилась достаточно драматичной и убедительной. Пистолет в руках Амелии, конечно, выравнивает баланс сил в этом дуэте (а драматургически это дуэт), но зато потом никто не знает, что с этим предметом делать и он всё остальное время лишь всем мешает.

Мария Фомичёва поставила Арию Риголетто "Cortigiani, vil razza dannata…". Это была одна из самых интересных работ сегодняшнего дня. Замок Герцога оборудован огромным числом камер видеонаблюдения, дверьми с цифровыми замками и Риголетто в поисках дочери попадает в ситуацию компьютерной игры типа action-adventure, когда он пытается найти и открыть нужную дверь, всё более теряя силы. И это при том, что в комнате с мониторами, где видны все его метания, сидит Кавалер Марулло и сладострастно над ним издевается. Причём, публике видны и Риголетто и Марулло. Остаётся лишь додумать, представить себе все эти элементы декораций, которые сегодня очень условно заменялись деревянными ящиками.

И это сочетание условности на грани абстракции, символики, динамичности дало очень яркие результаты.

Сегодняшнее выступление лишь подтверждает талант Марии, даёт надежду на интересные работы в следующих турах и говорит о том, что успех недавней постановки спектакля "Каштанка" на музыку М. Броннера в театре им. Сац не был случайностью.

Сухроб Усмонов (Таджикистан, Душанбе), при том, что в его портфолио есть "Травиата", "Евгений Онегин", "Иоланта", сегодня выступил не лучшим образом с Ариозо Лизы из "Пиковой дамы".

Сервер Ибраимов (Симферополь) поставил Арию Кащеевны "Настала ночь…" из оперы "Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова. Конечно же, мимика и общая кинематика движений героини в стиле "зомби-апокалипсис" произвели неизгладимое впечатление. Но это была скорее заслуга солистки Юлии Никаноровой.

Безусловным героем первого тура, сорвавшим аплодисменты членов жюри, медиажюри и публики стал Еренбак Тойкенов из Нур-Султана, Казахстан. Каватина Фигаро, где Фигаро – это робот, которого привезли на продажу и который работает с самыми непредсказуемыми сбоями в программе, вызвала всеобщий восторг. Там каждая секунда была использована для гэгов, совершенно неожиданных, но при этом столь же логичных и одновременно парадоксальных действий. И вся эта сцена была сделана на наших глазах вплоть до мельчайших деталей – это просто.

Гран-при первого тура!

По результатам голосования жюри из дальнейшего соревнования выбыли Михаил Колегов и Елизавета Шахова. Но они обязательно примут участие в заключительном гала-концерте, который состоится 27 мая в "Геликон-опере".

Напомним, конкурс открылся 24 мая. В предыдущем материале можно прочитать об открытии.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Полина Лазарева: "Я не волшебник, я только учусь..."
Местецкий & Белоруссов: "Мы сделали фильм о том, что любим"
Имени Мстислава Ростроповича

В Москве

Культура и искусство будущего на симпозиуме "Создавая будущее": программа и эксперты
Международный симпозиум "Создавая будущее": искусство и культура будущего
Выставка "Передвижники": новая глава в Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть