Символично, что цикл "Чистая классика" открылся
программой из сочинений С.В. Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого повсеместно отмечается в этом концертном сезоне. На первом вечере, также в зале Прокофьева, состоялось выступление итальянского пианиста, профессора Миланской консерватории
Карло Леви-Минци, исполнившего общепризнанную классику чувственной чистоты великого русского композитора.
Вторая встреча с публикой прошла под брендом итальянской оперы, которая сыграла неоценимую роль в становлении русской композиторской школы и повлияла на развитие всей европейской музыки. Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Р. Леонкавалло, Дж. Верди, М. Глинка, Л. Бетховен были заявлены в афише "Итальянской палитры". Интродукцией к собственно музыкальной части вечера послужила экскурсия по залам Музея музыки. Слушателей познакомили с уникальными экспонатами музейной коллекции, заинтриговав предстоящим музыкальным путешествием на родину оперы Италию.
Ведущий концерта – Заслуженный артист России Виктор Ямпольский (фортепиано), президент Фонда поддержки проектов в области культуры "Мост искусств", основатель знаменитого "Трио Рахманинова" – предварял концертные номера познавательными "ликбезами". Пианист вводил в экскурс из истории музыки, украшая мини-лекции легким юмором. Он представил участников программы: Заслуженный артист России Виктор Козодов (виолончель), один из основателей Ансамбля солистов "Концертино"; солисты оркестра Большого театра, солисты Квинтета духовых инструментов Большого театра Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот); Наталья Савинова (меццо-сопрано).
"Патетическое трио" Михаила Ивановича Глинки открыло выступления. Сочинение теснейшим образом связано с Италией. Композитор писал его, находясь в Италии, где сам учился композиции и вокалу. Позднее он тоже стал известным педагогом вокала, у него было много учеников. Будучи основоположником русской классической композиторской школы, за основу своего творчества он взял оперы Россини, Беллини, Доницетти. Итальянская музыка в большей степени ассоциируется с вокалом. Трио напоминает итальянскую оперу, где вперемешку присутствуют комические эпизоды и серьезные моменты. Трио написано для необычного состава. Кларнет и фагот поют у композитора в итальянской манере, подобно голосу певцов этой южной страны. Близкая природа вокала и духовых инструментов, связанная с дыханием, использовалась итальянскими композиторами в знаменитом оперном бельканто. Фортепиано у Глинки рассыпается в руладах, подражает также вокальным фиоритурам, солируя и аккомпанируя духовым партнерам.
Наталья Савина спела чудесные канцоны и арии Россини, Беллини, Доницетти, сопровождаемые разными сочетаниями виолончели, кларнета, фагота и фортепиано. Незатейливые итальянские тексты, романтические и страстные, предстали классическим стилем бельканто в вокале и инструментальных мелодиях. Чуть комичная Канцона "Плывущая луна" Беллини, энергичные "Испанская канцонетта" и Болеро "Приходи ко мне скорей" Россини, знаменитые Канцона Эболи Верди и "Утренняя песня" Леонкавалло просверкали яркой итальянской палитрой.
Знаменитое Трио си-бемоль мажор Бетховена для кларнета, виолончели и фортепиано также связано с прекрасной Италией и ее детищем – оперой. Оно известно под названием "Гассенхауэра". Композитор использовал популярнейшую мелодию, которую можно было услышать во многих переулках (Gasse) Вены. На эту конкретную мелодию "Pria ch'io l'impegno" ("Пока я как следует не покушаю, я работать не пойду") из итальянской оперы композитор написал девять вариаций в финале. Бетховен, как и все композиторы того времени, подпал под сильное влияние итальянской оперы, которая царила во всех оперных театрах Европы.
"Аве Мария" Джулио Каччини, авторство которой приписывают Владимиру Вавилову, в любом случае окутала зал аурой итальянского искусства музыки и завершила "Итальянскую палитру" мастерской "кистью" всех участников концерта.