Елена Степаненко встречает день рождения преображенной
8 апреля 2020
Основателю и солисту группы "Little Big" Илье Прусикину - 35!
8 апреля 2020
Сегодня – день рождения Рунета
7 апреля 2020
Литературная премия "Антоновка 40+" начала второй сезон…
6 апреля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мороз в жарком климате

На острове Мальта прошла премьера музыкального спектакля "Хрустальный дворец".

В его создании участвовали постановщики и исполнители России и Мальты. Проект, организованный Европейским фондом поддержки культуры, создан к 50-летию установления дипломатических отношений между двумя странами.

Поскольку мультижанровый спектакль   создан   к межгосударственной дате, было важно  сделать  проект с участием деятелей искусств двух стран.  Организаторам удалось залучить  известных  российских исполнителей, в том числе - из Большого театра. Балетные партии  станцевали Иван Васильев, Мария Виноградова  и Мария Аллаш. Как пишут мальтийские СМИ, танцовщики  ГАБТа впервые выступали   на сцене  островного государства. Вокальную партию спела  тоже солистка Большого -  Анна Аглатова.  В массовке заняты солисты кордебалета  московских театров. За  дирижерским пультом стоял  Павел Клиничев. Драматическую роль сыграла актриса театра, кино и телевидения Мария Порошина. Автор пышных цветастых  костюмов “под восемнадцатый век” – Елена Нецветаева –Долгалева, которая, по ее словам, ориентировалась  на образ того века как на время “очень красивых женщин и галантных мужчин”. Все костюмы, их более полутораста, расшиты вручную. А сценограф Сергей Тимонин соорудил на заднике – по эскизам – несохранившийся летний дворец Анны Иоанновны, и наполнил сцену видеопроекциями садов и дворцов.



Мальту  представляли  ее Симфонический оркестр, который,  по рассказам.  впервые играл “в ноги” балетным исполнителям, а также  детский хор и  ученики местных балетных школ. Поставила все это – вместе с Александром Сомовым - режиссер Екатерина Миронова, специалист по мимансу в Большом театре, автор танцев  в нескольких  операх и кинофильмах.   Она же и  нашла сюжет.

Спектакль с названием “Хрустальный дворец” у любого знатока балета навеет воспоминание о знаменитой постановке Джорджа Баланчина. Но мальтийский “Дворец” с тем давним шедевром не имеет ничего общего, кроме названия.  Нынешний  проект – не совсем балет, хотя танцу в нем отдана ведущая роль. Скорее, это танцевальное шоу по мотивам российской истории.  В его основе история про шутовскую свадьбу в Ледяном доме, построенном в Петербурге в восемнадцатом веке, по приказу императрицы Анны Иоанновны. На сцене  не только танцуют, но и говорят, и поют. Кстати, сцена расположена в старинном здании, где с момента постройки в 1532 году некогда находился госпиталь Мальтийского ордена. Теперь здание переоборудовано под Средиземноморский конференц-зал. 



В первом отделении “Дворца” прославляются управление государством и царский досуг.  Императрица (Мария Порошина) участвует в охоте на уток, причем выезжает  на живой лошади, в то время как придворные егеря ведут на поводках живых собак. Кроме того, Анна Иоанновна диктует писцу указы о кадетском корпусе и экспедиции Беринга, а заодно милостиво позволяет заезжему французу Ланде основать балетную школу - ту самую, с которой наш балет ведет исторический отсчет. Школа  основана, и вот уже детки вслед за учителем  послушно  повторяют балетные па. Тут же и придворные  празднества, с танцующими шутами, птицами и цветами. Белый павлин распускает роскошный хвост, а оживленный сад в очередной раз передает привет  “Корсару”.    



В рамках увеселений и  ужимок с флиртом придворные шут (Иван Васильев)  и шутиха (Мария Виноградова) должны пожениться. Ведь Амур на наших  глазах уже пронзил их  стрелой,  любовный  дуэт  уже станцован, и таков к тому же царский приказ. Но солнечное лето на сцене кончается, наступает зима со снегом, и влюбленным становится не до шуток, когда они в брачную ночь оказываются в ледяном доме: такова воля Анны Иоанновны, обладавшей своеобразным чувством юмора. Второе отделение, в котором  нет императрицы со свитой, всецело посвящено танцу - и остыванию чувств, уходящих из души и тела сообразно крепнущим холодам. Ледяной дом возводится при помощи сказочной Феи хрустального дворца (Мария Аллаш), которая вместе со свитой “морозит” героев с помощью классических арабесков и батманов. Все это сопровождается пением Оперной дивы (Анна Аглатова), которая в первом действии, сообразно с цитируемыми  машинными эффектами барочного театра,  взлетала в оде императрице чуть ли не под  колосники, изображая восходящее солнце.  А тут, при холоде, она поет вокализ скорби как Белая дама.  

  
Когда шут  берет из висящей клетки  с голубями очередную птицу, чтобы пустить ее в  воздух,  замерзший голубь камнем падает на землю. В итоге люди страдают галлюцинациями (повод для традиционной сцены видений с медленно шествующими фигурами) и, кажется, тоже замерзают: во всяком случае, после дуэта с патетическими поддержками героев закрывает полукруглая “ледяная” сфера. Как говорит режиссер Миронова, “любовь,  “как хрусталь, может  в любую минуту разбиться”.



Решение постановщиков - показать, что деспотический произвол власти может сломать жизнь маленького  человека, а шутка “сверху” оборачивается трагедией – можно только приветствовать. При этом  Васильев на радость зрителям делает коронные двойные кабриоли, а Виноградова и  Аллаш -  крутят фуэте. 

     
Музыка,  заказанная композитору Алексею Шору, обусловлена его взглядами на творчество. (На вопрос “Чего бы вы  никогда не стали делать в композиторстве” ответ  был - “оригинальность ради оригинальности”.)  В партитуре, состоящей главным образом из секвенций, звенья плетутся из вполне узнаваемых оборотов, навевающих то воспоминания о киномузыке к разным фильмам, то отголоски классических композиторов-романтиков. Никакой  стилизации под время действия нет. Все подано серьезно, без тени современного стеба, с желанием созидать нетленную красоту. Автор,  как он признался,  не любит диссонансов, и ему  нравится, когда его музыка легко узнаваема. Так же, как был узнаваем его “Хорошо темперированный шансон” - обработка отечественных блатных песен, от “Мурки” до “Бубликов” и “Таганки”. Ведь карьера  Шора, по первой профессии – математика, началась именно с того,  что он написал упомянутый опус.  

 
В мальтийском спектакле не только музыка  узнаваема, узнаваемо почти все, что, несомненно, и было задумано. Партитура, под которую удобно танцевать, тесно сливается с обилием пантомимы, напоминающей аналогичные сцены из больших балетов классического наследия. И с хореографией, наполненной привычными академическими комбинациями, призванными создать всем известный образ русской балетной классики. В этом  смысле “Хрустальный дворец” - весьма цельное произведение. А обилие париков, треуголок и фижм вкупе со шкурой белого медведя, без сомнения, порадовало публику. Как и мальтийский сокол на запястье у одного из  персонажей.
Теги:
Мальта
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Елена Степаненко встречает день рождения преображенной
Прогулка по берегам вдохновения. Уильям Вордсворт
Основателю и солисту группы "Little Big" Илье Прусикину - 35!

В Москве

Девушка и спрут
Маленькие герои большой войны
Основные тенденции современной русской драматургии на примере конкурса "Ремарка-2020"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть