Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мороз в жарком климате

На острове Мальта прошла премьера музыкального спектакля "Хрустальный дворец".

В его создании участвовали постановщики и исполнители России и Мальты. Проект, организованный Европейским фондом поддержки культуры, создан к 50-летию установления дипломатических отношений между двумя странами.

Поскольку мультижанровый спектакль   создан   к межгосударственной дате, было важно  сделать  проект с участием деятелей искусств двух стран.  Организаторам удалось залучить  известных  российских исполнителей, в том числе - из Большого театра. Балетные партии  станцевали Иван Васильев, Мария Виноградова  и Мария Аллаш. Как пишут мальтийские СМИ, танцовщики  ГАБТа впервые выступали   на сцене  островного государства. Вокальную партию спела  тоже солистка Большого -  Анна Аглатова.  В массовке заняты солисты кордебалета  московских театров. За  дирижерским пультом стоял  Павел Клиничев. Драматическую роль сыграла актриса театра, кино и телевидения Мария Порошина. Автор пышных цветастых  костюмов “под восемнадцатый век” – Елена Нецветаева –Долгалева, которая, по ее словам, ориентировалась  на образ того века как на время “очень красивых женщин и галантных мужчин”. Все костюмы, их более полутораста, расшиты вручную. А сценограф Сергей Тимонин соорудил на заднике – по эскизам – несохранившийся летний дворец Анны Иоанновны, и наполнил сцену видеопроекциями садов и дворцов.



Мальту  представляли  ее Симфонический оркестр, который,  по рассказам.  впервые играл “в ноги” балетным исполнителям, а также  детский хор и  ученики местных балетных школ. Поставила все это – вместе с Александром Сомовым - режиссер Екатерина Миронова, специалист по мимансу в Большом театре, автор танцев  в нескольких  операх и кинофильмах.   Она же и  нашла сюжет.

Спектакль с названием “Хрустальный дворец” у любого знатока балета навеет воспоминание о знаменитой постановке Джорджа Баланчина. Но мальтийский “Дворец” с тем давним шедевром не имеет ничего общего, кроме названия.  Нынешний  проект – не совсем балет, хотя танцу в нем отдана ведущая роль. Скорее, это танцевальное шоу по мотивам российской истории.  В его основе история про шутовскую свадьбу в Ледяном доме, построенном в Петербурге в восемнадцатом веке, по приказу императрицы Анны Иоанновны. На сцене  не только танцуют, но и говорят, и поют. Кстати, сцена расположена в старинном здании, где с момента постройки в 1532 году некогда находился госпиталь Мальтийского ордена. Теперь здание переоборудовано под Средиземноморский конференц-зал. 



В первом отделении “Дворца” прославляются управление государством и царский досуг.  Императрица (Мария Порошина) участвует в охоте на уток, причем выезжает  на живой лошади, в то время как придворные егеря ведут на поводках живых собак. Кроме того, Анна Иоанновна диктует писцу указы о кадетском корпусе и экспедиции Беринга, а заодно милостиво позволяет заезжему французу Ланде основать балетную школу - ту самую, с которой наш балет ведет исторический отсчет. Школа  основана, и вот уже детки вслед за учителем  послушно  повторяют балетные па. Тут же и придворные  празднества, с танцующими шутами, птицами и цветами. Белый павлин распускает роскошный хвост, а оживленный сад в очередной раз передает привет  “Корсару”.    



В рамках увеселений и  ужимок с флиртом придворные шут (Иван Васильев)  и шутиха (Мария Виноградова) должны пожениться. Ведь Амур на наших  глазах уже пронзил их  стрелой,  любовный  дуэт  уже станцован, и таков к тому же царский приказ. Но солнечное лето на сцене кончается, наступает зима со снегом, и влюбленным становится не до шуток, когда они в брачную ночь оказываются в ледяном доме: такова воля Анны Иоанновны, обладавшей своеобразным чувством юмора. Второе отделение, в котором  нет императрицы со свитой, всецело посвящено танцу - и остыванию чувств, уходящих из души и тела сообразно крепнущим холодам. Ледяной дом возводится при помощи сказочной Феи хрустального дворца (Мария Аллаш), которая вместе со свитой “морозит” героев с помощью классических арабесков и батманов. Все это сопровождается пением Оперной дивы (Анна Аглатова), которая в первом действии, сообразно с цитируемыми  машинными эффектами барочного театра,  взлетала в оде императрице чуть ли не под  колосники, изображая восходящее солнце.  А тут, при холоде, она поет вокализ скорби как Белая дама.  

  
Когда шут  берет из висящей клетки  с голубями очередную птицу, чтобы пустить ее в  воздух,  замерзший голубь камнем падает на землю. В итоге люди страдают галлюцинациями (повод для традиционной сцены видений с медленно шествующими фигурами) и, кажется, тоже замерзают: во всяком случае, после дуэта с патетическими поддержками героев закрывает полукруглая “ледяная” сфера. Как говорит режиссер Миронова, “любовь,  “как хрусталь, может  в любую минуту разбиться”.



Решение постановщиков - показать, что деспотический произвол власти может сломать жизнь маленького  человека, а шутка “сверху” оборачивается трагедией – можно только приветствовать. При этом  Васильев на радость зрителям делает коронные двойные кабриоли, а Виноградова и  Аллаш -  крутят фуэте. 

     
Музыка,  заказанная композитору Алексею Шору, обусловлена его взглядами на творчество. (На вопрос “Чего бы вы  никогда не стали делать в композиторстве” ответ  был - “оригинальность ради оригинальности”.)  В партитуре, состоящей главным образом из секвенций, звенья плетутся из вполне узнаваемых оборотов, навевающих то воспоминания о киномузыке к разным фильмам, то отголоски классических композиторов-романтиков. Никакой  стилизации под время действия нет. Все подано серьезно, без тени современного стеба, с желанием созидать нетленную красоту. Автор,  как он признался,  не любит диссонансов, и ему  нравится, когда его музыка легко узнаваема. Так же, как был узнаваем его “Хорошо темперированный шансон” - обработка отечественных блатных песен, от “Мурки” до “Бубликов” и “Таганки”. Ведь карьера  Шора, по первой профессии – математика, началась именно с того,  что он написал упомянутый опус.  

 
В мальтийском спектакле не только музыка  узнаваема, узнаваемо почти все, что, несомненно, и было задумано. Партитура, под которую удобно танцевать, тесно сливается с обилием пантомимы, напоминающей аналогичные сцены из больших балетов классического наследия. И с хореографией, наполненной привычными академическими комбинациями, призванными создать всем известный образ русской балетной классики. В этом  смысле “Хрустальный дворец” - весьма цельное произведение. А обилие париков, треуголок и фижм вкупе со шкурой белого медведя, без сомнения, порадовало публику. Как и мальтийский сокол на запястье у одного из  персонажей.
Теги:
Мальта
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть