VI Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского в Клину: "Неизвестный Чайковский"
13 августа 2020
О фестивале актуального искусства MOST в Калуге
13 августа 2020
Ялта - город счастья
12 августа 2020
Код Виктора Пелевина
11 августа 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Музыка до карантина: итоги сезона

Театральный сезон в музыкальном театре (как и в драматическом) – в связи с форс-мажорными обстоятельствами – на этот раз закончился в марте.

"Дидона и Эней". Сэсэг Хапсасова – Женщина с Кипра. Анастасия Сорокина – Белинда. Анна Горячёва – Дидона. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.
"Дидона и Эней". Сэсэг Хапсасова – Женщина с Кипра. Анастасия Сорокина – Белинда. Анна Горячёва – Дидона. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

С тех пор меломаны и театралы довольствовались только трансляциями, хоть и со всего света, к счастью, их было много. Тем не менее, с сентября по март произошло много интересных событий "в реале", о которых стоит вспомнить. Увы, придется ограничиться только Москвой, помня о том, что в регионах происходили не менее значительные премьеры и концерты.

Это был сезон значительных дирижерских достижений. Три концерта Владимира Юровского тем ценнее, что пребывание  маэстро на посту  главного дирижера  Оркестра имени Светланова подходит к концу. И "Рождественская оратория" Баха в соборе, и вагнеровское "Золото Рейна" в Филармонии, и  там же — новогодне-рождественская программа – все вызывало  интерес  и творческие споры. О трактовках Юровского, о звучании музыки в зале с той или иной  акустикой. Но, кажется, всех увлекли  вступительные слова маэстро,  без которых не обходится  ни один его концерт.
К Вагнеру  обратился и Валерий Гергиев в концертном исполнении "Тангейзера", когда оркестр Мариинского театра  и группа солистов  гастролировали в "Зарядье".  Интересно было сравнить аналитику, ясно различаемую  в величественном музыкальном полотне Юровского, с открытыми  душевными волнениями оркестра Гергиева.  
Фестиваль "Возращение", как всегда, прошел в Консерватории в первых числах января и состоял из четырех концертов —  “Страна глухих", "Фейклор", "Отцы и дети" и "Концерт по заявкам".  Разнообразие имен,  концепций и  музыкальных стилей, взятых на вооружение  группой  друзей-музыкантов из разных стран,  остается  фирменной приметой проекта,  который  имеет уже солидные исторические корни: в 2020 году фестиваль  проходил в двадцать третий  раз. 

Фестиваль "Возвращение". Фото: Екатерина Ключникова

А фестиваль "Опера Априори" — в седьмой. Увы, до коронавируса  успели сделать  лишь   концерт  в Англиканской церкви св. Андрея. "Шесть веков британской хоровой музыки".  Были представлены сочинения композиторов разных времен – от мастеров Ренессанса до новейших авторов. Все это красиво спели российский вокальный ансамбль Intrada (руководитель Екатерина Антоненко) и британский коллектив VOCES8.
Из множества фортепианных концертов сезона отмечу  парное выступление  Алексея Володина и Константина Лифшица  в "Зарядье" — первое официальное совместное выступление мастеров. Дуэт, сыгравший пьесы Метнера и рахманиновскую Сюиту номер 2, а потом "Весну Священную" Стравинского в авторской версии для двух фортепиано, "был удивительно точным – по умению расслышать друг друга и взаимно подключиться к совместному "потоку".
Концерты пианистки Варвары Мягковой стали для многих меломанов  открытием нового имени. Мягкова, долгое время по личным причинам не выступавшая, в одночасье стала популярна после публикации видео ее выступлений в соцсетях, а ее "живые" концерты  идут  с нарастающим  успехом, и не без причин. О концерте в галерее "Нико", где пианистка  с аншлагом сыграла  Баха,  Шопена и Дебюсси, я писала: "Мягкова делает всем известную музыку первозданной. Да что там, она играет так, будто сама ее написала".

Варвара Мягкова. Фото: Владимир Гурин

В той же галерее "Нико" прошел очередной фестиваль "Нико-фест", придуманный и курируемый пианистами Анной Генюшене и Лукасом Генюшасом.  Нестандартные  программы (в частности, музыка Ван Хольта и  вечер "Греция. Мифы и легенды", который давал художественную и образовательную возможность  проследить, как тема античности  претворялась в музыке разных времен), как и участие лучших московских исполнителей  обеспечили высокий  уровень фестиваля, с его "палитрой композиторских стилей и музыкальных форм”. 
Концерт скрипача Бориса Бровцына в Малом зале Консерватории с партитами Баха  привлек  внимание и программой ("На концерте в Консерватории я играю три Партиты Баха, потому что лучше Баха пока что ничего не придумано. Он единственный композитор, у которого нет неудачной музыки. Вообще", говорил Бровцын), и личностью исполнителя, одного из лучших скрипачей наших дней.  
Плодотворным был сезон для адептов исторически информированного исполнительства.  В "Зарядье" гастролировал прославленный Джон Элиот Гардинер  и его коллективы – "Хор Монтеверди" и оркестр "Английские барочные солисты", они впервые приехали в Россию с единственным концертом музыки 17-го и 18-го веков. Кстати, книга Гардинера о Бахе вышла на русском языке в то же время.     
Вечер  под названием "Моцарт и Сальери" с дирижером  Стефано Монтанари творчески осваивал восемнадцатый век. Узнаваемый Моцарт тут предстал почти неизвестным - так тонко были вскрыты  нюансы музыки. А малоизвестный широкой публике Сальери  подавался как крупномасштабный  композитор (кем он, конечно, и был) . Оркестр "Столетия" (Les Siècles), созданный французским дирижером Франсуа-Ксавье Ротом, обратился к эпохе европейского романтизма. Звучали Бетховен и Берлиоз. Да так, что не оторвешься.  "Игра тембрами была как грандиозная битва", писали рецензенты.
Концертный зал "Зарядье" предоставил Большой зал для дирижера Венсана Дюместра и его ансамбля Le Poème Harmonique. Французы  привезли программу из редко исполняемых вещей, характерных для эпохи их написания. Программа "Анаморфозы" (по словам Дюместра, это произведения, "перемещённые из сферы светского, плотского в область сакральную")  увенчалась  "Miserere mei, Deus" Аллегри, знаменитым  секретным мотетом Ватикана в исполнении двух многоголосных хоров.

Стефано Монтанари. Фото: https://www.classicalmusicnews.ru/

Старинной музыке был посвящен и блестящий концерт Жорди Саваля и его оркестра "Le Concert des Nations" в том же зале. Программа "Посвящение земле. Бури, грозы и морские празднества в барочную эпоху". Это "панорама бурь природных и бурь волшебных, оживленных присутствием мифологических и аллегорических существ", исполненная с воодушевлением и тонким пониманием стиля. 
"Декабрьские вечера Святослава Рихтера" на этот раз  были  отданы британскому искусству, а поскольку  музыкальный фестиваль в Музее изобразительных  искусств всегда тесно связан с живописью, то 12  концертов были приурочены к  большой выставке Томаса Гейнсборо. Звучала  музыка 17 -20 веков, от английских вёрджиналистов до  Бриттена.   
Концерты  молодого дирижера Максима Емельянычева  собирали полные залы, и не впервые,  потому что Емельянычев  ведет оркестры  самобытно и творчески.  Так было в "Зарядье", где маэстро руководил камерным оркестром "Солисты Нижнего Новгорода", и в Концертном зале имени Чайковского, где прозвучала оратория Гайдна "Времена года".  Естественный вывод из этих концертов – за творчеством  маэстро  стоит следить. 
 
Опера и  вокал
Репертуар московских оперных театров был на редкость разнообразным.
Спектакль "Сказка о царе Салтане" в Большом театре (опера Римского-Корсакова)  сделана режиссером Алексеем Франдетти вместе со сценографом Зиновием Марголиным, хореографом Ириной Кашубой и художником по костюмам Викторией Севрюковой. За пультом стоял музыкальный руководитель театра Туган Сохиев. Дирекция Большого заказала команде семейный спектакль. Это вдохновило Франдетти на театральную игру с  применением цирка и балета. И на "радость сказочной откровенности".

"Дидона и Эней". Гаяне Бабаджанян – Колдунья. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр

Оперу Перселла "Дидона и Эней"" прежде никогда  не ставили в  Большом театре. Постановку Венсана Уге  не назовешь большой  удачей, она модно политизирована,  но при этом слишком рассудочна.  Впрочем, нравственная коллизия спектакля – "сперва любил, потом бросил"–  всегда  актуальна.     
Пожалуй, самой ожидаемой премьерой сезона стал "Садко", которого   в ГАБТе поставил режиссер Дмитрий Черняков – большой поклонник  Римского-Корсакова. "Изменив детали сказочной буквальности, уйдя в иные, как бы прагматично обусловленные, миры, протестуя против понимания Римского-Корсакова лишь как этнографа, Черняков.. приблизился к пониманию метафизического замысла оперы". История человека наших дней, ищущего себя через погружение в сказочные  миры новгородских былин, получилась тонкой  и вскрывающей  многие сложные смыслы. Плюс несомненные  вокальные  удачи.

  "Садко". Cадко – Нажмиддин Мавлянов. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Исполнилось 10 лет Молодежной оперной программе Большого театра, давшей миру много качественных солистов,  что и было отмечено большим юбилейным  концертом.
"Похождения повесы” на музыку Стравинского – постановка режиссера Саймона Макбёрни. Это большая удача Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.  "Макбёрни создал спектакль, в котором всё время восхищаешься упругой четкостью мизансцен. Ни единой лишней детали, ни одной длинноты". Но и пение солистов театра, а  также  приглашенного певца Богдана Волкова в главной  партии  впечатлило. А  грустная история социального подъема и упадка  молодого человека, сочиненная композитором  по мотивам гравюр англичанина Хогарта, в российском контексте превратилась в понятный у нас  рассказ о гибели души в тисках шального богатства.    
"Зимний вечер в Шамони" в том же театре — оперетта-пастиччо, составленная из фрагментов разных опусов. Премьера прошла в день 70-летия постановщика и художественного руководителя оперы  Александра Тителя. "Это подарок, который юбиляр сделал самому себе". Действие происходит  на модном горнолыжном курорте. А по форме это "театрализованный концерт, где смешались фрагменты шлягерных оперетт и совсем редких, пели их на нескольких языках, а содержание арий в титрах лишь частично совпадало с оригиналом, тяготея к необременительной злобе дня". В итоге  получился бенефис оперной труппы.

"Зимний вечер в Шамони". Фото: stanmus.ru

Концертные исполнения опер – это знаменитый Уильям Кристи в  Концертном зале имени Чайковского с ранней оперой Моцарта "Мнимая садовница", привезенной  в Россию в  год сорокалетия знаменитого ансамбля Les Arts Florissants ("Цветущие искусства") и 75-летия самого Кристи, главы "Цветущих искусств".  Это "Бореады" Рамо в "Зарядье", его последний опус,  привезенный чешским оркестром  Collegium 1704. Прекрасная музыка, в которой смешались "традиционная барочная риторика, оборачивающаяся у Рамо союзом с интимностью рококо и "классицистской простотой видения мира".
И наконец, а течение двух недель Москву с концертами посетили известные певицы. Выступление Асмик Григорян прошло в Большом зале консерватории, Клементин Марген и Соня Йончева пели в филармоническом Концертном зале имени Чайковского. Такое  сопоставление  весьма эффективно  для анализа мировой   вокальной картины. 
Конечно,  множество интересных премьер и концертов пришлось перенести на  будущее, а оно пока неопределенно. Будем надеяться, что все задуманное состоится. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

О фестивале актуального искусства MOST в Калуге
VI Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского в Клину: "Неизвестный Чайковский"
Ялта - город счастья

В Москве

"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть