"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Нано-опера" - три дня творческой феерии: победители уже объявлены

Фото: Ирина Шымчак
Фото: Ирина Шымчак

Завершился Пятый международный конкурс молодых оперных режиссёров. Три дня – три тура в которые проходило это соревнование профессионализма, фантазии и, главное, уровня мышления конкурсантов, эти дни принесли именно то, что и должны были принести – каскад творческих идей и, как результат, старт профессиональной карьеры для победителей.

Посмотрев на современные музыкальные театры, можно легко  увидеть, что многие заметные лица из нынешнего поколения режиссёров – это участники и победители предыдущих конкурсов "Нано-опера". Так, например, бессменным ведущим этого конкурса был участник "Нано-оперы" 2013 года Алексей Франдетти.

То есть, возможность наблюдать за карьерой, за работой участников предыдущих конкурсов "Нано-опера" даёт дополнительную уверенность в том, что и талантливых молодых режиссёров, выступивших со своими искромётными работами в этом году, ждёт прекрасная творческая судьба.
 
Конечно, поставить арию или дуэт за десять минут или выстроить оперный ансамбль за пятнадцать – дело непростое. И в реальной профессии работа режиссёра строится несколько иначе. Но конкурс – это экстремальное мероприятие, и у него иные задачи.
 
Выбор победителей усложнялся тем, что даже при том, что конкурсанты показывали очень неровные результаты в постановках в разные дни, был виден их творческий потенциал, и арифметика баллов при голосовании и возможности молодого режиссёра иногда неожиданно для самого жюри приходили в противоречие. И тогда возникали коллизии уже при обсуждении результатов. Так, после первого тура из соревнования выбыл Михаил Колегов – в силу не совсем удачной работы с арией Алеко. Но при этом совершенно понятен его творческий потенциал, который он мог бы раскрыть во втором и третьем туре, и который он не раз уже демонстрировал в своих работах. Понятно, что оставить его без приза было бы несправедливо. Он был удостоен приза PR-отдела театра "Геликон-опера" и приглашения на эфир "Радио Орфей" от музыкального критика и радиожурналиста Йосси Тавора.

Фото: Юлия Осадча

Надо сказать, что специальные призы в этот раз были очень весомыми. Так, например, Наталия Литвинова от имени телеканала "Россия-Культура" вручила Вадиму Летунову "Сертификат на постановку в новом сезоне одной из программ конкурса "Большая опера".  Приз зрительских симпатий получил Еренбак Тойкенов, а Ольга Мелкумова получила от Президента Благотворительного "Фонда Елены Образцовой" Натальи Игнатенко приглашение принять участие в одном из мероприятий фонда. Евгения Кривицкая подарила интервью в журнале "Музыкальная жизнь" победителю конкурса Марии Фомичевой, Ольга Русанова "За креативный подход к искусству оперной режиссуры" выбрала Еренбака Тойкенова и Ольгу Мелкумову (приз – интервью на Радио России). Главный редактор журнала "Музыкальная жизнь" Елена Кривицкая пригласила для интервью победительницу конкурса Марию Фомичеву.
 
И, конечно же, жюри огласило своё решение по результатам конкурса. Сразу хочу предупредить, что помимо победы в конкурсе как таковом, лауреаты получили также интересные творческие предложения, поэтому, видимо, имеет смысл рассказать сразу о всех призах, "осыпавших" победителей конкурса.

Третья премия – Ирина Гаудасинская. Она также приглашена на интервью на "Радио Орфей", музыкальный критик, журналист, обозреватель "Московского комсомольца" Екатерина Кретова вручила ей диплом "Лучшая провокация в "Нано-опере" и пригласила на интервью. Кроме того, генеральный директор, продюсер фестиваля Digital Opera Надежда Абрамова пригласила Ирину Гаудасинскую принять участие в финале фестиваля. И, вероятно, самые главные её призы – это полученное приглашение от члена жюри, первого заместителя директора Государственного театра оперы и балета "Астана Опера" Толеубека Альпиева для постановки спектакля в театре. Её также пригласил художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского Сергей Бобров и Вячеслав Стародубцев  - в Новосибирский государственный академический театр оперы и балета НОВАТ, где она поставит спектакль "Укрощение строптивой" В.Я. Шебалина.
 
Второе место получил Еренбак Тойкенов из Нур-Султана, Казахстан. Кроме того, медиажюри подарило ему ручку Parker и чемодан в помощь к исполнению его профессиональных обязанностей. Он также получил приглашение на постановку спектакля в "Астана Опере".
 
И первое место – Мария Фомичева. В списке её призов – постановка спектакля в Ростовском государственном музыкальном театре (главный режиссёр Павел Сорокин – тоже, кстати, лауреат "Нано-оперы" в 2013 и в 2015 годах), приглашение от директора Государственного академического Большого театра им. А. Навои Рамиза Усманова в качестве ассистента.
 
И, согласно традиции, конкурс завершился концертом, в котором были представлены номера-постановки всех участников "Нано-оперы", независимо от того, как они себя показали в конкурсе и как их работы оценило жюри. Тем более, что все десять конкурсантов - это уже победители, отобранные из более чем двухсот претендентов, подавших заявки на участие к конкурсе.
 
Концерт вела и представляла каждого из участников журналистка и теле- радиоведущая Фёкла Толстая. Для каждого из участников она находила несколько тёплых слов и, конечно же, её присутствие на сцене придавало событию телевизионный масштаб не в меньшей степени, чем присутствие множества телекамер.

Фото: Антон Дубровский

Каждый из участников концерта выбрал наиболее удачную свою постановку из показанных жюри в течение конкурса. И на сцене чередовались арии, дуэты и большие ансамбли с массовыми сценами.

И здесь, на концерте, проявились некоторые специфические эффекты, возможно, чрезвычайно полезные и поучительные для молодых режиссёров.
 
Во-первых, сработал перенос постановки с малой сцены на большую, а это принципиально разные ситуации. Режиссёрские постановки практически не поддаются масштабированию и разница между показанными сценами для жюри на камерной сцене Белоколонного зала княгини Шаховской и на большой сцене зала "Стравинский" была настолько велика, что можно говорить о разных результатах.

Например, в случае постановки сцены с Кащеевной, сделанной Марией Фомичевой, полифонизм групп, большое количество ансамблевых сюжетов, которое казалось излишним и несколько беспорядочным (хотя структурно-то всё было сделано абсолютно точно) на малой сцене, в зале "Стравинский" приобрело вполне органичную завершённость форм.

Секстет из "Кармен", поставленный Еренбаком Тойкеновым, тоже стал заметно более внятным – там на первый план вышла новелла про беглого контрабандиста, которого находят его сотоварищи.

Следует заметить, что участники сделали выводы из отдельных своих ошибок и некоторые детали постановок были изменены. Так, например, Елизавета Шахова убрала действительно излишне суетливое вступление в сцене с ариозо Онегина "Вы мне писали", и это сделало концепцию постановки более ровной.
 
То, что концерт – это иной жанр по сравнению с конкурсом, привело к тому, что из некоторых номеров в значительной степени "вымылся" контекст. И если вполне очевидные по смыслу дуэты, как дуэт Недды и Канио из "Паяцев" в постановке Вадима Летунова или дуэт Виолетты и Альфреда из "Травиаты" Ольги Мелкумовой ничего не утратили, то в иных случаях идея, заложенная постановщиком в свою миниатюру, оказалась неочевидной. Это произошло с арией Фигаро в постановке Еренбака Тойкенова. В оригинальной версии Фигаро – это робот, выставленный на продажу, и из-за программных сбоев возникают достаточно забавные коллизии. Но на большой сцене режиссёрские задумки не сработали, а имитации "кинематики" робота, которую ярко изобразил исполнявший арию Максим Перебейнос, оказалось недостаточно для воплощения этой идеи на большой сцене.
 
Ещё более обидно было это в случае постановки ансамблевой сцены из "Трёх апельсинов" Прокофьева в постановке Ирины Гаудасинской, потому что весь пафос её идеи оказался совершенно неочевиден. В "конкурсной" версии этой сцены горячие бои Трагиков, Комиков, Лириков закончились печальной констатацией того, что для публики достаточно атлетически сложенного стриптизёра, и это вполне считывалось даже при всех условностях костюмов, реквизита и отсутствия самого красавца в необходимом художественном воплощении. Здесь же вместо смысловой кульминации появилось нечто, одетое в элементы костюма из "Волшебной флейты", репертуарного геликоновского спектакля.
 
И ещё одна "подгруппа" режиссёрских выступлений – это номера, в которых практически отсутствует режиссёрская работа, в постановке которых конкурсанты ограничились лишь формулировкой предлагаемых обстоятельств. И в результате получается, что блистательные артисты "Геликон-оперы" фактически исполнили актёрские этюды, выполнив всю работу за режиссёров-постановщиков. Так произошло в арии Кащеевны Сервера Ибраимова (Юлия Никанорова) и в дуэте Онегина и Ленского Сухроба Усмонова, в котором Максим Перебейнос и Сергей Абабкин продемонстрировали чудеса актёрской игры, при этом сохраняя высочайшие кондиции собственно вокала.
 
А завершил концерт, можно сказать, в статусе guest star член жюри, директор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои (Ташкент) Народный артист Узбекистана Рамиз Усманов, исполнивший арию Каварадосси из "Тоски" Дж. Пуччини.
 
Безусловно, можно и нужно поздравить театр "Геликон-опера", "изобретателя" этого конкурса Дмитрия Бертмана и всех, кто приложил фантастические усилия для того, чтобы этот праздник состоялся. Им это удалось.

И, разумеется, поздравить участников конкурса и особенно его победителей с тем, что для них открылись новые дополнительные перспективы в профессии.

Будем ждать открытия Шестого конкурса молодых оперных режиссёров.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть