"Похождения повесы" на Большой Никитской, 19
12 июля 2025
«Господин Пэжо» в Тёплом стане
11 июля 2025
VIII Фестиваль "Лето. Музыка. Музей"
11 июля 2025
Альбом финалисток Фестиваля "Катюша" – на всех музыкальных площадках!
11 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 января 2017 12:01

Пианист будущего

Дмитрий Маслеев, триумфатор XV Международного конкурса имени Чайковского 2015 года, дал сольный концерт в БЗК 8 января.

Фото: tchaikovskycompetition.com
Фото: tchaikovskycompetition.com

Обладатель I премии и Золотой медали, а также специального приза жюри за исполнение концерта Моцарта, Дмитрий Маслеев в 2015 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского. Последовавшие за победой гастроли принесли ему признание мировой аудитории, а международная пресса отозвалась о нем как о “великом пианисте будущего” и “блестящем виртуозе”.

На сольный вечер полюбившегося публике пианиста поклонники пришли в большом количестве, несмотря на сильный мороз. Говорят, "Маслеев-фан-клуб" за несколько месяцев разросся до фантастических размеров.

Манеру исполнения этого невысокого светловолосого интеллигента отличают точность, "упругая" легкость, безупречное чувство формы. А душевная теплота и нежность, присутствуя в облике исполнителя, сквозят в его игре.

В первом отделении вечера прозвучали четыре сонаты Доменико Скарлатти, соната № 26 Людвига ван Бетховена, соната № 2 Сергея Прокофьева.

Фото: tchaikovskycompetition.com

Центральная фигура итальянской клавесинной школы XVIII столетия — Скарлатти, написавший 555 клавирных сонат. Вершина венского классицизма — Бетховен, сочинивший 32 сонаты для фортепиано. И низвергатель гармонических основ музыки XX века — Прокофьев, автор 9 сонат для фортепиано.

Невозможно переоценить значение этих трех композиторов в жанре фортепианной сонаты. Не удивительно, что программа, избранная Маслеевым, повлекла за собой интереснейшие размышления о преемственности традиций через века.

Гений попадает в цель, которую долго никто не видит. Зрелые сонаты Скарлатти – это формирование классического сонатного цикла Бетховена, которому следует Прокофьев. “Обыгрывание” во второй части прокофьевской сонаты танцевального жанра XVIII века – жиги, использование полифонических форм напрямую идет из сонат итальянца, готовыми схемами которого пользовался Бетховен.

От богатых виртуозных "украшений" музыки великого клавесиниста рождаются терпкие, смелые для XVIII века гармонии. Вот они-то и предвосхищают остро диссонирующие созвучия музыки XX века, прокофьевские гармонические "дерзости". А фактура скарлаттиевских сонат во многом пролагает путь развитию фортепианного письма Бетховена, и опять тянутся нити к Прокофьеву. Какая музыкально-диалектическая логика!

Фото: Музыкальная карта 

И вот в свете этих размышлений Дмитрий Маслеев выстроил идеальный классический сонатный цикл. Первая часть – Скарлатти, вторая – Бетховен, финал – Прокофьев. Первое отделение концерта получилось цельным по форме не только внутри каждого сочинения, но и по "натяжению" связей трех различных стилей.  Как ему это удалось?!

Особенно сильно Скарлатти развил в своих сочинениях технику скачков — “перекрестных” между руками, а также в партиях одной руки. Скачки способствуют выявлению энергии, блеска, размаха, свойственных многим сочинениям Скарлатти и Прокофьева. Маслеев точно, легко, упруго "приземлялся" в скачках фактуры итальянца. И был цепок, стремителен, безошибочен в головокружительных "прыжках" сонаты Прокофьева, автора "гранд батманов" Меркуцио из "Ромео и Джульетты".

После сонаты Прокофьева пианиста трижды вызвали на поклон. Именно исполнение Маслеевым Концерта n 3 Прокофьева в третьем туре конкурса безоговорочно сделало его лауреатом первой премии. Музыкант нашел своего автора.

Второе отделение концерта продемонстрировало другие качества пианиста. Хрупкий на вид юноша обладает тем не менее рахманиновско-листовской крупной техникой. А склонность к романтизации исполнителя отмечают все критики.

Рахманиновские "Этюды-картины", полные будущих тем его же "Рапсодии на тему Паганини" с образами мрачного средневекового напева "Dies irae", подготовили слушателей к “Пляске смерти” Ференца Листа. Этот парафраз – рапсодия свободной формы – тоже написан на тему "Dies irae" (День гнева).

Фото: tchaikovskycompetition.com

Демоническая виртуозность, предельно-романтическая контрастность образов, "фресковость" звукового изображения – все проносилось над залом, всем владели пальцы пианиста.

Громкие аплодисменты, вызовы на сцену, крики браво, три биса.

Фото: tchaikovskycompetition.com

Послеконкурсная жизнь у Дмитрия Маслеева – на чемоданах -  перелеты, репетиции, новые выступления. Пианист признаётся, что именно благодаря международному смотру у него появилась возможность столь желанных для него сольных выступлений. Его имя появилось в афише Карнеги-холла 2017 года в Нью-Йорке.  

“Узнавать стали. Это приятно, конечно, но абсолютно не важно”, – признался Дмитрий Маслеев. Намного важнее для него – публика в зале и не ее, а его благодарность ей. А сколько еще в будущем.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Похождения повесы" на Большой Никитской, 19
«Господин Пэжо» в Тёплом стане
VIII Фестиваль "Лето. Музыка. Музей"

В Москве

В российских аэропортах вводят ограничения на полеты на фоне атак беспилотников
"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть