Даже критики спасовали – отдали ему премию Ассоциации музыкальных критиков. А уж публика с радостью подарила ему свои сердца. Длинные чуткие порхающие пальцы взъерошенного мечтателя-пианиста, игра не "по правилам", не стандарт, мгновенно вызывали у людей любовь и восхищение.
И в этот декабрьский вечер зал был набит битком, все в предвкушении: "А вы помните? Ну, тогда на конкурсе? Ах, соната Метнера!"
Уже зазвучали первые звуки Шуберта, а публика никак не могла успокоиться. Две сонаты венского романтика были исполнены в первом отделении концерта, n 13 ля мажор и n 14 ля минор.
Чудная музыка Франца Шуберта считается трудной для исполнителя своими "божественными" длиннотами. Когда количество нот скупо, и они длины по времени, когда бесконечные повторы "мешают" выстроить форму, тогда пианист должен заставить слушателя обострить внимание. А это может сотворить только тот, кто сам во время исполнения убеждает себя и других в бесценности каждой ноты и паузы. Иначе – скукотища.
Люка Дебарг и Рена Шерешевская в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину. Фото: ClassicalMusicNews.RuДебарг держал внимание так, что веришь – если сейчас не дослушаешь хоть одну нотку, случится нечто непоправимое. Особенно в медленных частях.
Быстрые части обеих сонат блистали виртуозностью легчайших пальцев Дебарга. Лендлеры, предшественники вальсов, которыми изобилует музыка Шуберта, искрились жанровой колоритностью старой Вены в исполнении пианиста.
Но лучшее было впереди. Второе отделение – соната n 2 ля мажор Кароля Шимановского. Соната польского композитора и пианиста, подобравшего знамя пианизма из рук Шопена, платит дань ярчайшей музыке двух Рихардов – Вагнера и Штрауса. Изощренная, сложнейшая хроматическая ткань, титаническое нагромождение фактуры, и... "пламенеющая" поэмность Скрябина.
Воистину Люка Дебарг воспламенил публику, заставив ее рукоплескать. Легкие, нервные пальцы пианиста превратились в железобетонные конструкции, извлекающие мощную аккордику, бешеные октавы. Будто "Кольцо нибелунгов" разыгрывалось на рояле с диким темпераментом. Вселенная содрогалась. Рояль был положен на лопатки. А маленький островок контраста в начале второй части, темы с вариациями, прозвучал пленительно по-изольдовски.
И еще поразила трудность фуги в одной из вариаций. Сложнейшая по материалу и фактуре, без затруднений встроенная пианистом в общую форму второй части.
Фото: Belcanto.ru
Но самые сливки публика сняла в бисах. Дебарг играл Скарлатти.
Невозможно было поверить собственным ушам той разнице в звучании Шимановского и Скарлатти. Пианист легчайшим туше касался клавиш. Инструмент подменили? Пассажи порхали невесомыми эльфами. Эфир струился и благоухал. И вновь поражал талант пианиста слушать самого себя, заставляя зал распахивать все фибры собственной души.
После конкурса Чайковского Люка Дебарг стал часто приезжать в Россию. Он играет в Москве в лучших концертных залах Филармонии, БЗК, Дома музыки. И благодарная публика с удовольствием приходит на его концерты.