В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева
15 июля 2019
Озеро Светлояр как кузница кадров для великой русской литературы
12 июля 2019
Столетие со дня рождения поэта Мустая Карима отмечают в России и Казахстане
12 июля 2019
Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
11 июля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В музыканты я б пошел, пусть меня научат!

С 1 по 12 мая в Москве в рамках цикла городских уличных мероприятий "Московские сезоны" уже в третий раз прошел Открытый музыкальный международный конкурс исполнителей "Московская весна А Cappella"

Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"

В этом году на площадке номер один (Площадь революции) свою музыкальную гостиную открыла школа "Мастерская музыканта".

Со времени детства моих сверстников музыкальное образование заметно изменилось. Классические музыкальные школы (мы сейчас не говорим о ведущих школах типа Гнесинки и ЦМШ), в которые ходили школьники, были примерно одна-две на район, и для многих это было желанием родителей, которое дети терпеливо воплощали до получения корочки. Знаю случаи, когда такая корочка вручалась им со словами: "Вы хотели, возьмите, больше я к этому крокодилу не подойду". И, ясное дело, туда не брали подросших олухов, которым после 35 лет – возраста молодого писателя, кандидата наук или директора дочернего, а то и головного офиса – пришло в голову пойти и научиться. Не для корочки, не для бардовского костра, а не пойми почему.


 Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
Само словосочетание "музыкальная школа для взрослых" не редкий поиск в интернете. Школ стало много, вариантов обучения тоже. Неленивый начинающий может обойти по пробным, большей частью бесплатным урокам, десяток школ и попутно не только выбрать свою, но и отказаться от задуманного. Такая школа обучает учеников самого разного возраста, таланта, каприза, задач и желаний.
 
Кто создает музыкальную школу?
 
Вадим Недорезов (гитарист, директор школы):
 
Как создается такая школа?

Вот в таком виде наша школа существует три года, 1 июня наш день рождения. До того, как мы переехали в Армянский переулок, мы с другом обучали игре на гитаре, снимая помещение на несколько часов, в определенные дни недели.  Так что создание более крупной школы, где можно было бы учиться играть не только на гитаре, было логичным движением, к тому же самому мне преподавать уже не хотелось. Чтобы открыть школу, нужно было сделать четыре шага: найти помещение, преподавателей, открыть свой сайт и оборудовать классы для учеников. С рекламой на тот момент я был хорошо знаком, самое главное – это помещение и инструменты, понятно, что пианино с собой не принесешь, но и гитару, не каждый станет носить с собой туда-сюда и это уже не капризы клиентов, это объективные обстоятельства, которые диктует окружающий мир.
 
Зачем?

Можно было бы сказать, что и не зачем, так, для личного острова,  заниматься музыкальными курсами для меня интересней, чем сидеть в офисе. Обычно никто не задумывается,  что делать взрослым людям, которые хотят заниматься музыкой. Среди них есть те, кто занимается очень серьезно и делает большие успехи, есть те, кто не планирует посвящать музыке всю жизнь -  они хотят время от времени что-то несложное играть дома для себя.
Есть ученики, которые приходят готовиться к конкурсу в высшие музыкальные учебные заведения, таких было четыре человека и все они поступили. Именно для них в основном мы и создавали школу. Средний возраст учеников начинается с восемнадцати лет. В нашу школу прийти никогда не поздно.

Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
                                                     ***
Важные преимущества таких школ: вы можете выбрать, как заниматься – в группе или индивидуально. На самом деле это супер важный момент – психологический комфорт – как часть обучения. Поэтому, если вы решили пойти в такую школу, нужно учесть зону своего комфорта и пойти у нее на поводу. Вы можете бросить "музыкалку" в любой момент, если поняли, что больше не нужно продолжать обучение и нет никакой необходимости объяснять почему. Вы можете в любой момент вернуться в школу, например, всего на пару уроков.  Вы, теперь уходя с работы, можете говорить замершим от восторга коллегам: "Ну, все, мне пора на урок, мы сегодня разучиваем один марш… там есть такой переход …  Чао!"
 
                                                             ***
 
Откуда приходят преподаватели?

Мы учим вокалу, игре на фортепиано, классической, акустической, бас гитаре, скрипке, теории музыки… Все наши  преподаватели с серьезным академическим музыкальным образованием, многие лауреаты различных конкурсов,  поэтому за качество обучения нет повода волноваться.
Как и в большинстве профессиональных областей, мы друг друга знаем, и будущие преподаватели сами подтягиваются. Поработав с человеком какое-то время, я понимаю, сможет он преподавать или нет, да и он собственно тоже. Средний возраст учителей двадцать пять лет, несмотря на это они легко справляются с  задачами разной сложности, в музыкальном плане уровень наших преподавателей сам по себе мощный, а талантливый человек, как мы помним, талантлив во всем. Преподавать в "Мастерскую музыканта" приходят и остаются те, кому процесс работы с людьми интересен, потому что  очень важно будет ли  хорошо с преподавателем или нет? Останется человек в школе или уйдет? И важный показатель это процесса – ученики, которые ходят подолгу, а некоторые становятся "старожилами".
Бывают педагоги, которые очень близко принимают к сердцу любые движения ученика, и не справляются в итоге, потому что для этой работы нужно определенное спокойствие.
 
Кто и зачем идет в школу?

В нашу школу идут дети и взрослые. Детей мы берем с шести лет. И в отличие от классической школы даже дети могут выбрать тот курс, который конкретно им интересен. Например, можно не брать как предмет историю музыки, этим можно заинтересовать и дать азы прямо в процессе занятий на инструменте, а не начитывать лекции. Понятно, что если Вы садитесь за фортепиано – это серьезный инструмент и  без знания нот не обойтись. Но есть варианты, когда вполне можно.

Большинство взрослых – это люди, которые знают, чего хотят и ценят свое время.  Большей частью, как ни странно при престижности музыкальной школы в обществе это люди, которым детстве недодали музыки, возможно, они  всю жизнь хотели, но что-то не сложилось.  Мы, прежде всего, оказываем для них большей частью развлекательные услуги, чем образовательные.  Такие ученики понимают, что всерьез не будут заниматься и, как правило, приходят с невыученными уроками. Вокалом занимаются, например,  только здесь, дома самые ответственные делают дыхательные упражнения.


 Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
Есть и очень талантливые люди,  у которых дело идет быстро, это, как ни странно тоже зависит от отношения к домашним заданиям, способствующим в музыкальном развитии. Понятно, что если он занимается всерьез, у него прогресс идет с большей активностью. Но мы никого не ругаем, поскольку это бессмысленно.
 
***
Если вас начали ругать в школе нужно решить насколько вам это необходимо и сменить школу. Мне, кажется, нас достаточно ругали и сравнивали вон с той аккуратной соседкой в детские и юные годы, что это надолго отбило желание что-либо делать вообще. В вашем сегодняшнем обучении слово "удовольствие" должно быть на первом месте. Привычка ставить оценки самому себе у меня, например, и так сохранилась. Мне вполне достаточно внутренних терзаний, за невыученный урок, думаю, вам тоже их хватит. А нет, так  и не надо. Решение учиться сегодня  – уже отлично!
 
***
 
Что такое успех ученика, грустно ли, когда его нет?

Человека невозможно заставить делать успехи. Если переживать за каждого,  можно сойти с ума.

Как написано в книге Михайя Чиксентмихайи "Поток" мы получаем удовольствие, например,  от игры на каком-то инструменте, когда есть прогресс, то есть обратная связь. Она может быть выражена каждый раз по своему, для игры на инструменте – это прогресс. То есть, когда у вас получается, то, что до занятий казалось невозможным. Поэтому кто-то быстро бросает, понимая, что прогресса нет и не будет. Кто-то ходит очень долго и постепенно это накопление переходит в позитивную стадию владения инструментом, но это уже более длительный процесс. Кто-то приходит только за самим процессом, ему нужно это музыкальное общение, а не за успех. И если этого достаточно, то человек не бросает школу. У каждого свой вариант. Чтобы ученик мог поделиться своим успехом зимой и летом мы проводим концерты, в этом нас поддерживает Джаз Клуб Алексея Козлова.

На фестивале "А Cappella" было здорово видеть детей, которые впервые прикасались к музыкальным инструментам и узнавали, что такое музыка. Среди них было много музыкально одаренных.

Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
Кстати если человек музыкален, он не только может освоить любой инструмента, выбор инструмента это дело внутренней концепции или мечты, его всегда интересно слушать. Нашу гостиную посетило очень много талантливых людей, и было видно, что им приятно и интересно, и они и наши ученики  – это тоже своеобразная обратная связь – обмен энергией, прогресс между теми, кто дает знания и теми, кто их берет. В июне снова будем подавать заявку на проведение мастер-классов на фестиваль, потому что музыка – это важная часть жизни.
 
Кто сидит за партой?
 
- Что такое музыкальная школа,  сколько ты занимаешься?
- Можешь рассказать о своем преподавателе или описать его через музыкальное произведение?
 
Ксюша Семенова, 10 лет (фортепиано):
- Занимаюсь один год. Это место, куда ты приходишь и развиваешь свой музыкальный талант. Я занимаюсь на фортепиано, как мама, когда была маленькой. Она спросила меня и я согласилась.
- Ну, он, веселый, понятно объясняет, понимающий… даже  очень веселый, похож на один марш Шостаковича.
 
Саша Самсонов – 12 лет, (электрогитара)
 - Занимаюсь в школе около года. Школа – место, где ты можешь научиться любить музыку и играть, мне нравится энергичная музыка, громкая.
- У меня два преподавателя. Они мне очень много дают, несмотря на то, что я занимаюсь с перерывами. Один – веселый спокойный, разговорчивый. Похож на панк-рок. Второй – очень спокойный, на очень-очень старый рок.
 
Артем Егоров  13лет, (гитара)
- Я хожу с осени, гитара мне интересна, заниматься мне нравится, школа для меня это занятия, преподаватели. Мой друг ходил в школу, где его учили разным вещам, в том числе истории музыки, мне нравится, что здесь нет обязательных предметов и программы, от которой нельзя отступить. Можно попросить что-то выучить и тебе скажут: "да", здесь ко мне прислушиваются.
 
Денис Егоров 10 лет, (фортепиано)
- Школа для меня пока больше как хобби, заниматься мне нравится.  Сначала я играл на гитаре, сейчас на пианино Мне, кажется, я играю на нем лучше, чем на гитаре, потому что оно мне больше по душе. Мой преподаватель похож на юмористическое произведение.  


 Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
 
Кто стоит у "доски"?

Владимир Лапин  - преподаватель фортепиано, сольфеджио, теории музыки. Новосибирская Специальная Музыкальная Школа (колледж),  Российская Академия Музыки им. Гнесиных - педагог, концертмейстер, солист, артист камерного ансамбля, специализация - фортепиано.
Олег Пеньков - преподаватель электро-, акустической, классической гитары.   Закончил Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства, Московский государственный университет культуры и искусств. Специальность – электрогитара.
 
Чем взрослый ученик отличается от ребенка?

Владимир Лапин: По большому счету ничем. В позиции ученика все находятся в равной ситуации.  Для меня, больше, отличаются в изложении материала.
С пяти — восьмилетними  сложнее,  надо не потерять внимание, с девяти — десятилетними уже проще.  Важно  не отбить желание.  У взрослых и детей разные цели. Дети, как правило, не имеют осознанной мотивации, они как белый лист.

Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
Взрослый приходит с четкой осознанностью, в основном с целью саморазвития: кто-то хочет вспомнить то, что играл 30 лет, хочет восстановить навык, играть какую-то красивую музыку; есть люди, которые приходят познакомиться с миром фортепиано впервые, и с нуля начинают заниматься. В идеале здесь работа преподавателя  — дать ученику такой уровень навыков, при котором он сможет впоследствии разбирать музыкальные произведения самостоятельно. Иногда приходят ученики, которым на тактильном уровне нужно выучить конкретную мелодию, чтобы удивить свою девушку, это тоже возможно, с одним но – играть дальше самостоятельно будет нельзя.

Когда ко мне приходят и говорят: "Я хочу играть “Первую Балладу Шопена” за 4-10  занятий", то нужно понимать, что этим придется заниматься 8-10 лет каждый день, поэтому начинать стоит в детстве. Покупать инструмент, играть, но если взрослый готов серьезно заниматься, то добиться своего в можно любом возрасте.

Олег Пеньков: дети разные и взрослые разные. Для взрослых, преподаватель, практически,  дед Мороз, который исполняет мечту, с ним интересно заниматься, потому что он приходит осознанно, у него,  наконец, нашлось время на эту мечту, которая по каким-то причинам не сложилась. Или занимался в том же детстве из-под  палки, чтобы родители отстали, или уже ничего не помнит и надо восстанавливать.  Главное отличие между детьми и взрослыми – осознанность. К сожалению, дети часто, во избежание конфликтов с родителями, по-прежнему обманывают и их  и самих себя, убеждая, что им нравится заниматься. Это, конечно, калечит их музыкальный мир и снова не складывается.


 Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
Как научить человека без способностей к музыке и надо ли это?
 
Владимир Лапин: база для учебы всегда есть. У кого-то начальный набор хуже, у кого-то лучше, но нет таких людей, которым не стоило бы этим заниматься. Просто тем, у кого способности  есть повезло больше, но даже тем, у кого этого нет, нужно развиваться.  Им нужно просто больше времени для получения музыкальных навыков и ним подход к такому ученику более фундаментальный. Но способных людей, мгновенно схватывающих, тоже ждут свои подвохи – тот, кто быстро схватывает материал, может быстро потерять полученное, не вкладываясь в занятия.

В этом плане помогает смешанный урок. Мы понемногу даем новую информацию, которая сама по себе развивает. Восприятие, осознанное слушанье музыки, тоже не происходит просто так, об этом надо говорить, в том числе и о таком явлении как музыкальные стилистические эпохи. Когда на  многие вопросы получаешь ответы, -  слушаешь музыку иначе, это тоже очень важно.

Музыка – это просто приятное занятие, но надо пару лет потрудиться,  чтобы получить техническую возможность играть так, как хочется, слышать себя в этой игре тоже приятно.

Музыка помогает, если не  решать, то давать положительные результаты и гармонизировать при   разных проблемах,  в том числе с гиперактивностью, или аутизмом. Об этом много исследований и здесь уже не важны способности, нужен сам процесс занятий.
Для детей – невероятно важная часть развития, узнавания мира, для взрослых — продолжение. Со временем, все к чему привык, чтение книг, например, теряет свою остроту. Музыка, по-сути, это новый язык, который всем советуют учить, чтобы спастись от Альцгеймера, а технически – это и новый навык координации.


 Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
Олег Пеньков:
Это не важно, есть у тебя способности или нет, если нет цели стать великим музыкантом, то речь идет об эстетическом и внутреннем развитии ученика.
У лишенного яркой музыкальной одаренности ученика прогресс  будет идти в десять раз  медленней, чем у тех, кто по природе музыкален, но все равно это очень полезно. У всех свои задачи. Я себя сравниваю с терапевтом, нужно поставить правильный диагноз и найти  решение для каждого.
Есть общие точки методики для занятий, но я всегда пытаюсь работать  по-разному, постоянно пытаюсь заинтересовать ученика, поэтому спрашиваю, что слушает, что нравится.

Музыка же есть разная, поэтому не будешь пичкать человека классической гитарой, от которой его тошнит. Здесь идет взаимный процесс, я тоже развиваюсь, постоянно аранжирую, перекладываю новое для своих учеников.

Все, что мы вкладываем в свою голову – никуда не уходит, поэтому здесь даже не важно, как быстро ученик бросает занятие и какой инструмент выбирает, если нравится музыка как явление, можно играть на чем угодно.

Если ребенок перестал заниматься внезапно или  перешел на другой инструмент, пусть он его даже бросит, но в будущем, возможно, это скажется. В любом случае виденье музыки изменяется и  это задел на будущее.  Через год, полгода формируются вкус, слуховое восприятие. Опять же – живое общение с инструментом, как альтернатива стандартным домашним занятиям, сиденью у телевизора или за компьютером. Тот, кто занимается музыкой что-то находит в себе совершенно новое.
 
Мотивация учеников – задача преподавателя? надо ли ее поддерживать?
 
Владимир Лапин: Поддержка, на мой взгляд,  требуется, в том случае, если есть проблема и она не решается, но тогда она решается на уроке.
Научиться правильно заниматься без контроля со стороны  - это невероятно сложно. Ребенка привезут на уроки, а взрослому нужно привозить себя самому. Ребенка дома заставят заниматься, а взрослого некому,  и тут тоже нужна поддержка мотивации, потому что если человек дома занимается, то на пятое занятие он не придет унылый из-за того, что ничего не получается. Подбадривание с моей стороны, заключается в том, что ты говоришь -  сейчас получится. И сейчас получается.

Фото: из архива школы для детей и взрослых "Мастерская Музыканта"
 
Олег Пеньков: Надо поддерживать, для этого я постоянно спрашиваю, что звучит сегодня в наушниках?  Музыка кино? Музыка из компьютерной игры? Чтобы дать им поиграть то,  что нравится, чтобы были приятные ассоциации с инструментом.  Еще одна мотивация – концерт. Для кого-то это очень работает, потому что он очень любит выступать. В эпоху хештэгов, лайков и репостов,концерт важен не только для ученика, но и для самой школы, ровно, как и то что, это сцена – это часть жизни исполнителя.  А для этого нужно готовиться. 

Чаще всего дома, конечно,  не занимаются, нет палки, нет дедлайна, наверное, так устроены люди, если нет начальства, которое спросит и отругает  —  не делают. Наверное, на кого-то замечания могут повлиять положительно. Но я не  люблю делать замечания.  Заставлять заниматься нельзя, это создаст антимотив, а музыка здесь ни при чем.
 
 
***
Помните, что такое черный ящик?  В нем прячется информация, которая кому-то очень-очень важна. Покопайтесь там. Потому что время когда, вы можете сесть за инструмент, который сделает вашу историю другой уже пришло и не важно, шесть вам, шестнадцать или шестьдесят.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева
Озеро Светлояр как кузница кадров для великой русской литературы
Столетие со дня рождения поэта Мустая Карима отмечают в России и Казахстане

В Москве

Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
Чисто шотландские убийства
О ремеслах на колесах. Уникальная выставка старинных велосипедов из Италии в Москве
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть