Постапокалипсис авангарда
22 мая 2025
Музей-заповедник "Остафьево - Русский Парнас" приглашает на Арт-фестиваль для всей семьи "О! Пушкин"
22 мая 2025
Земля Малая, артисты большие
22 мая 2025
Москва впервые примет одну из крупнейших профессиональных джазовых конференций мира - VII Международный форум JAZZ ACROSS BORDERS
22 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Великая поэзия в "Музыке нашего времени"

"Музыка вечных слов": новейшие камерно-вокальные сочинения.

Все фото автора.
Все фото автора.

Проект "Музыка нашего времени" представил программу "Музыка вечных слов" - концерт современной академической музыки на стихи русских поэтов. Сразу три премьеры прозвучали в камерном пространстве Малого зала "Зарядья". Вокальные новинки и новоявленную классику исполнили ведущие солисты российских оперных театров. Знакомство слушателя с "элитарным" жанром камерно-вокального музицирования от авторов-современников - благородная миссия проекта, который существует с 2019 года.

"Музыка нашего времени" - концертный цикл вокальной академической музыки современных композиторов, инициированный пианисткой Кариной Погосбековой. Этим вечером состоялся уже 12-й концерт цикла. Многочисленные участники проекта, композиторы и исполнители, за эти годы неоднократно доказали, что академизм - это не сухость, скукотища или оскомина, а живое явление поступательного развития традиций камерной вокальной классики в текущем моменте.

В многоликой программе концерта значились миниатюры и вокальные циклы С. Слонимского, Ю. Фалика, И. Соколова, М. Броннера, А. Кузьминой, Н. Мажары. Русское поэтическое слово заиграло особыми красками вокально-инструментальной живописи.

Карина Погосбекова, душа и сердце проекта, а также его фортепианный голос, неизменно исполняла партию рояля, аккомпанируя ярким солистам. В концерте приняли участие: сопрано Пелагея Куренная и Вероника Мешкова; меццо-сопрано Ольга Дейнека-Бостон и Юлия Никанорова; тенор Илья Селиванов; виолончелист Андрей Березин. В финале на сцену вышел Хор студентов ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, руководитель - Елена Бессонова.

Московская премьера молодого композитора, члена Союза композиторов России, лауреата композиторских конкурсов Анны Кузьминой (Санкт-Петербург) подняла занавес концерта. 
"70 тактов" для голоса, виолончели и фортепиано,  вдохновлённые тремя стихотворениями ленинградки Анны Ахматовой были приурочены к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. "Случайная неслучайность" совпадения количества тактов произведения и знаменательной даты оказались символичны. Приглашённая солистка Мариинского театра Пелагея Куренная вела вокальную партию. На фоне выразительной чуткости фортепианного исполнения, певческая и виолончельная линии у солистов прозвучали недостаточно выпукло. Хотелось большего разнообразия в поиске средств выразительности. В музыке инструментального сопровождения интервальная уверенность квинтовых нисхождений в тонику будто утверждала ахматовскую клятву победить.

Сергей Михайлович Слонимский, мэтр современной композиторской школы, был представлен циклом "Семь романсов на стихи Анны Ахматовой". Вероника Мешкова в каждой миниатюре подобрала верный эмоциональный ключ, артистично отразила характер и жанровость. Хорошо впетый у вокалистки материал позволил сложить воедино сквозную драматургию цикла на контрасте отдельных номеров.

Иван Соколов, автор большого количества фортепианной, камерной, вокальной музыки, предварил исполнение своих произведений приветственным словом. Мировая премьера "В густой траве" на стихи Александра Блока была подготовлена вокальным циклом "Четыре стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева". Композитор высказал мысль, что выбранная им поэзия - это бриллиант, который огранён его авторской музыкой. Также, музыкант поблагодарил проект "Музыка нашего времени", назвав его востребованнейшим, где может звучать творчество композиторов наших дней.

Композитор-пианист несколько перегрузил фортепианную партию в ансамбле с голосом, который часто занимал второстепенную роль. Рояль подражал фактуре сочинений романтической музыки, иногда разрывая смысловую линию текста. Ольга Дейнека-Бостон, солистка Камерной сцены Большого театра, и Карина Погосбекова, по мнению композитора, не нуждались ни в одном авторском замечании на репетициях.

И вновь московская премьера - вокальный цикл на стихи Ивана Бунина Николая Мажары. Пианист, композитор, педагог, профессор кафедры композиции Санкт-Петербургской консерватории размышлял о любимом поэте:

"Природа, которая оживает в каждой строчке (иногда буквально - апрель-царевич, весна-царевна), дышит особенной музыкальностью".

Природа у композитора предстала во всей своей красе в трёх дуэтах для голоса и инструмента, которые выступают равноправными партнёрами. Партию вокала исполнил Илья Селиванов, солист Большого театра России.

Кульминацией вечера стал вокальный цикл "Звенидень" на стихи поэтов Серебряного века - одна из вершин творчества современного классика Юрия Александровича Фалика и, можно сказать, вершина исполнительского прочтения солистки театра "Геликон-Опера" Юлии Никаноровой. Певица подарила истинное наслаждение музыкой и своим мастерством. Великолепная артистка, которой было подвластно всё и даже больше сотворила яркие сценические образы Максимилиана Волошина "Старые письма", Анны Ахматовой "Причит", Марины Цветаевой "Окно в ночи", Саши Чёрного "Ночная песня пьяницы", Игоря Северянина "Ноктюрн", Иннокентия Анненского "Колоколы-балаболы", "Звенидень" Василия Каменского.

"Душа хотела б быть звездой" - пять стихотворений на слова Фёдора Тютчева для детского хора и солирующего фортепиано Михаила Броннера завершили концерт. Сочинение посвящено памяти российского дирижёра, основателя детского хора "Весна" Александра Пономарёва. Мелодичный и гармоничный в своей классической основе, но всё же узнаваемый современный колорит музыки Броннера был запечатлён женским, точнее, девичьим хором Ипполитовки.

Своеобразная аура вечера, соединившая классику русской поэзии и современный музыкальный академизм, интересно составленные номера программы транслировали аудитории цель проекта, который сформулирован так: познакомить широкого слушателя с красотой и разнообразием современной вокальной музыки вопреки сложившемуся представлению о немелодичности современного музыкального языка.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Постапокалипсис авангарда
Музей-заповедник "Остафьево - Русский Парнас" приглашает на Арт-фестиваль для всей семьи "О! Пушкин"
Земля Малая, артисты большие

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть