По традиции, московские фестивали памяти выдающегося виолончелиста и великой личности Мстислава Леопольдовича Ростроповича ежегодно открывались в его день рождения 27 марта. Неоднократно отменяемый из-за пандемии XII фестиваль Маэстро поднял, наконец, занавес фестивальной декады на сцене заснеженного "Зарядья".
Бессменный худрук Ольга Мстиславовна Ростропович всегда приглашает на фестивальные программы самых прославленных зарубежных исполнителей и всемирно известные музыкальные коллективы. И это послужило дополнительной трудностью в организации XII фестиваля в условиях локдаунов и ограничений.
Верится, что легендарное имя Ростроповича, смелого и бесстрашного человека, послужит своеобразной "вакциной" для музыкантов и меломанов. Если солисты и оркестры вышли на сцену под эмблемой фестиваля портретом нашего "дорогого Ростропа", то его незримо присутствующий дух будет оберегом от всех болезней. Горячее желание и мысль о необходимости отдать дань глубочайшего уважения гениальному музыканту и величайшему гуманисту не допустят боязни заболеть у участников и слушателей. Это "Музыке угодное" правое дело.
![](/files/2191176psz.jpg)
Гости из Мюнхена подарили зрителям незабываемый концерт открытия нынешнего фестиваля. Высочайший уровень исполнительского мастерства, который, в принципе, является приоритетом фестивалей Мстислава Ростроповича, присутствовал на сцене в энной степени. Культура звука и мощь западных музыкальных традиций переливались всеми гранями инструментального ремесла.
Совершенно чудесным мягким звуком прозвучала Сюита старинных песен и танцев для лютни Отторино Респиги в оркестровой транскрипции. Мерцающий бархатный звук коллектива сохранялся и в кульминационных моментах, что особенно подчеркивало стилизацию старины.
Гайдновский популярный концерт под смычком Даниэля Мюллер-Шотта блистал великолепием стиля венской классики. Обаятельный и очень артистичный сценический облик музыканта покоился на фоне мастерского аккомпанемента оркестра, ведомого Мастером Лоренцом Настурика-Гершовичи. "Зарядье" несмолкаемо просило бис. Виолончелист исполнил соло "Хабанеру" Мориса Равеля.
После концерта Даниэль сделал много комплиментов акустике Большого зала "Зарядье" и сказал, что всегда любит приезжать в Москву. Он связан с российской столицей всей душой. В 1992 году, в возрасте 15 лет, молодой виолончелист стал обладателем первой премии I Международного юношеского конкурса им. Чайковского в Москве. Целый год он занимался с Мстиславом Леопольдовичем, а потом ездил за ним по миру. Факт из его биографии: в память о выступлении своего кумира на развалинах Берлинской стены в 1989 Даниэль исполнил Баха у Бранденбургских ворот в 2018 на дне празднования объединения Германии. 500 тысяч человек присутствовали при этом событии.
![](/files/219119o5ba.jpg)
Струнный квартет № 14 "Смерть и девушка" Шуберта - Малера для камерного оркестра в сбалансированном фирменном звучании "Сделано в Мюнхене" продолжил настроение мягкой теплоты, интимной камерности и родственной близости к виновнику торжества – Маэстро Славе. На бис Лоренц Настурика-Гершовичи выбрал сочинение в такой же эмоциональной тональности. Прозрачно-нежная по фактуре "Сицилиана" композитора-женщины Марии Терезии фон Парадис эпохи Моцарта стала последним поклоном Ростроповичу и публике.