XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

4 октября 2016 17:47

Ballet chorus "Анри" на фестивале "Видеть музыку"

Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии в рамках фестиваля “Видеть музыку” представил театральный эксперимент ballet chorus “Анри”.

Фото: www.oblgazeta.ru
Фото: www.oblgazeta.ru

“Вы увидите только то, что вам захотят показать!” – этой фразой Анри де Тулуз-Лотрека, ставшей слоганом спектакля “Анри”, создатели постановки обезоруживают любого критика, который попытается сказать, что всё было не совсем так.

Если попытаться концентрированно сформулировать смысл спектакля, то он о существовании большой талантливой души, заключённой в тело калеки. Спектакль “Анри” – не биография французского художника. Это, как выразились его создатели, композитор Марина Собянина и автор либретто, постановщик и хореограф Лариса Александрова, “фантазийная реконструкция судьбы “Великого карлика”.
 
Марина Собянина – композитор, вокалистка и пианистка. С 2009 года у неё существует интереснейший проект Jazzator – она работает и в джазе, и в академических музыкальных жанрах, пишет музыку для кино и театра, играет концерты с такими известными музыкантами, как Сергей Летов и Бобби Макферрин.
 
Лариса Александрова – очень интересный и яркий режиссёр и хореограф, её спектакль на музыку В. Мартынова “Casting off” в 2010 году получил “Золотую маску” в номинации “Лучший спектакль современного танца”.
 
Спектакль “Анри”, жанр которого сами создатели определили как ballet chorus, – вокально-хореографический спектакль, был поставлен Cвердловским академическим театром музыкальной комедии в 2014 году в честь 150-летия со дня рождения одного из самых ярких французских художников – Анри де Тулуз-Лотрека, певца монмартрских кабаре и “Мулен Руж”, который оставил после себя сотни картин, акварелей, театральных плакатов, гравюр.
 
Сразу хочу сказать, что элемент балета в этой постановке заметно превалирует, несмотря на декларируемый синтез. Поначалу даже вздрагиваешь, когда начинает звучать хор, потому что успеваешь привыкнуть к тому, что перед тобой вполне традиционный балет, пусть даже и говорящий современным языком. Позже, когда действие происходит в кабаре, вскрики танцовщиц уже вполне органичны, они естественны для этого жанра.
 

Что же касается персонажей…

Дело в том, что у балета как жанра есть свои естественные ограничения. В опере достаточно реплики “Рекомендую вам: Онегин, мой сосед”, чтобы всё стало понятно. В балете вы никогда в жизни не догадаетесь, что прекрасных лебедей зовут Одетта и Одиллия, если у вас нет программки.
 
Здесь всё ещё хуже, потому что действующие лица спектакля Ла Гулю, Джейн Авриль и Валентин Бескостный – вполне исторические персонажи со своей яркой и драматичной судьбой, близкие знакомые Лотрека, который их много раз рисовал. Если это знать, то и спектакль смотрится иначе, у него появляется новый смысл, больший, чем просто набор хореографических дивертисментов. Это, конечно, проблема зрителя, а не спектакля как такового, но она есть.
 
Строго говоря, условно-биографические элементы спектакля относятся главным образом к периоду детства, позже всё приобретает более символические формы. В течение всего спектакля, на сцене помимо реальных действующих лиц есть ещё коллективный персонаж под названием “Судьба”, состоящий из артистов хора театра и балета. И на сцене “Судьба” с Анри обходится очень жестоко. Да и в жизни Анри де Тулуз-Лотрека она сыграла действительно существенную и трагическую роль.
 
Спектакль открывается картиной детства героя (его исполняют воспитанники детской студии театра), в котором его окружают три символа – отец, мать, которые пытаются отделаться от него, перебрасывая друг другу (что не совсем справедливо по отношению к матери Анри, графине Адель Тапье де Селейран, с которой он был близок всю жизнь) и маленькая педальная лошадка, которая и стала причиной его несчастья. Они время от времени появляются как фрейдистский символ, как память, как точка отсчёта. Как фантасмагорический призрак.
 
С позиций образности, пожалуй, самый хореографически интересный эпизод – это первое появление уже взрослого Анри (Алексей Литвиненко). Если знать, что исторический Анри в отрочестве сломал шейки бедра на обеих ногах, после чего его ноги перестали расти (как результат генетических проблем), то эта сцена борьбы с собой и судьбой производит очень яркое впечатление, потому что помимо образности, в этом номере есть динамика и внутренний драматизм. При том что в этом художественном контексте парадоксально, но очень органично используется язык брейк-данса. Функционально, если прибегнуть к оперной терминологии, это каватина, выход главного героя, и этот выход запоминается, пожалуй, более всего.
 
Сам сюжет и место действия провоцируют на иллюстративное использование стилизации танцев кабаре Монмартра и “Мулен Руж”. В какой-то момент начинаешь ожидать просто прямого использования музыки кабаре. Но Александрова и Собянина остаются в рамках своей стилистики и лишь условно обозначают жанровость танца.
 
Хотя в хореографии номера танцовщиц из “Мулен Руж” появляются элементы, напоминающие о постановках Боба Фосса, – это вполне естественно – если люди говорят об одном и том же, то и слова иногда используют те же самые.
 
Вся картина этого балета – а это все же балет – в комплексе с костюмами (Дмитрий Разумов) и светом (Иван Виноградов) держит внимание зрителя, несмотря на некоторую статичность драматургии. Хотя ближе к концу возникает ощущение некоторого количественного излишества финалов – форма несколько расползается, и когда артисты выходят на поклоны, это в первый миг воспринимается как очередное, уже совсем излишнее заключение в рамках сюжета.
 
Если говорить о музыке, то здесь всё неожиданно и тесно взаимосвязано – работа дирижёра, оркестра и собственно музыкальный материал.
 
Начну с самого простого. Работа оркестра выглядит безукоризненно. Дирижёр-постановщик Антон Ледовский точен, рационален и демонстративно ритмичен в жесте. А по-другому и быть не может, потому что на кончике его палочки – оркестр, балет и хор.
 
Оркестр играет “в режиме мюзикла” – почти бесстрастно, надёжно как запись и, тем не менее, достаточно эмоционально. Практически у всех инструментов есть достаточно яркие сольные фрагменты.
 
Весь звук идёт через микрофоны, и это иногда создаёт впечатление, что звучит синтезатор, потому что звук в динамиках несколько перегружен. Вполне возможно, что это сознательная задумка, потому что в музыкальной фактуре иногда выписаны автором и исполнены музыкантами вживую те эффекты, которые обычно реализуют с помощью электроники, такие, к примеру, как затухающая реверберация. В целом партитура написана изысканно и зачастую любопытно наблюдать за тем, “что и как хотел сказать автор”.
 
P.S. Странно, но о том, что Анри де Тулуз-Лотрек в первую очередь художник, вспомнили только в самом конце спектакля, когда на сцене появилась проекция из репродукций его картин.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть