Сцена из спектакля "В тени эйфории". Фото: пресс-служба фестиваля
Переложить полную психологической рефлексии прозу Достоевского на язык танца – задача сама по себе заслуживающая внимания. И вдвойне - когда это делается с таким пристрастием к деталям, которое заметно во всех составляющих спектакля из Хабаровска. Качественная работа со световой палитрой и, с одной стороны, простые, а, с другой стороны, всеобъемлюще характеризующие визуальную атмосферу повествования декорации в виде проекций абрисов и контуров узнаваемых архитектурных рельефов Санкт-Петербурга. Абсолютно в точку подобранный музыкальный ряд, составленный из психоделической музыки современных молодых композиторов. Музыкальное сопровождение, как и вся сценография, подчёркивают вневременность истории, её актуальность в любую эпоху. О поисках компромисса между манящей, призрачной мечтой и приземлённой реальностью артисты ведут разговор со зрителем на языке хореографии. Это театр танца, призванный соединить актерское мастерство с хореографией. Однако, именно на этапе синтеза этих двух видов искусства случился главный недостаток спектакля: собранные этюдным методом части выглядели несколько по-отдельности, хоть и были условно связаны единым повествованием. Компенсацией некоей раздробленности стал вдумчивый и выразительный танец, который практически "проговаривал" текст, так ясен и понятен был каждый шаг и жест артистов. В этой органичности хореографической канвы и её артистического воплощения и заключается главное достоинство спектакля.
Сцена из спектакля "В тени эйфории". Фото: пресс-служба фестиваля
"В тени эйфории" остаётся в памяти очень цельным и запоминающимся впечатлением. Эта достойная, эстетически аккуратная работа без ярого желания эпатировать публику нетривиальными формами и избыточными философскими подтекстами литературного первоисточника, своей вдохновенной трогательностью с лихвой компенсирует некоторую однообразность хореографической лексики. Вызывает всяческое уважение стремление постановщиков\артистов к редкой в наше время спокойной содержательности, отсутствию необходимости что-то кому-то доказывать, бросать вызов, поражать и эпатировать выбранными техниками и выразительными средствами…
В итоге спектакль наталкивает на важные не только для танца, но и для всего современного театра вопросы. Если для постановщиков сейчас актуально именно такое видение и воплощение, то почему бы не считать именно его современным? Может быть, и надо настаивать на праве ставить не в угоду современным тенденциям и принципам?
Сцена из спектакля "В тени эйфории". Фото: пресс-служба фестиваля
Этот спектакль становится смелой заявкой на творческую свободу, на свободу выбора в материале для создания танцевального спектакля и в его воплощении. А при обсуждении последней составляющей спектакля, невозможно не восхититься физическими данными артистов. Мягкие, тихие, чувствующие, понимающие, отзывчивые, но при этом воспитанные тела, которые при грамотной шлифовке смогут дать фору иным передовым московским танцовщикам и уже опережают некоторых из тех, кто в столицах причисляет себя к авангарду. Зная, что в прошлом году в Хабаровском крае танцовщик Демьян Ересько стал лауреатом краевого конкурса в номинации "Надежда сцены", хотелось бы переформатировать это звание в более актуальное – "конкурентно способный артист". И чем дальше на Запад от Хабаровска - одного из самых восточных центров страны – тем более жизнеспособной и ценной будет именно такая характеристика артиста. А её достойны все участники привезённого на фестиваль "Видеть музыку" спектакля!
Хабаровская постановка из числа таких, перед просмотром которых не надо готовиться и судорожно гуглить "как смотреть и понимать" современный танец. "В тени эйфории" вовлекает в свою многослойную палитру и позволяет просто наслаждаться красотой и легкостью восприятия. В нынешнее время это – огромная ценность.