Константин Тон. Фото: polit.ru
Константин Андреевич Тон родился 6 ноября (по новому стилю) 1794 года в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев и прожил удивительно долгую жизнь – 87 лет. Архитектор скончался в 1881 году. Его родные братья тоже выбрали специальность архитекторов, но они не оставили такого глубокого следа в русском зодчестве.
Константин Тон был выпускником Императорской академии художеств и учеником самого архитектора А. Н. Воронихина, строителя Казанского собора в Санкт-Петербурге. Академический курс он окончил со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью и был оставлен при академии. Спустя несколько лет Тона отправили на шестилетнюю стажировку в Италию, где изучал как раннехристианские храмы, так и современные ему строения. Итальянские изыскания впоследствии отразились в проектах Тона и его учеников. Константин Андреевич создал свою собственную студию, получившую в русском искусстве условное название "школа Тона" – не только в смысле учебного заведения, но и архитектурного стиля. Именно Тон разработал так называемый "русско-византийский стиль" храмового зодчества, имитировавший древние базилики и византийские храмы. Стиль получил широкое распространение в правление Николая I, благоволившего дерзкому архитектору. В этом стиле построен знаменитый Храм Христа Спасителя, к сожалению, знакомый нам лишь по "ремейку" 1990-х годов. Но общие очертания храма Тона в "новоделе" сохранились.
Большой Кремлевский дворец. Фото: соцсети.
Константину Тону принадлежат проекты церкви чудотворца Митрофана в Воронеже; петербургской церкви святой Екатерины, соборов святой Екатерины в Царском Селе и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. — собор Уланского полка) в Петергофе (они и возводились под его руководством); проект гранитной набережной Невы напротив академии с фигурами двух сфинксов на пристани; проект Московского вокзала в Санкт-Петербурге; проект церкви Введения Богородицы в Семёновском полку. Именно в нем наиболее полно выразился изобретённый Тоном тип храмов: возрождение старинной русской церковной архитектуры в более гармоничных формах. Строя по николаевскому заказу дворец в Московском Кремле, Константин Тон тоже имитировал стиль древнерусских построек.
Константин Андреевич проектировал церкви, официальные здания, жилые дома по всей Российской империи – в Тифлисе, Олонецкой губернии, Новгороде, Новом Иерусалиме под Москвой и пр. За эти праведные труды царь пожаловал ему потомственное дворянство. Во второй половине жизни он состоял ректором Императорской академии художеств (с 1854 года).
Архитектурная "школа Тона" в начале ХХ века была раскритикована потомками как "холодная" сухая, подменяющая подлинную красоту ее имитацией. Но даже скептики признавали, что именно Тон первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках родной старины. Постройки в очертаниях "школы Тона" определяют облик многих российских провинциальных городов до сих пор.