День 2 февраля стоит посредине между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Язычники, чутко следившие за природными циклами, подмечали такие "вехи" и считали, что в этот день весна сменяет зиму – пусть даже незаметно и подспудно. Однако считалось, что весну чувствуют звери – тотемные покровители наших пращуров. С их поведением в этот день связывали прогнозы на ближайшее и отдаленное будущее.
Еще древние римляне эту дату называли День ежа и специально "будили" колючего, чтобы посмотреть, как он приветствует весну. Жившие в то же время на севере Британии кельты с 1 по 2 февраля праздновали Имболк — начало весны. Календарь кельтов строится исключительно на животных и растениях. Должно быть, они тоже в этот день какого-то зверька "будили".
Аналогичная примета существовала еще у древних германцев. Только они следили за барсуками и медведями, которые на зиму впадают в спячку. Считалось, что солнечный день, когда животное видит собственную тень, предвещает еще шесть недель морозов. Логично: зимой яркое солнце светит, но не греет, а тепло связано с пасмурностью.
Считается, что именно немецкие иммигранты "привезли" в Америку обычай отмечать День сурка, на котором и строится сюжет фильма. Вместо большого и опасного медведя они выбрали более компактного представителя местной фауны.
Пришествие в Европу христианства смешало многие языческие традиции с церковными праздниками. Дохристианский день начала весны перекликается со
Сретением. На Руси так и говорили: "На Сретение зима с весной встречается", - хотя по православному календарю в этот день состоялась совсем другая встреча. Сретенские приметы аналогичны древним: если на праздник светит солнце, зима прогостит еще как минимум 40 дней.
Тем не менее, Сретение по Григорианскому календарю отмечают 2 февраля. По нему живет весь западнохристианский мир. Потому в Европе и Америке очередной День сурка наступил сегодня.
Он берет начало в 1887 году в пенсильванском городе Панксатони. Именно в Пенсильвании обильнее всего селились выходцы из Германии. Они и "реанимировали" традицию своей далекой родины в виде Дня сурка. Известно имя "изобретателя" праздника: редактор местной газеты Клаймер Фрис. Он подал идею группе состоятельных граждан, охотников на сурков, образовавших Панксатонский клуб сурков.
2 февраля 1887 года охотники пошли в лес на окраине города, в местность под названием Gobbler's Knob, и нашли сурка. Животное проснулось ненадолго: увидело свою тень и отправилось досыпать. Зима оказалась затяжной – как и было предсказано. Люди быстро сообразили, что сурка можно не ждать в лесу, как у моря погоды, а заиметь домашнего. И понеслось…
Фото: © AP 2023
Сегодня в Панксатони, на родине Дня сурка, 2 февраля устраиваются фестивали. Местные чиновники, при полном параде, во фраках и цилиндрах, произносят торжественные речи перед жителями и гостями города и достают сурка из специальной переноски. Толпы пристально следят за малейшим его движением. Обычно в Панксатони живет около 6 тысяч человек. В День сурка количество населения увеличивается в разы – столько народу привлекает незатейливый вроде бы обряд.
В России тоже празднуется День сурка, но не с таким размахом. Но, например, в Московском зоопарке есть зверьки Арчи, Нагайна и Сара, которые считаются предсказателями. Однако их не будят специально, а просто наблюдают, проснулись ли они в "свой" день. Если погоды слишком холодные, они спят вот именно как сурки. Сотрудники зоопарка понимают: ждать весны еще долго.
К слову, наука скептически относится к прогностическим способностям сурков. Причем не отечественная, а мировая. Национальный центр климатических данных США и Канадская метеорологическая служба исследовали точность "гадания по суркам". Знаменитый обитатель Панксатони прав ровно в половине случаев. Но некоторые сурки предсказывают погоду с корректностью до 80 процентов.