"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

23 августа 2022 11:59

К берегам священным Нила…

Панорама православной Нило-Столобенской пустыни во времени и в пространстве.

Нилова пустынь. Фото, кроме особо оговоренных - Е. Сафроновой.
Нилова пустынь. Фото, кроме особо оговоренных - Е. Сафроновой.

Нило-Столобенская пустынь расположена на острове Столбный у восточного берега озера Селигер: около 10 километров от Осташкова по воде и порядка 25 километров – по суше. Пустынь – один из древнейших сохранившихся российских монастырей (основана в XVI веке) и явно входит в число красивейших и почитаемых. Прославил обитель преподобный Нил Столобенский. Посетить Нило-Столобенскую пустынь настоятельно рекомендуют всем, кто приезжает на Селигер. Панорама Нило-Столобенской пустыни способна поразить даже атеистов. Кто увидит в ней историю победы духа над плотью, а кто – торжества человека над дикой природой.

Почему остров зовут "Столбный" или "Столо́бный", объясняют двояко. По первой версии, этот клочок суши похож очертаниями на столб. Но современные карты "со спутника" подобное сходство не отражают. Разве что в средние века остров имел другую форму… Как говорилось в статье про Селигер, воды озера не только "подтачивают" острова, но и порой "растворяют" их. Но все же убедительнее предположение, что в наименовании острова сохранилась память о "столбе", языческом капище, устроенном здесь в незапамятные времена. На это указывает вся история острова. Христианские храмы и монастыри часто ставились на местах языческих святилищ. То ли "намоленные" места источают особую энергетику, которую улавливают настроенные на духовную волну люди, то ли новая вера стремится полностью искоренить старую, возводя свои алтари в точности там же. Считается, что преподобный Нил обосновался  уже поименованном острове и не стал менять его название, а, напротив, заслужил от него свой "эпитет" Столобенский. 


Спутниковая карта острова Столбный.

При Ниле

История преподобного Нила написана старцами, которые его лично знали. Родился он на Жабенском погосте под Псковом (в Деревской пятине Новгородской земли). Современное название этого места – село Рожество. Нил рано осиротел. О его родителях и мирской жизни сведений нет. Мальчика определили в Крыпецкий монастырь, где он принял постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника (Нила Синайского, раннехристианского святого). Житие гласит: братия Крыпецкого монастыря стала замечать чудеса, происходившие после молений юноши. За чудотворную силу его и решили постричь в монахи. После процедуры братия стала спрашивать у Нила, как он творит чудеса – но он не желал хвалиться и даже попросил настоятеля отпустить его из обители, чтобы вести отшельнический образ жизни в трудах и молитвах. Его пожелание исполнили.

Тринадцать лет Нил скитался по южному склону Валдая, долгое время жил у реки Черемхи (или Серемхи). Постепенно слава об отшельнике-чудотворце разнеслась по окрестностям. Люди стали приходить к Нилу, прося молитв и наставлений. Молва и паломничество стали тяготить преподобного. Однажды отшельнику привиделся сон. Божественный глас сказал: на чудном острове Столбный он найдет благодать и монашеское уединение. Нил направился на поиск острова и нашел его. Как сказано в Житии, он пришел туда со своей любимой иконой Владимирской Божией матери в руках и поселился на самой высокой точке острова.  Момент, когда  Нил явился на Столбный, хронологически зафиксирован чётко: в 1528 году. Первый год он провел в собственноручно выкопанной землянке, потом сладил себе келью и часовню для молитв.


Икона Нила Столобенского. Фото: газета-вся-тверь.рф

Обычно к монаху приходили с добрыми намерениями. Но однажды к Нилу ворвались разбойники, решившие его убить и ограбить. Он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Богородицы, и татям почудилось вооруженное воинство. В ужасе они упали к ногам Нила, раскаялись и запросили пощады. По легенде, явление разбойников было одной из дьявольских козней, которыми лукавый пытался смутить святого человека. В житии еще значатся пожары и даже попытки сбросить его келью в озеро (землетрясение или оползень?..). Однако преподобный Нил непреклонно преодолевал все напасти молитвой и верой. Ещё он дал обет нележания – и ревностно его соблюдал. Нил никогда не принимал горизонтальное положение и даже спал сидя, укрепив себя верёвками, привязанными к крюкам, вбитым в стену. Таким, сидящим и молящимся, образ преподобного Нила и увековечили – как в рукописной иконе, так и в статуе. Он – единственный православный святой, канонизированный в скульптуре. Для нашей веры поклонение фигурам святых, в отличие от католичества, не присуще. В свое время деревянные резные статуи святых повелел убрать из храмов Петр Первый, называя их "идолищами погаными" и другими скверными словами. Борьба со скульптурами протекала драматично и кроваво и заняла много лет, но в итоге позиция официальной церкви победила. Этой исторической коллизии посвящен новый роман Андрея Рубанова "Человек из красного дерева".  


Резной образ Нила в Богородицком Житенном монастыре Осташкова. 

Преодолевал Нил и соблазн "жития в миру": обитал на острове в суровом одиночестве. Единственными, кто навещал его, были духовник Нила Герман и еще один брат – Сергий. Чтобы исповедовать и причащать Нила, монахи переправлялись на остров на лодке. Так прошло 27 лет. Всего же в монашестве Нил прожил 43 года. Во время одной из встреч отшельник поведал духовнику о своих чаяниях: чтобы на острове Столбном после его кончины появился монастырь. Однажды, приплыв, Герман обнаружил Нила мертвым. Эта дата тоже сохранилась: 1555 год. Тело похоронили, а рядом с могилой начали, по завету Нила, строительство монастыря. Иеромонах Герман выступил основателем обители. Первые постройки были деревянные. Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни.



После Нила

В 1594 году патриарха Иов разрешил насельникам Столбного острова открыть монашескую обитель в тех самых деревянных храмах и кельях, возведенных под руководством Германа. Этот год считается основанием монастыря, хотя мы уже знаем, что он до того существовал едва ли не столетие. Именно после этой даты в окрестных слободках стали резать деревянную скульптуру Нила Столобенского. Для освящения первого монастырского храма в том же году монахи Оршинского монастыря под Тверью написали икону Нила Столобенского. Предание говорит, что иноки шли по Волге вдоль восточного берега и пришли в монастырь пешком, специально чтобы украсить иконостас. По этой иконе наряду с изваянием Нил Столобенский был канонизирован.

Одна из скульптур, созданных по образу и подобию преподобного, пользуется славой чудотворной. Это изваяние сейчас хранится в музее "Наследие преподобного Нила" в Нило-Столобенской пустыни. Вырезанная из дерева и раскрашенная статуя изображает святого сидящим в благочестивой задумчивости. Предположительно её создали в 1770—1780-е годы для Покровского храма церкви Иоанна Предтечи Нило-Столобенской пустыни. Искусствоведы полагают: её автором мог быть лепщик Кондратий Семёнович Конягин. Помимо Нило-Столобенской пустыни, он работал над украшением храмов Осташкова и Валаамского монастыря, где, по некоторым сведениям, потом принял постриг, там и скончался.


Нило-Столобенская пустынь, вид с колокольни. 

Деревянный храм и службы Нило-Столобенской пустыни просуществовали чуть более ста лет. В 1667 году случился пожар, погубивший их. Тогдашний настоятель монастыря Нектарий Теляшин пришел пешком на Патриаршее подворье в Москву и попросил денег на строительство белокаменного храма. Средства выделили. При закладке фундамента стена могилы Нила обвалилась – и все присутствующие увидели нетленные мощи отшельника (гроб и плоть истлели, кости же сохранились), а при этом сияние разлилось по небу. Все монахи, увидевшие это чудо, оказались долгожителями. Знамение произошло 9 июня 1667 года. 9 июня православная церковь празднует обретение мощей преподобного Нила Столобенского. Это крупнейший праздник Ниловой пустыни.

Мощи поместили в дубовую раку, а на месте их обретения построили каменную Покровскую церковь и церковь Иоанна Предтечи. Оба храма не дожили до наших дней, почему, скажу после. Сейчас мощи Нила находятся в Богоявленском соборе – главном, издалека видимом храме обители. С мощами Нила тоже связана целая эпопея в ХХ веке. В 1926 году, году закрытия монастыря, из Осташкова прибыла делегация на лодках: верующие забрали раку с мощами Нила Столобенского и увезли ее в храм Вознесения. Там она и поныне обретается. Однако при патриархе Алексии Втором состоялось перенесение мощей Нила Столобенского на их историческое место. Когда владыка 9 июля 1995 года прибыл в Осташков, было решено – по просьбе богомольцев – оставить старую раку и частицы мощей в городе. Мощи Нила в пустыни положили в новую дубовую раку в малахитовом оформлении. Мощи теперь присутствуют в двух храмах; святой "окормляет" весь Селигер. День 9 июля стал еще одним большим праздником для монастыря.

Раз уж зашла речь о памятниках. При входе на территорию пустыни через надвратную Светлицкую башню во дворе гостей встречает бронзовая скульптура Нила Столобенского. Памятник изготовили петербургские скульпторы Борис Сергеев и Ольга Панкратова в полный рост, а не в привычном для Нила сидячем положении. Его установили в 2003 году, а через два года случилось чудо. В ночь с 9 на 10 августа 2005 года на Селигере начался ураган невиданной силы и бушевал двое суток. Буря свалила вековой дуб близ памятника Нилу, но его даже не задело упавшим прямо на него деревом!..  Памятник прошел между мощными ветвями и стоял невредимым. Весть о современном чуде распространилась молниеносно, и поглядеть на него на остров прибыли толпы паломников, несмотря на скверную погоду.


Памятник Нилу. 

Период наиболее интенсивной застройки Нило-Столобенской пустыни пришелся на начало XIX века. Ею монастырь обязан императору Александру Первому. Александр Благословенный выделял монастырь из всех обителей земли русской, периодически наведывался в него. Самый любимый его храм – Крестоводвиженская церковь в стиле барокко, поставленная во второй половине XVIII века в некотором отдалении от основного монастырского ансамбля. По сравнению с помпезным Богоявленским собором церковь выглядит едва ли не аскетично, но что-то царю в ней импонировало. Он бывал в этом храме не раз и любовался его внутренним убранством. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастыря.


Крестовоздвиженская церковь. 

К "александровским" временам Нилова Пустынь оформилась не только как духовный центр, но и как обширное хозяйство. Экономика монастыря объединяла до 20 разных ремесел. У монахов была даже своя типография и свой флот для доставки паломников!.. Поскольку обитель стоит на острове, флот для нее более чем актуален. Как и все, что с ним связано. Например, пристань.

Архиерейская пристань служит украшением островной набережной. Император Александр I, прибыв сюда в 1820 году, сошел с корабля на эти ступени. С пристани открывается красивая панорама архитектурного комплекса. Но, при всем уважении к самодержцу, Архиерейскую пристань монахи возвели не только для него. Прежде всего, она была нужна паломникам. Большую часть своей истории, как и весь Селигер, Нилова пустынь принадлежала Великому Новгороду (лишь 200 лет из пятисот она относится к Тверской епархии). Новгородцы любили совершать водный крестный ход к Нилу Столобенскому. "Маршрут" его изучен: в Новгороде люди под звон колоколов Святой Софии двигались к Волхову, садились в лодки, шли по Ильменю, по реке Ловать, по различным притокам, доходили до берега Селигера, перетягивали в него плавсредства и по водной глади достигали Ниловой пустыни. Иной год в неё на праздник обретения мощей Нила стекались тысячи паломников, и раку с мощами приходилось выносить во двор, чтобы все могли к ней приложиться. Поговаривают, что даже в советские времена люди на лодках приплывали в Нилову пустынь. В историю места равно вошли и тайные приезды "безбожной" поры, и пышные крестные ходы Великого Новгорода.


Архиерейская пристань. 

В середине XIX столетия остров Столбный забрали в гранит, и он стал похож на Василеостровскую набережную Санкт-Петербурга. Гранитная набережная облагораживает пейзаж и укрепляет остров. Часть гранита, пошедшего на эту "оправу", местного происхождения, однако основной каменный массив доставлен из Карелии. Камни иноки тащили волоком на себе по берегам озера. Затем валуны вручную обрабатывали в монастыре: три стороны глыбы монахи шлифовали, на четвертой делали выемку, чтобы вернее сочетать камень с камнем, и скрепляли их металлическими скобами. Конструкция простояла более 150 лет – дай Бог, еще столько же простоит.


Архиерейские покои. 

К прибытию императора готовились, фасад Архиерейского корпуса оформили как Зимний дворец в миниатюре, в псевдоготическом стиле, соединили переходом с надвратным храмом Нила Столобенского. По местной легенде, к облагораживанию Архиерейского корпуса руку приложил Никифор Пожарский из Торжка. Судя по всему, он был из тех Пожарских, Пушкиным воспетых – владельцев ямского промысла и гостиницы с трактиром, где подавались куриные котлеты, которые не только Пушкина, но и Николая I восхищали. Нам во время экскурсии сказали, будто бы Пожарский потом бросил трактир и котлеты и занялся строительными подрядами – и посоветовал сделать Архиерейскому корпусу один большой круглый купол вместо пяти маленьких. Не берусь судить, так ли это, или речь о родственнике-однофамильце. Пусть будет историческая загадка.  А купол стоит вот уж скоро двести лет.

Лучший "дар" Александра Благословенного обители – Богоявленский собор.


Богоявленский собор. 

Храм с таким названием начали строить еще в 1671 году для мощей преподобного. Но старый Богоявленский собор обветшал, его пришлось разобрать. Говорят, что советовались по поводу нового храма с самим Бартоломео Растрелли, тот предложил построить церковь в готическом стиле, как архиерейские покои, но настоятеля это почему-то смутило. И как раз пора было принимать высочайшего гостя… Александр I принял живейшее участие в обсуждении проекта второго Богоявленского храма. Он пригласил настоятеля в Петербург в июле 1820 года, когда закончился конкурс проектов на строительство Исаакиевского собора, и лично предложил ему для монастырского кафедрального храма тот проект, что занял второе место. Он выполнен в типичном классическом стиле, с треугольным портиком, с мощной колоннадой и с "вмонтированной" в основное здание, а не отстоящей от него колокольней – чтобы не теснить без того ограниченный монастырский двор. Остров Столбный невелик, не то что подворье обители, а весь его можно обойти неспешным шагом за 15-20 минут. Архитекторам, планировавшим монастырские и служебные строения, приходилось учитывать "убористость". Проект Богоявленского собора доводил до ума зодчий, не менее прославленный, чем Растрелли – Иван Шарлемань. Это он по поручению конкурсной комиссии дорисовал к чертежу купол над алтарной частью собора, которого не было изначально, для пущей торжественности. Собор строился много лет, отделка его была завершена лишь в 1833 году, уже по смерти Александра I. По стенам внутри были дивные росписи, а лепнину делали мастера из Осташкова. Увы, к нашим дням фрески практически утрачены.


Больничный корпус и храм, закрытый на ремонт. 

Колокольня Богоявленского собора выдерживала 33 колокола: самый большой из них весил более 22 пудов, самый малый – меньше четверти пуда. Их благовест слышала вся округа – перезвон разлетался над водою на двадцать верст. Но Богоявленский собор открывался и проводил службы только на большие праздники. В обычные же дни служили в "малых" храмах: надвратном во имя Нила Столобенского, Крестовоздвиженском, надвратном же во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и церкви Всех Святых, она же больничный храм. Всехсвятский храм – один из старейших сохранившихся в монастыре. Он был соборным до 1833 года, пока возводили Богоявленский собор. Позже его "переосвятили" в больничный храм. При нем находился Больничный корпус. Святым делом считалось ухаживать за больными. Немощных привозили сюда со всех сторон. Трудно что-либо определенное сказать об уровне монашеской медицины. Зато достоверно известно, что в больничный храм и корпус выносили в малой раке частицу мощей Нила, чтобы болящие приложились к ней и исцелились. В настоящее время, вследствие пертурбаций советского периода, больничный храм Всех святых оказался практически полностью разрушен. Именно сейчас в нем идут реставрационные работы.

На верхнем ярусе колокольни обустроена смотровая площадка. Оттуда виден крохотный благоустроенный остров (в том числе три "закрытых" блока, куда нет хода туристам – братские кельи, административный корпус и каретно-хозяйственный двор, да еще тихое монастырское кладбище) – и гигантский синий простор Селигера.



В парадном дворе Ниловой пустыни взорам туристов предстает Братский корпус – жилище монахов. Он наряден с виду, но строг внутри. Братии полагалось спать без подушек, на деревянных ложах (по сравнению со "спальным режимом" преподобного Нила это невероятная роскошь!). Также от монахов обязательно требовали овладеть грамотностью. С этой целью на территории монастыря устроили библиотеку и соединили ее с братским корпусом так называемым Циркульным переходом, чтобы братия ходила за книгами не через двор. Берегли не монахов, а талмуды. Здесь находится 256 древних и ценных книг, в основном богослужебных, но среди них – "Арифметика сиречь наука числительная…" Магницкого. Рядом с библиотекой была казна монастыря, а вплотную к церкви Всех Святых примыкал корпус трапезной. Он отличается по архитектурному стилю от ансамбля. Второй этаж поставил Яков Емельянов из Осташкова – и привнес в него нарядные каменные наличники, принятые в городке. Трапезная "стоит" на леднике, допотопном, но безотказном "холодильнике" глубиной до пяти метров. Продукты, по весне переложенные глыбами селигерского льда, до Покрова (14 октября) хранились, не портились. Также в комплекс монастыря входит краснокирпичный корпус школы, построенной монахами, но теперь он уже не школа.


Библиотека обители. 

Последней в этом сложном архитектурном сочетании была построена надвратная Светлицкая башня, смотрящая на пристань и подъездную дорогу. В ней были кованые чугунные ворота с надписью "Нило-Столобенская пустынь". На втором ярусе башни находились кельи привратников, чьей обязанностью было следить за дорогой и приезжающими. Круглые сутки ждали важных гостей. Не только монархов. В Синодике (поминальной книге) пустыни – 67 фамилий цвета российской аристократии: Мусины-Пушкины, Ромодановские, Шереметьевы. Таких-то славных людей и высматривали день и ночь с надвратной башни, чтобы достойно встретить даже в неурочные часы. Потчевали гостей холодным заливным из рыбы, монастырским квасом и краюхами хлеба собственной выпечки. На третьем ярусе зажигали свет для пеших паломников, шедших по берегам Селигера, на манер маяка. В ответ на гостеприимство богатые и знаменитые не оставляли монастырь своими милостями, подносили ему щедрые дары, в основном церковную утварь из золота с драгоценными каменьями.


Надвратная Светлицкая башня. 

Где все те богатства, после 78 лет советского строя сказать очень трудно. Столь заметный монастырь стал одним из первых объектов "борьбы с поповщиной". Районная газета "Красная волна" призывала переплавить колокола Ниловой пустыни на трактора и самолеты. С 1926 по 1935 год здесь размещалась трудовая колония. Когда колонию ликвидировали, это не пошло на пользу обители. Церкви святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы, построенные на месте пещеры преподобного Нила, в 1939 году были полностью разрушены: кирпичи от них пошли на дамбу, соединяющую остров с "большой землёй". В настоящее время на месте храма Предтечи проводятся раскопки.


Прибытие экскурсии в Нило-Столобенскую пустынь. 

В Великую Отечественную войну в Ниловой пустыни был госпиталь. После войны – дом престарелых в больничном корпусе. В 1960-е додумались до открытия в стенах монастыря базы отдыха "Рассвет". И только после перестройки все вернулось на круги своя. Уже более 30 лет в обители преподобного Нила вновь звучат молитвы. Первым архимандритом восстановленного монастыря в 1990-е годы стал отец Вассиан. Он и осуществлял возрождение мужской действующей обители. И сегодня народ снова спешит к берегам священным Нила. Не все молятся, многие просто любуются красотой – но и такая возможность дорогого стоит.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Молога. 875 лет ныне несуществующему городу.
Киров – Вятка – Хлынов. Памятливый город.
Горские легенды. Красиво и страшно. Продолжение.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть