Этот театр придумал, создал и стал его художественным руководителем удивительный человек - Александр Фёдоров. Режиссёр, педагог, актёр, профессор ВГИКа им. С.A. Герасимова, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства.
Идея театра, где играют дети не нова. Но только Фёдорову удалось сделать из детской театральной студии профессиональный репертуарный государственный музыкальный театр, где играют дети - юные актёры. Сейчас в труппе и студиях занимаются более 600 ребят. У театра современная, большая и прекрасно оборудованная сцена, разнообразный репертуар, гримёрные, классы для занятий, репетиционный зал. Все, как у взрослых, включая серьёзное и чрезвычайно ответственное отношение к делу.
Здравствуйте, Александр Львович, примите поздравления со славным юбилеем! Верится ли, что ДМТЮА исполнится уже 35 лет?
Не знаю даже, почему-то 30-летие было для меня как-то более ответственно, что ли. Я так это чувствовал. Может быть, потому что это была Новая сцена Большого театра и всё, что с этим связано. Сейчас мы празднуем дату у себя в нашем новом здании. И тогда не происходило так много всего вокруг театра и вокруг меня. Просто сейчас у меня есть студенты: 5-й курс заочников актёрско-режиссёрского факультета ГИТИСа и 3-й курс актёрского факультета ВГИКа. Только что я прилетел из Екатеринбурга, где ставил мюзикл "Капитанская дочка" Евгения Загота в замечательном коллективе Театра мюзикла Свердловской детской филармонии. У нас в театре уже идёт подготовка к его же новому мюзиклу "Новые приключения Элли и её друзей в Волшебной стране", который мы делаем при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Очень много всего, и дети выросли, и семья, и на этом фоне 35-летие - как бы одна из забот, один из многочисленных проектов. Пять лет назад этого не было, и поэтому всё было направлено конкретно на празднование. Тогда была ещё жива мама, мой ангел-хранитель, которая сидела с папой в ложе Большого театра. Она могла похвалить, пожурить, поругать, и я чувствовал ответственность перед ней. В тот год ещё наш театр только строился, и было ощущение чего-то необыкновенного впереди. Сейчас театр построен, идут спектакли, всё хорошо. Ни в коем случае я не жалуюсь, нет, это, конечно, великое счастье. Но нынешний юбилей такой, скажем, рабочий.
Вы сотворили целую империю, так почиваете на лаврах?
Нет, что вы, дёргаюсь, всё-таки нервничаю, готовлюсь к юбилею вместе с командой. Вчера до поздна просматривал видеоматериал, который подготовили к дате, где ребята нашли моё интервью 1989-го года. В нём я сказал: "Дорогие товарищи, уважаемые серьёзные люди, если вы не будете помогать, если вы не будете вкладываться в 5-6 летних детей, тo они останутся (почему-то я сказал) с обгрызанной палкой в одной руке и с банкой в другой. Тогда этот образ детей 90-х, наверное, был таким. Если дети не будут укоренены в культуре и искусстве, они просто ничего не захотят в будущем."
И вот я посмотрел на себя такого 28-летнего мудреца и подумал, ну что же, хоть про банку и палку, но не совсем неправильные слова сказал. В тот страшный период всем надо было выживать, и про детей забыли, они оказались без присмотра. Закрылись кружки, закрылось всё.
Вот тогда мы и начали собирать этих детей. Они приходили с улицы к нам в театр. Умные родители сразу понимали, что вот тут будет место, где за детьми будут присматривать.
Сегодня другая опасность. Если мы не будем вкладываться в культурное образование нынешних детей, они будут очень холодными. Человек не может быть холодным, а очень многие сегодняшние дети холодные и расчетливые. Уже в десятом классе школьник знает, что он пойдёт в РАНХиГС или финансовую академию и будет заниматься экономикой. Мы же хотели стать артистами, космонавтами, не бухгалтерами и экономистами. Им ведь в 14-15 лет интересны не финансы, не сами профессии, а возможность зарабатывать деньги, иметь это и то. Да, с одной стороны это хорошо, чем плохо? Да плохо! Где мечта, где фантазия? Если мы в этот их холодный расчёт не впустим какой-то кипяток - культуру, вот это тепло, то будет катастрофа, поверьте мне. В 90-е была катастрофа безнадзорничества, а сейчас может случиться другая.
Ваш спектакль "Республика Шкид" - некая метафора из прошлого на злобу дня?
Знаете, я выбираю произведения часто не от ума, а от сердца и души. Мне очень нравилась эта книга и невероятный фильм. Но я понимал, что это история ещё и о том, как дети находят свой путь в очень сложном мире. Как происходит их переориентация в творчество, в нормальную жизнь, от уличного псевдоромантизма – покурить, кому-то пригрозить, грабануть, кому-то по физиономии надавать, мы же сильные, к интересной творческой жизни. Меня очень интересовала история этих детей, поэтому и была мечта сделать спектакль. Хотелось, чтобы наши ребята в этом поварились, почувствовали, поиграли в это, прошли через это, пусть даже в течение 2 часов на сцене.
Тема актуальнейшая.
Очень. Я всегда привожу в пример слова одного из величайших преступников современности доктора Геббельса, который был совсем неглупый и по-своему талантливый: Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет. Он понимал, что в культуре есть опасность. Она может перевернуть человека, промыть мозги, настроить его на любовь, на толерантность на многогранность мысли. Все виды искусства делают так, что человек задаётся вопросами: что происходит, что за этим стихотворение, а почему так? Я обсуждаю с ребятами такие вопросы. Вот смотрите: наука живёт в голове, физкультура - в мышцах. Сегодня говорят о патриотизме, а где живёт патриотизм? В душе! И там живёт и культура. Она соседка патриотизма, они живут на одной лестничной клетке. Если вы будете развивать культуру, то патриотизм будет приходить к ней в гости, и наоборот. Он не будет ура-патриотизмом. К сожалению, нет должного воспитания, а патриотизм должен основываться на культуре, на естественном чувстве любви к Родине. Одна девочка гениально ответила: Родина - это моя мама. Патриотизм идёт отсюда. Мама - твоя хранительница, она твоя Родина. Её нужно хранить и защищать. И нельзя ругаться матом, когда ты ругаешься матом, ты убиваешь маму с папой. Как сказал Бродский: "Это время тихой сапой убивает маму с папой".
Функции воспитателя Вы уделяете большое внимание?
Да, я очень много провожу бесед, у меня есть такой час худрука, когда я встречаюсь с детьми. У нас замечательные дети, но они тоже хулиганят. В театре строго нельзя курить, ругаться. Воспитываю, говорю о разных вещах. Сейчас мальчики о девочках знают много, только непонятно зачем им это знать так рано. Сегодня говорят, что они должны всё знать с детства. А мы по-другому росли. Девочкам мама расскажет. Мальчики вырастут и узнают. Мальчикам с детства лучше стихи учить. Кстати, очень рад, что завёл поэтическую традицию в театре - я читаю стихи. Знаю действительно много стихов наизусть, могу поставить рекорд чтения более двух часов. Вот пока ехал в театр выучил стихотворение Лермонтова "Тамара".
Поразительно, как Вы столько успеваете!
Так у меня всегда всё с собой, Пушкин, Лермонтов, томик Бродского. Я учу стихи. А как же! Это должно быть. Во-первых, это невероятная тренировка не только мозга, но и души. Я же оттуда много беру - интересные образы, гармонию начала и завершения стихотворения. Великое стихотворение должно не просто хорошо начаться, оно должно закончиться, как у Пушкина, как в "Я вас любил" – невероятным финалом. "Как дай вам Бог любимой быть другим" - это перпендикуляр, это такое новшество, такое событие в стихотворении и всё в последнем слове. Он свою любовь не оставляет себе, а отдаёт неизвестному человеку, который бы так её полюбил.
Такого рода финалы Вы используете в режиссуре?
Я всегда тяну их в спектакль. Стиль нашего театра и моих спектаклей - это слеза в конце. Не то, что должны реветь, слеза - это то, что тебя тронет. Когда человек плачет, тебя слеза трогает и ты не можешь отвернуться.
Момент истины.
Конечно, это значит что-то должно произойти, что тебя тронет. В финале каждого спектакле я это нахожу всегда, в любой сказке и не сказке.
И мыслите перпендикулярно развитию, чтобы вытащить это.
Конечно! Я делаю так, что зритель вдруг должен вскрикнуть, а потом поворот ситуации и... выдох. Вот эта слеза. В спектакле "Новые приключения Элли и ее друзей в Волшебной стране", который сейчас готовим, я тоже нашёл такие моменты. Это мой принцип по каждому спектаклю.
Какой фразой Вы бы это описали?
Фразой Беранже: "Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой" - одной из моих любимых. Здесь присутствует идея самопожертвования. Честь и слава, и сон золотой, а в то же время ты должен быть безумцем.
А Вы отчасти такой и есть.
Это именно так! Когда идея театра ещё была в самом зародыше, я встретился с Юрием Владимировичем Никулиным, совершенно случайно. Мы сидели с моими однокурсниками у него в кабинете в цирке. Я поделился своей задумкой про театр, где актёрами будут дети, и попросил у него совета. Он ответил: "Ты должен быть клоуном". Как, говорю, хочу режиссёром. И он сказал: "Никто не знает, что делают клоуны - это секрет. Но они - сердце цирка, не будет клоунов цирк превратится в состязания спортсменов-акробатов с использованием животных. У нас, у клоунов, всегда в запасе есть гэг, нечто, о чём никто не знает. Случись, что в цирке, мы должны быть готовы заполнить чем-то перерыв. Так и ты должен приходить на репетицию и нести им какой-то секрет". Никулинский завет помню и всегда выполняю. Иногда реальные истории говорю, а то и выдумываю для них что-то. Это подметила наша выпускница Тонечка Писарева, она сейчас актриса РАМТа.
Вы пришли сегодня в кепочке а ля Олег Попов. А клоун на фото в вашем кабинете?
(Смеётся) Это я в 1984-м.
Вы всегда в поиске?
Конечно, постоянно ищу и ищу: авторов, темы для спектакля. Это всегда мечта. Мы музыкальный театр, поэтому есть специфические сложности поиска. Должен быть автор идеи, текста, стихов и автор музыки. Приходится всё равно что-то адаптировать, менять, сокращать, компоновать. Я режиссёр оперного театра, поэтому ещё могу читать партитуры, играть оперный клавир.
Вы заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России, Лауреат многих премий, награды чего-то стоят для Вас или привыкли к ним?
Да, они стоят, я к ним не привык. Человек грешен, я отношусь хорошо к этому, не люблю, когда лукавят. Мы живём в таком мире, в котором награды помогают нам делать своё дело. Заметили, я вдруг понизил голос и стал серьезно говорить (улыбается). Было очень непросто, я прошёл большой отбор, чтобы получить высокие государственные награды, заслуженного деятеля, например, получают только 7 человек по всей России. Честно, приятно, что это и прибавка, так сказать, к жалованию. Я уважаю финансы. И потом, когда руководитель театра имеет награды, то и для детей - это предмет гордости и радости. Владимир Владимирович открывал наш театр. К нам в театр пришел Президент, глава государства! Это статусно. Ему было интересно знакомиться с театром, где играют дети! Отношусь к этому с гордостью и стараюсь от всех политических нападок держаться в стороне.
Мне повезло с моим директором Арсеном Дадамяном, которого рекомендовал мне его отец, профессор, воспитатель всех директоров театров РФ Геннадий Григорьевич Дадамян со словами: "Не знаю какой он директор, тебе решать, но ты можешь спокойно повернуться к нему спиной". Арсен всегда говорит, что Александр Львович придумал театр, создал, построил, а он только помогал. Я действительно был каждый день на этой безумной стройке, очень быстрой. В мае 2019-го здесь был котлован, в декабре 2020-го мы были готовы давать спектакли. В марте 2021-го после пандемии сюда пришёл Президент, в сентябре мы открыли сезон.
Вы такая универсальная личность, солидный профессионал. А кем себя ощущаете?
Молодым мальчишкой лет семнадцати. С детьми и подростками нельзя быть памятником. Надо смеяться, шутить и нельзя играть в панибратство, иначе от них же получишь по щам за это. Педагог, воспитатель старше, всегда умнее, мудрее, должен быть над ними, но не отмахиваться. Ты должен быть другом и отцом, но не приятелем. И одно важное правило - нужно признавать свои ошибки, этим человек отличается от животного. У меня бывают тоже такие моменты, извиняюсь перед всеми и прошу прощения. Доброта в высоком понимании - это способность понять другого, принять его ошибки и простить. В нагорной проповеди Иисуса Христа есть потрясающие постулаты, один прям с таким перпендикуляром - любите врагов ваших, принимайте тех, кто обижает и гонит вас, ибо если вы будете любить любящих, какая вам в том награда, не это ли делают и мытари, сборщики налогов. И всегда начинай с себя, подумай, что ты делал или делаешь не так. Прощать даже по Цветаевой: "Ещё меня любите за то, что я умру".
Данила Яговдик был звездой, переиграл всё в театре, сейчас учится на режиссёра. Мы звали его Яго. В послании на мой День рождения он тоже попросил прощения. Этот гад (ласково) выдал:
"Вы меняете людей, их судьбы, почему я говорю с такой уверенностью, потому что вы изменили лично меня. Привили любовь к театру, об этом даже речи не идёт. Благодаря вам, я начал читать, поглощать в таком масштабе и качестве, смотрел все фильмы, которые вы советовали. Всё брал на подкорку, спасибо огромное за вклад в меня, за вклад в искусство, а это огромная и очень важная миссия. Если у человека будет культура, то человечество ещё будет жить. Очень сильно вас люблю, благодарю, если был где-то неправ, простите меня, молодость, она как говорится, такая. Как сказал Пастернак, берегите своё душевное равновесие, ваш Яго."
Ваш кабинет-музей вызывает любопытство, кресло-трон с львиными лапами и много всего.
Я же Львович и лев по знаку Зодиака 19 августа. Много разного здесь. Ко мне же приходят дети, часто эти сувениры дарю им. У меня это закон - ребёнок должен что-то отсюда унести. С чем-то не расстаюсь, конечно. Вот любимый Александр Сергеевич в шкафу, купил в маленькой лавочке по пути в Питер. Вот Шукшин - подарок отца студенту на День рождения. Это портрет моей мамы, это её рисунок, где изображён молодой папа. Вот тигр на полу, котята в корзинке, много кроликов, разные игрушки, картины, фотографии. А вот спросите меня, что я ещё жду от жизни, и я отвечу, подобно героине Натальи Гундаревой из фильма "20 лет спустя": "Я жду детей". Такая у меня судьба.
Сейчас опять эффект перпендикуляра сработал? Может и слеза выкатится.